Конспект занятия по конструированию "Мосты"
Оценка 4.9

Конспект занятия по конструированию "Мосты"

Оценка 4.9
docx
25.11.2024
Конспект занятия по конструированию "Мосты"
тв и мяг согласные.docx

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)

Тема: Твердые и мягкие согласные.

 Цель: Развитие навыка различения твердых и мягких согласных звуков.

Задачи:

Обучающие: учить дифференцировать понятия «звук речи» – «буква»; формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках; закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; расширять словарный запас. 

Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей: внимания, памяти, мышления; развивать фонематический слух; обогащать словарь; развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы; содействовать развитию эмоций, чувств ребенка; способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; формировать положительную самооценку; воспитывать любознательность, творческую активность; воспитывать навык самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.

Методы организации учебного занятия:

- словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);

- наглядный (работа с наглядными материалами: картинками, плакатами);

- практический (проведение игр, выполнение упражнений).

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному городу звуков и букв. Мы познакомимся с жителями этого города. Они раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы и поиграют с нами. Но для этого нам надо произнести волшебные слова.

– Повторяйте за мной слова и движения.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток, (Дети машут руками)

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. (Дети кружатся)

Лишь коснёшься ты земли – (Приседают)

Быть по-моему вели! (Подпрыгивают)

Помоги моим ребятам быстрее попасть в волшебный город звуков и букв.

II. Объяснение нового материала.

Ведение в тему.

– Ребята, скажите, что можно услышать на улице в обычном городе? (ответы детей – шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).

– Это все звуки. Есть звуки природы, звуки музыки. А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.

– А можем мы увидеть звук? (Ответы детей – нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.

– А вы знаете, какие бывают звуки речи? (Ответы детей.)

– Звуки речи делятся на две группы. Гласные и согласные звуки. Послушайте сказку о человечках-звуках.

2. Знакомство с гласными звуками.

– Гласные звуки произносятся при помощи голоса. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, поэтому их можно петь как песенку, тянуть. Давайте назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. (на доску крепятся карточки с гласными звуками.)

Сколько их? (Гласных звуков 6.)

Гласные звуки можно петь по одному: А, О, У, Э, Ы, И.

Парами (дуэтом): АУ, ОИ, ЭЫ!

По трое (трио): АУО, ИЭЫ!

И даже хором: АУОИЭЫ!

(Дети совместно с педагогом поют песенки.)

– Гласные звуки носят красные костюмчики и обозначаются красным квадратом(кружком). (Педагог показывает квадрат из красного картона.)

Игра «Какой звук начинает слово?». 

– Ребята, давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук и бросить мяч мне (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре): апельсин, озеро, ива, утка, эхо, ангел, ухо, экран, иголка, арбуз, утюг, облако, эскимо, окна, азбука.

Знакомство с согласными звуками.

– Согласных звуков больше, чем гласных. Согласные звуки петь не умеют, не любят.

Загадки.

Что же помогает нам произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки:

1.     Когда мы едим – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить –

Они заболят. (Зубы.)

2. Если б не было его

      Не сказал бы ничего. (Язык.)

3.Посильней ты их раздуй,

На горячее подуй. (Щеки.)

– Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко.

Твердые и мягкие согласные звуки.

– Твердые согласные ходят в синих костюмчиках – квадратиках. (Педагог показывает квадрат из синего картона) У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». (Дети повторяют вместе с педагогом.)

1.    Мягкие согласные любят зеленые костюмчики – квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер. (Педагог показывает квадрат из картона зеленого цвета.) Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т'-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'». (Дети повторяют вместе с педагогом.)

2.     После твёрдых согласных всегда идут гласные: а, о, у, э, ы.

2.     Если после согласного стоят: и, е, ю, я, е, то эти согласные мягкие.

3.     Если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идёт снова согласный, то этот согласный будет твёрдым.

4.     Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку, то этот согласный звук мягкий.

 

Звонкие и глухие согласные звуки.

– Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек, тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой.

Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как дребезжит горлышко. Это звонкие согласные звуки. А теперь произнесем глухие согласные звуки: «П», « Т», «К», «С», «Ш». Горлышко не дребезжит.

Игра «Доскажи словечко». Педагог читает стихотворения, не договаривая слова, а дети их отгадывают и выделяют в каждом слове первый звук.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…(василёк).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота….(гол).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….(жираф).

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ….(капуста).

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы…(льёт).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной…(медведь).

Кто имеет один рог?

Отгадайте!...(носорог).

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка,

И зовут его…(Петрушка).

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк

Угадай, как он зовётся?

Золотистый…(светлячок).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью  мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь…(тишина).

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок –

Красный, маленький ….(флажок).

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я – …(хоккей).

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?...(цапля).

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит…(черепаха).

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при  деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…(шишек).

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки

Сапожной строгой…(щётки).

Игра «Угадай слово». Педагог показывает картинки, а дети называют букву, на которую начинается слово: слон, дом, рыба, тыква, перо, вода, флаг, груша, булка, крот, зима, желудь, шина, йод, щенок, луч, часы, хлеб, нос.

III. Заключительная часть занятий.

– Наше путешествие на сегодня заканчивается. Чтобы нам вернуться домой, нужно ответить на волшебные вопросы-пропуски.

– Вам понравилась играть со звуками? (Ответы детей.)

– Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)

– О каких звуках мы сегодня говорили? (Звуки речи.)

– На какие группы делятся звуки речи? (На гласные и согласные.)

– Сколько гласных звуков? (Их 6.)

– Назовите гласные звуки. (А ,о, у, и, ы, э.)

– Как отличить гласный звук от согласного звука? (Гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

– Какие помощники нам помогают произносить согласные? (Зубы, язык, губы.)

– Какими бывают согласные звуки? (Твердые/мягкие, звонкие/глухие.)

– Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)

– Сколько букв в русском языке? (33 буквы.)

– Молодцы, вы справились с заданием, и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по волшебному городу звуков и букв.


 

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)

Это все звуки. Есть звуки природы, звуки музыки

Это все звуки. Есть звуки природы, звуки музыки

Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р»

Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р»

Это зверь лесной …(медведь).

Это зверь лесной …(медведь).

Наше путешествие на сегодня заканчивается

Наше путешествие на сегодня заканчивается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2024