Конспект занятия на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»
Цель урока:
- повторить тему "Начало Северной войны";
- познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга;
- научить детей применять полученные знания на практике (викторина).
Задачи:
1) Образовательная - создание у учеников общего представления об истории основания Санкт-Петербурга.
2) Коррекционная - расширение кругозора, запаса знаний и представлений детей, развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса детей.
3) Воспитательная - развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств.
Оборудование и материалы: презентация «Строительство Санкт-Петербурга»; кроссворд на тему «Строительство Санкт-Петербурга»
Этапы урока:
Организационный момент: - 1 мин.
1. Приветствие:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
Поднимите руку те, кто пришёл на урок с хорошим настроением, кому нравится принимать активное участие в уроке?
Хлопните в ладоши те, кто желает решать проблемы совместно, сотрудничать в группе.
Пожмите друг другу руку, пожелайте своему соседу удачи на уроке.
Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку.
Далее учитель проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания (в виде тест – опроса) - 10 мин.
Учитель: Ребята, какую мы тему проходили с вами на прошлом уроке?
Дети: "Начало Северной войны".
Учитель: Правильно! А каким было ваше домашнее задание?
Дети: Прочитать параграф.
Учитель: - Сейчас я проверю, насколько хорошо вы выполнили домашнее задание и усвоили данную тему.
- К вашему вниманию я предлагаю тест, вопросы которого будут представлены в презентации. Ваша задача решить его, записав все ответы к себе в тетрадь, а после мы все вместе его проверим.
- Но перед решением теста, давайте повторим некоторые определения, которые могут нам встретиться в тесте.
Рекрут – лицо, принятое на военную службу по воинской повинности или найму.
Регулярная армия - (в ней солдаты служили постоянно, определенный срок)
2) Тест «Начало Северной войны».
1) В каком году началась Северная война?
· в 1650 г;
· в 1536 г;
· в 1700 г.
2) С каким государством воевала Россия? (Слайд №1)
· С Англией;
· С Францией;
· Со Швецией.
3) Выход к какому морю хотел завоевать Петр I? (Слайд №2)
· К Охотскому морю;
· К Балтийскому морю;
· К морю Лаптевых.
4) Кого набирали в новую регулярную армию? (Слайд №3)
· Рекрутов;
· Офицеров;
· Матросов.
5) Какую крепость основал Петр I после победы? (Слайд №4)
· Кронштадт;
· Петропавловскую крепость;
· Шлиссельбург.
3. Изложение нового материала - 20 мин.
Объяснительный рассказ учителя.
Свой рассказ учитель сопровождает показом слайд-шоу. Словарные слова школьники записывают в тетрадь.
Учитель: Как мы только что вспомнили, после победы Петр I повелел построить в устье реки Невы крепость, которую назвали в честь апостолов Петра и Павла Петропавловской (проговорить устно).
Слайд 5: А затем в 1703 году вокруг этой крепости начали строить новую столицу Российского государства город Санкт-Петербург. Поэтому тема нашего урока будет так и называться - строительство Санкт-Петербурга.
Слайд 6: Устами Петра о Санкт – Петербурге в произведении одного писателя говорится так:
Как бы миру мне на славу
Тот построить городок
Чтоб порадовать державу
Исполинскую он мог.
Чтобы русские гордились
Чудным городом всегда
Чтоб ему все поклонились
В целом мире города. (Слайд №7).
Слайд 8: Санкт-Петербург хоть и был построен по точному плану, но в совершенно непригодных для человека природных условиях. Поэтому многие считают, что основатель города, император Петр I, ошибся, и называют город проклятым.
Слайд 10: Но, несмотря на это, Санкт - Петербург является самым европейским городом России, потому что строился он по европейским образцам, а его жители старались жить по-европейски. И в отличие от других русских городов его центр сразу был построен из камня, а не из дерева.
Следует также отметить, что местность в устье Невы была болотистая. Строить город приходилось на нескольких островах, со всех сторон, окруженных водой.
Слайд 11: Петр I сам руководил строительством. Иногда он брался за топор и работал наравне с простыми мастерами. Его высокую фигуру можно было видеть то на верфи, то на строительстве крепости.
Верфь – месс то постройки и ремонта судов (записать внизу слайда + картинка).
Слайд 12: Целыми днями он ходил от одной стройки к другой. Для него даже соорудили небольшой деревянный домик на Березовом острове. Это было самое первое жилое здание, построенное здесь (за три дня). Его строителями являлись обыкновенные солдаты.
Слайд 13: Осенью 1703 года на строительстве города трудилось около 20 тысяч подкопщиков (Подкопщики – рабочие, присылаемые из разных городов России, которые работали в три смены). В следующем году Пётр I издал указ прислать на работы ещё 20 тысяч человек.
Слайд 14: День и ночь стучали топоры. Петр велел каждому приехавшему знатному человеку строить себе дом. А для строительства везли отовсюду все самое необходимое: лес, железо, камень, различный инструмент, одежду, посуду.
Слайд 15: Сразу после основания Санкт-Петербурга в 1703 году возникла проблема защиты новой столицы со стороны моря. Поэтому уже в следующем году начались работы по созданию оборонительных сооружений. На одном из соседних островов была заложена мощная крепость Кронштадт.
Слайд 16: Петербург должен был стать не только городом-крепостью для борьбы со шведами, но и крупным торговым портом: сюда могли бы приходить торговые корабли со всего света, а российский торговый флот вез бы отсюда отечественные товары в другие страны. Именно поэтому здесь возводились портовые сооружения и верфь, чтобы начать строить собственный балтийский военный и торговый флот.
Слайд 17: Царь приказал всем российским мастерам-корабельщикам приезжать на строительство нового города. Из других стран пригласили лучших мастеров. В городе строились различные мастерские и заводы, школы для подготовки моряков, лоцманов (лоцман – морской специалист, который проводил корабли из моря в порт) и военных. Своих моряков для российского флота не хватало, поэтому Петр распорядился принимать на военную службу иностранных.
Слайд 18: Петр I сам нарисовал план будущего города с красивыми прямыми улицами. Центральная улица города - Невский проспект - начиналась от Петропавловской крепости. Вдоль нее расположились торговые ряды, площадь для проведения торжеств и военных парадов, административные здания.
Слайд 19: За несколько лет на берегах Невы вырос прекрасный город с дворцами и домами, портом и верфью, церквями и школами, заводами и мастерскими, каменными набережными и мостами. Петр I полюбил этот город, называл его «земным раем». И уже через несколько лет после начала строительства город Санкт-Петербург был объявлен столицей Российского государства.
Слайд 20: Почти 200 лет Санкт-Петербург являлся столицей России, и лишь в начале ХХ века столицей снова стала Москва.
4. Закрепление (викторина)- 10 мин.
Дети делятся на 2 команды. Учитель задает вопросы. За каждый правильный ответ каманда получает один бал.
1) Вопросы для закрепления.
Слайд 21: В каком году началось строительство Санкт-Петербурга? (в 1703)
Слайд 22: Кто руководил строительством города? (Петр I)
Слайд 23: Кто такой лоцман? (морской специалист, который проводил корабли из моря в порт)
Слайд 24: Что такое верфь? (Место постройки и ремонта судов)
Слайд 25: Как называется центральная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
Слайд 26: Сколько лет Санкт-Петербург был столицей России? (Почти 200 лет)
7. Итог урока - 3 мин.
Учитель:
- Что мы сегодня изучали?
- Что вам больше всего запомнилось?
Дети отвечают на заданные вопросы.
Учитель: - Хорошо, всем спасибо, до новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.