Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №6 «Василек»
Конспект занятия
на тему:
«Светлая надежда»
Старшая группа
Разработала: воспитатель
Шаехова А.Р.
Задачи:
1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда»;
2. Развивать умение слушать друг друга;
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Подготовительная работа: чтение фрагмента «Рождество» И.С. Шмелев, «Предание о первой рождественской елке» Е. Ивановская, «Божий дар» Ф.М. Достоевский; оформление страницы альбома «Рождественское чудо», разучивание стихов, колядок о Рождестве.
Материал для занятия: Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая надежда».
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на выставку рождественских елочек:
- Какие елочки? (Праздничные, нарядные, веселые, яркие).
- Почему получились такие нарядные елочки? (Праздничные елочки, много звездочек, использовали яркие цвета карандашей).
- Как вы думаете, почему на елочках так много звезд? (Произошло рождественское чудо, звезды упали с неба и рассыпались).
Воспитатель: Добрый день уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на своем занятии, посвященном теме «Светлая надежда». Что такое надежда? Надежда – это уверенность в добром исходе. А что же такое надежда? Давайте обратимся к толкованию этого понятия в словаре.
Надежда – это эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого события и предвосхищающее вероятность его свершения. (новейший философский словарь). В самое трудное время на Руси сохранялась Надежда. Со светлой надеждой человек начинал добрые дела и совершал героические поступки. Надежда дает энергию для труда, учебы, жизни. Давайте вместе поразмышляем над этим понятием.
Педагог передает мячик сидящему слева родителю и задает вопрос: «Что такое для вас, надежда? На что вы надеетесь?» Как в повседневной жизни проявляется надежда? Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу (родители передают мяч по кругу и каждый высказывается)
Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мячик вернется к педагогу):
Надежда – это всегда нечто прекрасное, светлое, обещающее счастье и успокоение, насыщающее душу чистотой. Надежда помогает человеку сохранить свои лучшие качества, оставаться человеком среди дикости и безобразий окружающей жизни. И пока человек надеется, он борется, и стремиться к цели. Если же нет надежды в душе, она угасает и перестает бороться, и его душу захватывают темные силы зла, которое кипит вокруг нас. Но надежды не может быть без чего? Без веры? И наш ребенок видит наши лица, осветленные надеждой, и чувствует себя более уверенным и счастливым. Только вера сопровождает человека всю его жизнь от рождения и до последнего вздоха. Она путеводитель при принятии важных решений. Она основа нашего существования как человека, личности.
Воспитатель:
А что для вас Вера? Кому вы верите? Во что вы верите? (вы верите мне, … вы верите президенту…) Давайте опять обратимся к толкованию этого понятия в словарях.
Вера - это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения.
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Я согласна с вами, что нужно в душе жить с верой и надеждой. Нужно быть добрым и терпеливым. Вера и надежда сеет в души людей добро. А чего еще не хватает человеку, его душе? Наверное, вы согласитесь со мной, если я скажу, что не менее важно жить в душе еще с миром и согласием. Что может быть проще и одновременно, что может быть сложнее, чем жить в мире и согласии? Споры и раздоры случаются даже в самых дружных семьях. Ну как же избежать их? Важно ли согласие самого с собой? Важно ли для ребенка, чтобы в семье были мир и согласие?
Воспитатель:
А что для вас согласие в семье? Приходилось ли вам соглашаться с мнением другого человека? Прислушиваться к точке зрения другого человека? Члена вашей семьи? В каких делах в семье у вас согласие и это чувствует ребенок?
Обобщение воспитателем ответов родителей: Как важно своевременно прийти к доброму согласию в семье, в общении с друзьями, не дать сорваться злому слову и разрушить добрые отношения. Как важно воспитать согласие с миром в самом себе, в своей душе.
Надо верить друг другу, стараться беречь друг друга и доверять друг другу. И родительский пример имеет в данном случае особенную важность и особый смысл. Если в семье нет согласия и дружбы, этому не сможет научиться ребенок? И плохое, и хорошее, - все, что мы говорим и делаем, впитывается нашими детьми. Спасибо за ваши ответы.
Надежда – это уверенность в добром исходе. А так как исход добрый, то и надежда добрая. Со светлой надеждой человек начинал добрые дела и совершал добрые поступки. Со светлой надеждой люди посещали Храмы. Душа очищалась, становилось легче, верилось в чудо. Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество. Сейчас мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.
- Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество». (Необычная ночь, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм).
- Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям?
- Что чувствует человек накануне Рождества? (Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее).
- А какие подарки вы ждете на Рождество?
- Откройте книгу на странице 9. К какому произведению эта иллюстрация? («Предание о первой рождественской елке») по мотивам рассказа «Предание о первой рождественской елке», автор Е. Ивановская, рекомендуется сопровождать иллюстрациями из книг).
…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Поздно вечером добрались они до Вифлеема
. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег и тогда они нашли себе пристанище в пещере, на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду.
Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.
Слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него.
В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.
Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. Один ангел принес в пещеру цветы, другой принес скромную северную елочку.
Маленькая елочка увидела прекрасные цветы, опечалилась и заплакала:
- Мне нечем и самой обрядиться в такой праздник и пещеру украсить…
Когда Дева Мария увидела это, ей стало жаль елку. Взмахнула она рукой, и произошло чудо. С небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение. А в пещере стало светло и весело.
