Конспект занятия на тему: "Строительство Санкт- Петербурга"
Оценка 5

Конспект занятия на тему: "Строительство Санкт- Петербурга"

Оценка 5
docx
22.08.2023
Конспект занятия на тему: "Строительство Санкт- Петербурга"
конспект строительство санкт-петербурга.docx

Конспект занятия на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Цель урока:

- повторить тему "Начало Северной войны";

- познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга;

- научить детей применять полученные знания на практике (викторина).

Задачи:

1) Образовательная - создание у учеников общего представления об истории основания Санкт-Петербурга.

2) Коррекционная - расширение кругозора, запаса знаний и представлений детей, развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса детей.

3) Воспитательная - развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств.

Оборудование и материалы: презентация «Строительство Санкт-Петербурга»; кроссворд на тему «Строительство Санкт-Петербурга»

Этапы урока:

Организационный момент: - 1 мин.

1. Приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!

Поднимите руку те, кто пришёл на урок с хорошим настроением, кому нравится принимать активное участие в уроке?

Хлопните в ладоши те, кто желает решать проблемы совместно, сотрудничать в группе.

Пожмите друг другу руку, пожелайте своему соседу удачи на уроке.

Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку.

Далее учитель проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (в виде тест – опроса) - 10 мин.

Учитель: Ребята, какую мы тему проходили с вами на прошлом уроке?

Дети: "Начало Северной войны".

Учитель: Правильно! А каким было ваше домашнее задание?

Дети: Прочитать параграф.

Учитель: - Сейчас я проверю, насколько хорошо вы выполнили домашнее задание и усвоили данную тему.

- К вашему вниманию я предлагаю тест, вопросы которого будут представлены в презентации. Ваша задача решить его, записав все ответы к себе в тетрадь, а после мы все вместе его проверим.

- Но перед решением теста, давайте повторим некоторые определения, которые могут нам встретиться в тесте.

Рекрут – лицо, принятое на военную службу  по воинской повинности или найму.

Регулярная армия -  (в ней солдаты служили постоянно, определенный срок)

2) Тест «Начало Северной войны».

1)      В каком году началась Северная война?

·         в  1650 г;

·         в  1536 г;

·         в 1700 г.

2) С каким государством воевала Россия? (Слайд №1)

·         С Англией;

·         С Францией;

·         Со Швецией.

3) Выход к какому морю хотел завоевать Петр I? (Слайд №2)

·         К Охотскому морю;

·         К Балтийскому морю;

·         К морю Лаптевых.

4)      Кого набирали в новую регулярную армию? (Слайд №3)

 

·         Рекрутов;

·         Офицеров;

·         Матросов.

5)      Какую крепость основал Петр I после победы? (Слайд №4)

 

·         Кронштадт;

·         Петропавловскую крепость;

·         Шлиссельбург.

3. Изложение нового материала - 20 мин.

 Объяснительный рассказ учителя.

Свой рассказ учитель сопровождает показом слайд-шоу. Словарные слова школьники записывают в тетрадь.

Учитель:  Как мы только что вспомнили, после победы Петр I повелел построить в устье реки Невы крепость, которую назвали в честь апостолов Петра и Павла Петропавловской (проговорить устно).

Слайд 5: А затем в 1703 году вокруг этой крепости начали строить новую столицу Российского государства город Санкт-Петербург. Поэтому тема нашего урока будет так и называться -  строительство Санкт-Петербурга.

Слайд 6: Устами Петра о Санкт – Петербурге в произведении одного писателя говорится так:

Как бы миру мне на славу

Тот построить городок

Чтоб порадовать державу

Исполинскую он мог.

Чтобы русские гордились

Чудным городом всегда

Чтоб ему все поклонились

В целом мире города. (Слайд №7).

Слайд 8: Санкт-Петербург хоть и был построен по точному плану, но в совершенно непригодных для человека природных условиях. Поэтому многие считают, что основатель города, император Петр I, ошибся, и называют город проклятым.

Слайд 10: Но, несмотря на это, Санкт - Петербург  является самым европейским городом России, потому что строился он по европейским образцам, а его жители старались жить по-европейски. И в отличие от других русских городов его центр сразу был построен из камня, а не из дерева.

Следует также отметить, что  местность в устье Невы была болотистая. Строить город приходилось на нескольких островах, со всех сторон, окруженных водой.

