Конспект
День толерантности
«Мы разные, но мы вместе!»
для детей старшей группы
Воспитатель: Коваленко Т.Н.
Цель: воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных
народов России.
Задачи:
1. Воспитывать умение понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции
других людей.
2. Воспитывать в детях дружелюбие, стремление взаимовыручке, умение
радоваться успехам других.
3. Познакомить детей с понятием «толерантность».
4. Познакомить с традициями, обычаями, культурой, играми народов,
живущих в Москве.
5. Расширять кругозор дошкольников, представления об окружающем мире.
6. Создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое, бодрое
настроение.
Материал: Аудиозаписи с песнями: «Вместе весело шагать», «Во поле
берёза стояла», «Если с другом вышел в путь», «Я, ты, он, она», презентация
«Мы разные, но мы вместе!», атрибуты к играм.
Оборудование: мультимедийная система, аудиосистема.
ХОД:
Дети сидят за столами, звучит музыка песни «Вместе весело шагать» (Слайд №1)
В-ль: Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь,
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, в доброту.
Взрослых уважаешь.
Никому ты не грубишь
И не обижаешь
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Воспитатель: (Воспитатель в русском народном костюме.)
Ребята, сегодня у нас праздник дружбы и толерантности. А
что это такое, мы сейчас с вами разберёмся. Давайте поприветствуем друг
друга. Я прошу встать девочек. Посмотрите, какие у нас замечательные
красивые девочки, поприветствуем их, похлопаем в ладоши.
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие сильные,
мужественные у нас мальчики, поприветствуем мальчиков.
На нашей планете Земля огромное количество стран. (Слайд №2) Каждая
страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие
друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас
разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.
Давайте толерантность прославлять!
Терпимость стран, людей, народов!
Друг друга будем чтить и уважать,
Не глядя на цвет глаз, волос и Родину!
Давайте вырастим детей в любви!
И каждый год в средине ноября
Мы снова будем повторять: «Живи,
Так чтобы мир царил в сердцах всегда!
А чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие
поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день
Толерантности.
А почему так назвали праздник? Хотите узнать? (Слайд №3) . Когда то,
давным-давно во Франции жил князь Талейран. Был он очень талантлив во
многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за
уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти
выход из любой ситуации. Отсюда и происхождение слова толерантность,
которое означает терпимость, сочувствие, понимание.
Мы с вами живем в красивом городе Москва. И населяют его разные
народности. Это украинцы, молдаване, армяне, татары, ногайцы, русские и
многие другие. (Слайд №4)
Когда-то люди из других стран и городов приехали в наш город и
остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в Москве, но их родители приехали из других стран и республик. И нет среди них детей, которые не любили бы играть. У каждого народа есть свои народные игры. И сегодня мы будем играть, и знакомиться с любимыми играми детей народов; читать стихи разных народов.
В-ль: знакомит детей с разными национальностями( костюмы, игры, обычаи) (Слайды №5- №7) Башкиры – очень древний народ. Самым
главным для башкир являлось уважение к природе, так как они занимались
земледелием. Поэтому обувь у башкир с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у башкир много украшений. Украшения передавались по наследству.
У башкир много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый
праздник, когда проводится много игр. И нам пора уже начать игру.
Группа детей представляет и проводит татарскую игру «Тимербай»
Правила игры: Играющие, взявшись за руки, делают круг, выбирают водящего «Тимербая». (Играет музыка. Передают башкирскую тюбетейку. На ком музыка закончилась, тот «тимербай»). Он становится в центре круга и говорит:
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют,
В речке быстрой искупались
нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
и красиво нарядились.
Не есть, не пить не стали
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот, так» водящий делает какое либо движение,
все должны повторить его. Затем выбирается другой водящий. Движения,
которые показывали повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.
В-ль: сейчас перенесемся в следующую республику – Таджикистан.
(Звучит таджикская музыка народная музыка. На слайде №8 таджик и
таджичка).
Воспитатель: Таджикистан – прекрасный край!
Пустыни, горы – это рай!
Кто не был здесь еще ни раз
Мы просим всех сюда попасть!
И будем рады всем друзьям
Нам жить в одной стране
Где правит мир и доброта!
Главная часть одежды таджиков – тюбетейка. (Слайд №9). Она может
рассказать о том, богат ли владелец или беден, празднует ли он свадьбу или
собирается в дорогу. У каждого узбека есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными орнаментами. Таджикские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные. (Слайд №10). Мужчины носят халат, который подвязывают платком. На голову одевают тюбетейку. (Слайд № 11). Женщины носят красивое яркое платье и шаровары. На голову одевали сразу 3 элемента – тюбетейку, платок и тюрбан.
В-ль: Видите, как много мы узнали о башкирах и таджиках. И все
мы живем в нашей большой и дружной стране, России, которая тоже славится своими, праздниками, играми. Ну-ка, вспомните, какие народные праздники вы проводили? (Масленица, Пасха, Рождество, Троица – праздник русской березки). (Слайды №12 - №17).Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах. Рассказывает, как называются элементы одежды.
Звучит русская народная мелодия. Входят девочка и мальчик в русских народных костюмах.
Ребенок: Нет края на свете красивей,
Нет родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия,
Что может быть сердцу милей!
В-ль: А сейчас мы с вами поиграем в любимую игру русских детей –
«Ручеёк».
(Проводится русская народная игра «Ручеек»).
Правила игры. (Воспитатель включает музыку, напоминающую журчание ручейка). Дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара детей, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих, и становится впереди. И т.д. Игру можно проводить и в обратном направлении. Игра может проводиться в любом темпе, самое важное – не терять плавности и непрерывности «ручейка».
Воспитатель: Всем спасибо за игру. А сейчас мы с вами отправимся в
чудеснейший край – Дагестан. «Дагестан» означает «страна гор». Этот край
славится своим гостеприимством, богатством обычаев, красотой горной
природы. (Слайды №18 – №22).
Вот как о Дагестане писали поэты:
Мой Дагестан неописуем.
Как ты прекрасен, словно рай!
О, Дагестан, ты словно сказка,
Чудесный, горный, милый край!
В маленьком Дагестане проживает много разных национальностей –
аварцы, русские, лезгины, ногайцы, кумыки и другие. Главной музыкой и
танцем является лезгинка.
В-ль: А другие наши гости приехали из Украины. (Слайды №23 -
№26). Ребята, посмотрите какой самобытный костюм носят украинские юноши, а как красив национальный костюм украинских девушек.
Воспитатель: (Слайды №27 - №29). А сейчас познакомимся с Азербайджаном. Азербайджан славится своей кухней, красивыми костюмами.
В-ль: Чтобы нам жилось легко, хорошо, нам надо чаще говорить
добрые слова. А вы знаете их? Сейчас проверим.
(Проводится словесная игра «Недостающее словечко»)
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого "СПАСИБО".
- Зазеленеет старый пень, когда услышит "ДОБРЫЙ ДЕНЬ".
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь "ЗДРАВСТВУЙТЕ".
- Когда нас бранят за шалости говорите: "ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА".
- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: "ДО СВИДАНИЯ".
Молодцы, ребята, вы знаете добрые слова. Каждый вежливый и
воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «Волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Скажите, а у вас поднялось сегодня настроение?
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие. Ребята,
посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы
сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и
ласковы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.