- Вот такая чудесная легенда! С тех пор люди каждый год украшают у себя дома елку
Какого чуда вы ждете в Рождество?
- А знаете ли вы ребята, когда мы празднуем рождество? (Рождество в нашей стране празднуется 7 января). Сегодня мы поговорим о традициях празднования Рождества.
2. Ресурсный круг «Рождественское чудо»
Подготовительный этап.
-И взрослые, и дети любят праздник Рождества. - В этот день приходят чудеса и если пожелать чудо для себя или своих близких оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос.
- Чего пожелали бы вы накануне Рождества своим близким и друзьям
Основой этап.
Далее разговор ведется по кругу. Первым на вопрос отвечает воспитатель, затем ребенок, сидящий слева от него.
Воспитатель подводит итог разговора:
- Люди любят праздник, потому что верят, что чудеса сбываются.
Рефлексия.
- Что вы чувствуете накануне Рождества? (ожидание чуда, радость)
- Что за чудо произошло в рождественскую ночь? (Родился Христос)
- Где он родился? (В пещере)
- Чем украсили пещеру ангелы? (Цветами и елочкой)
- О чем грустила маленькая елочка? (О том, что она некрасивая и простенькая).
- Какое еще произошло чудо? (Звезды упали с неба и украсили елочку).
Физкультминутка
- Сейчас вы превратитесь в рождественские елочки. Сначала елочка была грустная, покажите какая? После того, как ее украсили звезды она стала счастлива, покажите. (Повторить 2 раза).
- На Рождество в каждом доме украшают елку. И Христос решил преподнести в дар елку людям. Кому предназначалась елка? (Малютке самой доброй на земле, самой ласковой и чуткой).
- Кто из детей оказался достоин этого дара? (Мальчик)
- Почему? (Просил елку не для себя, а для больной сестры, надеялся, что сестра увидит елку и выздоровеет).
- Что почувствовал ангел, передав мальчику Божий дар? (Ангел был тронут до слез, радость).
- Действительно, ангел был растроган до слез, потому что малышка просил елочку для больной сестрички, он надеялся, что увидев елочку его сестра поправится. Рождество Христово – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется.
Активное занятие. Ресурсный круг «Рождественское чудо».
Воспитатель и дети сидят в круге. Педагог предлагает детям ответить на вопрос:
- Какое чудо вы ждете на Рождество?
Разговор ведется по кругу. Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Педагог последним отвечает на поставленный вопрос и подводит итог разговора:
- Люди любят праздник Рождества, потому что в мир приходит светлая надежда.
- Что вы чувствуете сейчас?
- Спасибо вам за работу, надеюсь, все что вы пожелали сбудется. Давайте встанем, возьмемся за руки и пожелаем друг другу всего самого доброго.
Работа с книгой. Воспитатель: А теперь я предлагаю заглянуть в наши замечательные книги «Светлая надежда» и прочитать текст в книге: «Откройте, пожалуйста, книгу на странице16. Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям» по цепочке. Каждому из вас нужно прочитать по одному законченному предложению. Родители читают текст.
Воспитатель: Книга также знакомит нас народной мудростью - пословицами и просит нас поразмышлять над их смыслом. Обратимся к пословицам, предложенным в книге: «Миром и горы сдвинем. Доброе слово два века живет – людей радует. Мир и согласие добрую надежду рождают». Уважаемые родители! Кто желает поразмышлять вслух над смыслом первой пословицы? Второй? Третьей?
Воспитатель предоставляет родителям некоторое время для осмысления пословиц. Затем родители (по желанию) высказываются о смысле пословиц.
Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки о мире, согласии, вере и надежде передают вековую мудрость народа. Поэтому не забывайте, занимаясь воспитанием своего ребенка, играя с ним употреблять в своей речи пословицы. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении человеческих ценностей.
Воспитатель: Незаменимым источником для вас в воспитании веры, надежды, согласия у детей являются произведения из книг серии «Социокультурные истоки» для развития детей дошкольного возраста. Поэтому я рекомендую, вам, уважаемые родители организовать дома семейные чтения и занятия в кругу семьи с использованием материала из книг «Радость послушания», «Светлая надежда», «Верность родной земле» и «Добрые друзья».
Заключительный этап.
Обобщение воспитателем ответов родителей:
Рефлексия.
Работа в круге. Воспитатель: Спасибо вам за интересную беседу. За ваши ответы и размышления. Пожалуйста, поделитесь и вы своими мнениями о нашей встрече. Узнали ли вы что – то для себя новое на нашей встрече? Что из всего здесь услышанного вы возьмете для себя?
Заключительное слово воспитателя: Я рада, что все мы сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменялись мнениями. Благодарю вас за участие! Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы веры и надежды, а с ними и согласия в каждой семье. Не забывайте, уважаемые родители, что вы являетесь примером для своих детей и поэтому постоянно демонстрируйте своим родным и близким людям свою веру, надежду, прочность дружбы и силу согласия. Стремитесь всегда выполнять важнейшие жизненные правила: жить со всеми в мире и согласии, оставаться добрым и терпеливым, уважать старших, проявлять заботу о слабых.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.