Слайд 11: Петр I сам руководил строительством. Иногда он брался за топор и работал наравне с простыми мастерами. Его высокую фигуру можно было видеть то на верфи, то на строительстве крепости.

Верфь – месс то постройки и ремонта судов (записать внизу слайда + картинка).

Слайд 12: Целыми днями он ходил от одной стройки к другой. Для него даже соорудили небольшой деревянный домик на Березовом острове. Это было самое первое жилое здание, построенное здесь (за три дня). Его строителями являлись обыкновенные солдаты.

Слайд 13: Осенью 1703 года на строительстве города трудилось около 20 тысяч подкопщиков (Подкопщики – рабочие, присылаемые из разных городов России, которые работали в три смены). В следующем году Пётр I издал указ прислать на работы ещё 20 тысяч человек.

Слайд 14: День и ночь стучали топоры. Петр велел каждому приехавшему знатному человеку строить себе дом. А для строительства везли отовсюду все самое необходимое: лес, железо, камень, различный инструмент, одежду, посуду.

Слайд 15: Сразу после основания Санкт-Петербурга в 1703 году возникла проблема защиты новой столицы со стороны моря. Поэтому уже в следующем году начались работы по созданию оборонительных сооружений. На одном из соседних островов была заложена мощная крепость Кронштадт.

Слайд 16: Петербург должен был стать не только городом-крепостью для борьбы со шведами, но и крупным торговым портом: сюда могли бы приходить торговые корабли со всего света, а российский торговый флот вез бы отсюда отечественные товары в другие страны. Именно поэтому здесь возводились портовые сооружения и верфь, чтобы начать строить собственный балтийский военный и торговый флот.

Слайд 17: Царь приказал всем российским мастерам-корабельщикам приезжать на строительство нового города. Из других стран пригласили лучших мастеров. В городе строились различные мастерские и заводы, школы для подготовки моряков, лоцманов (лоцман – морской специалист, который проводил корабли из моря в порт) и военных. Своих моряков для российского флота не хватало, поэтому Петр распорядился принимать на военную службу иностранных.

Слайд 18: Петр I сам нарисовал план будущего города с красивыми прямыми улицами. Центральная улица города - Невский проспект - начиналась от Петропавловской крепости. Вдоль нее расположились торговые ряды, площадь для проведения торжеств и военных парадов, административные здания.

Слайд 19: За несколько лет на берегах Невы вырос прекрасный город с дворцами и домами, портом и верфью, церквями и школами, заводами и мастерскими, каменными набережными и мостами. Петр I полюбил этот город, называл его «земным раем». И уже через несколько лет после начала строительства город Санкт-Петербург был объявлен столицей Российского государства.

Слайд 20: Почти 200 лет Санкт-Петербург являлся столицей России, и лишь в начале ХХ века столицей снова стала Москва.

4. Закрепление (викторина)- 10 мин.

Дети делятся на 2 команды. Учитель задает вопросы. За каждый правильный ответ каманда получает один бал.

1) Вопросы для закрепления.

Слайд 21:  В каком году началось строительство Санкт-Петербурга? (в 1703)

Слайд 22: Кто руководил строительством города? (Петр I)

Слайд 23: Кто такой лоцман? (морской специалист, который проводил корабли из моря в порт)

Слайд 24: Что такое верфь? (Место постройки и ремонта судов)

Слайд 25: Как называется центральная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

Слайд 26: Сколько лет Санкт-Петербург был столицей России? (Почти 200 лет)

7. Итог урока - 3 мин.

Учитель:

- Что мы сегодня изучали?

- Что вам больше всего запомнилось?

Дети отвечают на заданные вопросы.

Учитель: - Хорошо, всем спасибо, до новых встреч!


 

Конспект занятия на тему: «Строительство

Конспект занятия на тему: «Строительство

К вашему вниманию я предлагаю тест, вопросы которого будут представлены в презентации

К вашему вниманию я предлагаю тест, вопросы которого будут представлены в презентации

Слайд 5: А затем в 1703 году вокруг этой крепости начали строить новую столицу

Слайд 5: А затем в 1703 году вокруг этой крепости начали строить новую столицу

Слайд 14: День и ночь стучали топоры

Слайд 14: День и ночь стучали топоры

Слайд 24: Что такое верфь? (Место постройки и ремонта судов)

Слайд 24: Что такое верфь? (Место постройки и ремонта судов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2023