Тема: «Правила общения с одноклассниками.»
Цель: познакомить с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе.
Задачи:
Обучающие: формировать способы эффективного повседневного общения с учащимися класса; способствовать возникновению и установлению контактов между детьми, используя разные средства общения.
Развивающие: развивать умения, навык работы в группе.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование: текст рассказа «Как от Тошки отвернулась кошка».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Я рада видеть вас на нашем очередном занятии.
- Сегодня на занятии мы продолжим разговор о вежливости, поговорим о том, как следует общаться со взрослыми и сверстниками в школе.
2. Основная часть.
- Ребята в школе существуют особые правила поведения. Правила достаточно просты.
- Как нужно приходить в школу? (Приходить вовремя.)
- Давайте вспомним, что же такое вежливость?
- Слово «вежливый» образовалось от древнерусского слова «вежа» с помощью суффикса «лив», «вежа» - знаток («ведать – знать») Буквальное значение слова «вежливый» - знающий, как себя вести.
- Ребята, какой человек вежливый? ( Вежливый – уважающий окружающих, знающий, как себя вести.)
- Приходя утром в школу, мы приветствуем друг друга.
- Здороваетесь и спрашиваете, как дела. Такая форма общения очень распространена. Дело в том, что вам действительно интересно, как идут дела у вашего друга. Вы спрашиваете его не из-за элементарной вежливости, а потому что вам действительно интересно узнать, что нового произошло у ваших друзей за выходные. Быть хорошим другом — это значит проявлять искренний интерес к жизни своих друзей. Но как часто ваши разговоры продолжаются и во время урока. Это недопустимо. На уроках посторонних разговоров быть не должно. Для этого существуют перемены. Попробуйте объяснить, почему не нужно разговаривать на уроках.
- Вот только несколько причин, почему нельзя разговаривать на уроке:
— отвлекаетесь сами;
— отвлекаете ученика, с которым разговариваете;
— отвлекаете других учеников, сидящих около вас;
— мешаете учителю.
Только один разговаривающий во время урока ученик мешает половине класса. Поэтому лучше все посторонние разговоры оставить на потом.
- Давайте с вами вспомним «Вежливые слова», которые всегда необходимо использовать в общении с окружающими.
- Как обратимся с приветствием к своим друзьям?
Дети. – ( Доброе утро, привет, здравствуйте.)
- Как следует обращаться с приветствием к учителю?
Дети. ( Здравствуйте, доброе утро.)
- Как обратимся с приветствием к взрослым?
Дети – « Здравствуйте»
- Вы приходите в класс, здоровайтесь с учителем, одноклассниками. Не забывайте при этом улыбнуться.
- Ребята вспомните, с какими вежливыми словами мы обращаемся с просьбой, извиняемся и благодарим собеседника.
Дети. ( Пожалуйста, прошу Вас, извините, простите, прошу простить, спасибо, благодарю Вас).
ПОЧЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ?
- Вы всегда можете попросить своих одноклассников о помощи. Вы никогда не должны отказывать друг другу в этом. Как вы считаете, почему взаимовыручка важна в классе?
- Если с вами приключилась такая неприятность, как болезнь, то вы всегда можете обратиться к своему другу за помощью. Вы всегда можете попросить одноклассника передать это учителю, чтобы тот знал, почему вы отсутствуете. Если вашего одноклассника долго не было, нужно обязательно спросить о его самочувствии. После болезни ученики всегда отстают от своих одноклассников, и здесь вы должны помочь. Каждый может оказаться на этом месте, поэтому не откажите в помощи, если ученику будет что-то непонятно и он попросит кого- то из вас объяснить это.
- У каждого из нас есть свое мнение. И мы вправе все его высказывать. Но при этом нужно уважительно относиться к мнению других людей. Например, не стоит перебивать и тем более недопустимо кричать: «Бред!», «Ерунда!», «Чушь!» на высказывание собеседника, с которым ты не согласен. Нужно дождаться, пока он закончит свою мысль, и лишь потом высказать свою. Можно начать. «Я считаю по-другому» или «Мое мнение об этом отличается». Еще неизвестно, кто из вас прав, и поэтому не стоит делать поспешные выводы о правоте, чтобы не выглядеть смешным.
Бывают и такие ситуации, когда тебя могут неправильно понять. В таких случаях стоит еще раз спокойно повторить то, что вы говорили. Самая распространенная ошибка в таком случае — это спор. Пожалуй, это одно из самых глупых действий — затевать спор. Хоть и существует такое мнение, что в споре рождается истина, однако не всегда так. А вот что точно рождается в споре, — вражда. Так что, выбирая между мнимой истинностью и крепкой дружбой, лучше выбрать дружбу.
- А сейчас послушайте рассказ.
КАК ОТ ТОШКИ ОТВЕРНУЛАСЬ КОШКА
У девочки было веселое имя - Тошка, то есть Антонина.
И нрав у нее был веселый. И даже лицо веселое. Но отчего- то она ни с кем не могла поладить.
Все от нее отворачивались. Вот, например, вчера... В школе Тошка не успела записать задание по математике. Сами знаете, с каждым может случиться. Она обратилась к отличнику Коробкину, который всегда всё записывал:
- Короб, а Короб!
