Конспект занятия в разновозрастной группе на тему:
«Спасем нерпёнка»
Цель: Расширять и уточнять у детей представления о нерпе – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике Ладожского озера и озера Байкал: ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания. Познакомить детей с нерпинарием и его назначением.
Задачи:
- развивать познавательную активность;
- расширять словарный запас детей;
- Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира.
- учить работать тычком и красками;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении задания;
- воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.
Оборудование: нарисованные приглашения в нерпинарий, изображение (слайд озера Байкал) видеоролики о нерпе и нерпинарии, изображение нерпы, макет нерпенка, сеть, лист бумаги (формат А 4) с контуром нерпы, жесткая кисть, гуашь черного и белого цвета
Воспитатель: На свете придумано просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро».
Воспитатель: Давайте с вами поздороваемся и передадим друг другу доброе слово.
Воспитатель: Внимание, внимание! В наше экскурсионное бюро поступили приглашения на экскурсию в нерпинарий? Это место, где человек может познакомиться с жизнью и повадками нерпы. Предлагаю Вам получить приглашения и отправиться в путь (воспитатель раздает приглашения). А ещё мы возьмем с собой на экскурсию фотоаппарат, и будем фотографировать все что увидим, вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Нерпинарий находится в Иркутске, на Байкале, он единственный, потому что нерпы живут только в озере Байкал и их нельзя увозить далеко от Родины.
Воспитатель: А как мы можем добраться до Байкала и на чем (дети выбирают вид транспорта). Так как в путешествие мы отправимся на поезде, я предлагаю вам пройти в вагон и занять места. Поезд отправляется.
Воспитатель: Вот мы и приехали (слайд озеро Байкал) Смотрите - какое красивое озеро.
Психогимнастика.
Ребята, закроем глаза и слушаем шум набегающих волн (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза.
Воспитатель: Байкал – самое глубокое пресноводное озеро планеты и самое древнее. Вода в озере настолько чистая и прозрачная, что можно увидеть дно. Лето тут прохладней, а зима наоборот мягче. Подводный мир озера Байкал богат и разнообразен, здесь живет очень много рыб: хариус, омуль, ленок, щука, налим, голомянка, байкальский бычок, окунь, осетр. Полюбоваться на озеро Байкал приезжают туристы из разных уголков планеты, ученые проводят исследования, а еще на Байкале живет уникальное животное - нерпа. Также нерпы живут на Ладожском озере и в Арктике.
Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом. Питается нерпа рыбой: бычки и голомянка. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду. Лунки нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Нерпята питаются молоком матери, оно очень жирное и полезное, ведь в нем много витаминов, поэтому они быстро растут и набирают вес. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама - нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть интересный видеоролик о жизни нерпы в естественных условиях (дети смотрят фильм о нерпе).
Воспитатель: Давайте ребята немного разомнемся и немножко поближе подойдем к озеру.
Физкультминутка.
А мы к озеру спустились, Дети идут к центру круга.
Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Вновь идут по кругу.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу.
Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.
Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это запутался в сети? Нерпенок. Это сделали нехорошие люди – браконьеры. Браконьерство – это незаконная охота или ловля рыбы. Что же делать?
Дети: нерпенка освободить!
Дети снимают сеть и освобождают нерпенка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашего спасенного нерпёнка, хорошо, что мы оказались рядом ( из-за браконьеров численность нерп значительно сократилась, поэтому они занесены в Красную книгу). Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь, нерпенку и всем нерпам на земле? Предлагаю вам нарисовать плакаты в защиту нерп.!
Воспитатель: Давайте рассмотрим нашего нерпенка. Опишите мне его пожалуйста (ответы детей).
Молодцы, но прежде ,чем мы приступим к работе предлагаю вам размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре ,пять
Начинаем мы считать
Посчитали и опять
Раз, два, три, четыре, пять.
Рисем плакаты
Посмотрите, у вас на столах лежат листы бумаги с контурами нерп, гуашь. Вместо кисточек будем использовать - тычок. Набираем краски на тычок и ударяем им о лист, получается пушистая шерстка. Рассматривание работ. Нерпенок говорит вам «Спасибо». Вы добрые и смелые!
Воспитатель: Ребята, продолжить нашу экскурсию я предлагаю вам в нерпинарии, собственно из-за него мы сюда и приехали. Нерпу очень сложно увидеть в природе из-за ее скрытности и пугливости. В Иркутском нерпинарии можно полюбоваться на нерп, познакомиться с их характером, поведением, можно увидеть шоу дрессированных нерп. Дрессированные нерпы умеют петь, танцевать, считать и даже рисовать, картины нарисованные нерпами продают туристам, вырученные деньги передаются исследователям, для изучения этих уникальных животных. В нерпинарии за ними ухаживают люди, следят за их здоровьем, кормят, дрессируют…
В нерпинарий нерпы попадают случайно, большая часть из них была спасена туристами или местными жителями во время зимы. Нерпы часто выходят на поверхность через дыры во льду, но не всегда успевают вернуться в воду до того, как лунка сомкнется по какой либо причине, жители подбирают их и часто отвозят их в нерпинарий.
Просмотр видеоролика (нерпы в нерпинарии)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия ? Что мы свами видели? Кому мы с вами помогали?
Ответы детей.
А теперь, нам пора возвращаться. Я предлагаю вам пройти в вагон, поезд уже отправляется. Вот мы и вернулись с вами домой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.