Тема: «Волшебные слова.»
Цель: способствовать нравственному развитию личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов.
Развивающие: развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь воспитанников; расширять кругозор, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: карточки с вежливыми словами, карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах. Какие слова для вас являются волшебными? (ответы детей).
- Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них рифму:
Растает ледяная глыба
От слова тёплого…. (спасибо).
Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …. (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
2. Основная часть.
- Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова? (вежливый)
- Что значит быть вежливым человеком? (ответы детей)
Вежливость – это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Это соблюдение правил приличия, норм поведения.
Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. А какие добрые поступки совершали вы?
Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком в рассказе В.Осеевой «Волшебное слово». Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (ответы детей).
А помогло ли ему это слово? (ответы детей).
Старичок сказал Павлику только одно волшебное слово, а на самом деле их много.
Игра «Волшебные слова»
(Дети становятся в круг, кому воспитатель бросает мяч, тот называет волшебное слово).
- А теперь давайте вспомним сюжеты русских народных сказок, в которых герои говорили друг другу это слово. Оказывается, это слово можно произнести по-разному, т.е. – с разной интонацией. Что такое – разная интонация – мы сейчас с вами попробуем выяснить.
- Вот, допустим, просто слово «да». Произнесите его. (Дети произносят). Теперь скажите это слово уверенно – «да!». Теперь – неуверенно – «да-а-а». Теперь – вопросительно – «да?». (Дети отрабатывают разную интонацию произнесения каждого ответа).
- Вот так же можно сказать и слово «спасибо». Теперь обратите внимание. С какой интонацией будут произносить слово «спасибо» герои разных сказок. (Читает отрывки из сказок)
Встретились как-то раз лисица и журавль. Пригласила лиса журавля к себе в гости и решила угостить его манной кашей. Размазала кашу по тарелке, сама ходит вокруг тарелки, языком кашу слизывает, а журавль – стук да стук носом, так ничего ему и не досталось. А лиса всю кашу сама съела. «Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем». – «Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости». На следующий день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку.
- Как вы думаете, искренне поблагодарил журавль лисицу, или его слова прозвучали иронически? Конечно, иронически, т.е. – с насмешкой. Ведь лисица пригласила журавля к себе в гости на угощение, а сама всю кашу съела. Когда его произносят иронически, то даже иногда употребляют в уменьшительной форме – «ну, спасибочки».
- А какие чувства испытал журавль, когда его обманула лиса? (Он обиделся) Верно, значит, в этом случае слово «спасибо» могло прозвучать еще и с обидой.
Ушла одна девочка в лес за грибами да не нашла обратной дороги домой и заблудилась. Встретил ее там бычок – черный бочок, посадил себе на спинку да вывез обратно к дому. Вышли из дома отец и мать, стали свою дочку обнимать и целовать, стали бычка благодарить. «Спасибо тебе, бычок, черный бочок, белые копытца, острые рожки».
- Как вы думаете, а здесь слова благодарности звучали искренне, не иронически, не с огорчением? Конечно, искренне, ведь мама и папа были так рады тому, что вновь видят свою дорогую дочку живой и невредимой.
- Послушайте стихотворение о Вите и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре этом
И скажите нам ответ.
- Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? (ответы детей).
Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».
- А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку. Вы будете выполнять упражнения только тогда, когда я скажу «волшебные слова»:
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперёд.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
3. Заключительная часть.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дорогие слова». Я буду читать, а вы вставляйте нужные «волшебные слова»:
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. На остановке в автобус вошла женщина с маленьким ребенком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, … (пожалуйста)». Женщина вежливо поблагодарила Вову: … («спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал: … («извините, пожалуйста»).
В каких ситуациях мы употребляем «волшебные слова»? (для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).
Итог:
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Как правильно нужно произносить «волшебные слова»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.