Тот молчал.
- Эй, шляпа, тебе говорят; ты что - оглох?! Коробка! Дай задание по математике!
Отличник и ухом не повел.
- Коробок! Ну, прошу тебя! Ты чего, Коробочка, такой красный стал?
- Лучше отойди! - сердито отрезал отличник. «Заболел он, что ли?» - подумала Тошка.
После школы Тошка забросила домой портфель и решила отправиться в молочный магазин, но не нашла бидон. Тогда она позвонила в квартиру соседей по площадке.
Ей открыла хозяйка квартиры - элегантная женщина средних лет.
- Салютик, бабуся, не помню, как звать, бидончика нет?
- Простите, мне некогда, - строго ответила женщина и закрыла дверь.
«Заболела она, что ли?» - подумала Тошка. Нашла бидон и отправилась в магазин.
За молоком стояла небольшая очередь. Тошка пошла к последнему и обратилась;
- Дядя, я за вами. Я только в кассу - заплатить.
Когда Тошка вернулась, за мужчиной уже стояла девушка в синей куртке.
- Я за шляпой! - заныла Тошка. - Скажите, дяденька, синей куртке, я ведь занимала, а этой синей не было!
- Ничего не знаю, - ответил мужчина.
Тошка встала в конец. Очередь мрачно смотрела на нее.
Тошка плелась с молоком из магазина и с грустью думала: «Что они все, заболели?»
Она встретила знакомую дворовую кошку и решила проявить к кошке человеколюбие:
- Эй, ты, как там тебя? Молока хочешь? А? Животное?!
Голодная дворовая кошка посмотрела на Тошку с презрением и фыркнула:
- А н-н-ну! Брысь отсюда! Гав! - отвернулась и пошла гордо.
«Чего это я, заболела?» - в ужасе подумала Тошка.
- Что девочка делала неправильно?
- А теперь давайте поиграем. Я буду называть правило поведения, а вы будете хлопать в ладошки, если оно верно и топать, если неверно.
В школу нужно приходить за 10 минут до занятий, чтобы привести себя в порядок и свои вещи.
Из школы можно уходить, когда захочешь.
Школьное имущество нужно беречь.
За территорией школы можно вести себя, как захочешь. Все равно никто не видит.
Со звонком начинается урок.
Когда заходит директор, можно не вставать.
К учителю можно обращаться только на Вы и по имени-отчеству.
Чтобы спросить учителя о чем-то, нужно поднять руку.
При ответе ученика можно перебивать.
Звонок с урока звенит для учителя.
Во время перемен нужно мешать другим отдыхать.
Дежурный по классу должен помогать учителю.
Если одноклассник просит о помощи, вовсе не обязательно ему помогать.
На уроке надо обязательно разговаривать на посторонние темы.
Если ты с кем-то не согласен, нужно обязательно поспорить.
Нужно быть дружным классом.
Для того, чтобы всем было приятно общаться, нужно соблюдать правила этикета в общении:
1. Слушать друг друга.
2. Говорить по одному.
3. Говорить искренне.
4. Выражать свое мнение.
5. Уважать чужое мнение.
- Что же еще нужно для успешного умственного общения
3.Заключительная часть.
- Послушайте диалог и скажите успешное это общение или нет? Почему?
Встретились два приятеля:
- Как живешь?
- Нормально.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел…Теперь – все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю – нормально.
- Странно ты говоришь…
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально.
(Общение не получилось. Почему? )
- Один из собеседников оказался неинтересным. Он не умеет вести беседу.
1.Костя не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошла Лена
- Костя, интересная у тебя книга?
Костя захлопнул книжку и ударил Лену по голове.
- А тебе какое дело? Вот, не будешь приставать с дурацскими вопросами…
- Что можно сказать о Косте? ( не умеет разговаривать, не соблюдает культуру общения)
2.- Юра с нашего двора
Снегиря поймал вчера.
Всем хвалиться начал:
- Вот!
В клетке он теперь живет!
Но ребята зашумели:
- Что ты, Юра…
- Что вы осуждаете в поступке Юры?
Правила обращения к людям.
- Как надо обращаться к людям?
♦ Если вы не знаете имени человека, к которому обращаетесь, лучше всего начните фразу со слов: «Простите, пожалуйста...» или: «Будьте добры, пожалуйста...». Например: «Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час».
♦ К знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству, на «вы». Обращение «дядя» и «тетя» годятся только для настоящих родственников или близких друзей родителей, которые позволяют так их называть.
♦ Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери, бабушке и дедушке, сестре или брате нельзя говорить «он» или «она». Нужно сказать: «Мама просила передать» (а не «она просила»), «Да, отец дома» (а не «он дома»),
- А как вы обращаетесь друг к другу?
Признайтесь, часто в самом обращении уже заложена недобрая реакция собеседника. Стоит ли удивляться, что человек, которому прокричат: «Эй, Кислый, подойди сюда!», отвернется и пойдет в другую сторону?
Итог:
- О чем мы говорили на занятии?
- Какие слова должен употреблять вежливый ученик?
-Как он должен относиться к учителю, к взрослым, к своим сверстникам?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.