Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)
Тема: Твердые и мягкие согласные.
Цель: Развитие навыка различения твердых и мягких согласных звуков.
Задачи:
Обучающие: учить дифференцировать понятия «звук речи» – «буква»; формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках; закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий; расширять словарный запас.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей: внимания, памяти, мышления; развивать фонематический слух; обогащать словарь; развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы; содействовать развитию эмоций, чувств ребенка; способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; формировать положительную самооценку; воспитывать любознательность, творческую активность; воспитывать навык самостоятельной деятельности; воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.
Методы организации учебного занятия:
- словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
- наглядный (работа с наглядными материалами: картинками, плакатами);
- практический (проведение игр, выполнение упражнений).
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному городу звуков и букв. Мы познакомимся с жителями этого города. Они раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы и поиграют с нами. Но для этого нам надо произнести волшебные слова.
– Повторяйте за мной слова и движения.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, (Дети машут руками)
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. (Дети кружатся)
Лишь коснёшься ты земли – (Приседают)
Быть по-моему вели! (Подпрыгивают)
Помоги моим ребятам быстрее попасть в волшебный город звуков и букв.
II. Объяснение нового материала.
Ведение в тему.
– Ребята, скажите, что можно услышать на улице в обычном городе? (ответы детей – шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).
– Это все звуки. Есть звуки природы, звуки музыки. А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.
– А можем мы увидеть звук? (Ответы детей – нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.
– А вы знаете, какие бывают звуки речи? (Ответы детей.)
– Звуки речи делятся на две группы. Гласные и согласные звуки. Послушайте сказку о человечках-звуках.
2. Знакомство с гласными звуками.
– Гласные звуки произносятся при помощи голоса. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, поэтому их можно петь как песенку, тянуть. Давайте назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. (на доску крепятся карточки с гласными звуками.)
Сколько их? (Гласных звуков 6.)
Гласные звуки можно петь по одному: А, О, У, Э, Ы, И.
Парами (дуэтом): АУ, ОИ, ЭЫ!
По трое (трио): АУО, ИЭЫ!
И даже хором: АУОИЭЫ!
(Дети совместно с педагогом поют песенки.)
– Гласные звуки носят красные костюмчики и обозначаются красным квадратом(кружком). (Педагог показывает квадрат из красного картона.)
Игра «Какой звук начинает слово?».
– Ребята, давайте встанем в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук и бросить мяч мне (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре): апельсин, озеро, ива, утка, эхо, ангел, ухо, экран, иголка, арбуз, утюг, облако, эскимо, окна, азбука.
Знакомство с согласными звуками.
– Согласных звуков больше, чем гласных. Согласные звуки петь не умеют, не любят.
Загадки.
Что же помогает нам произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки:
1. Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить –
Они заболят. (Зубы.)
2. Если б не было его
Не сказал бы ничего. (Язык.)
3.Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй. (Щеки.)
– Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко.
Твердые и мягкие согласные звуки.
– Твердые согласные ходят в синих костюмчиках – квадратиках. (Педагог показывает квадрат из синего картона) У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
1. Мягкие согласные любят зеленые костюмчики – квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер. (Педагог показывает квадрат из картона зеленого цвета.) Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т'-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'». (Дети повторяют вместе с педагогом.)
2. После твёрдых согласных всегда идут гласные: а, о, у, э, ы.
2. Если после согласного стоят: и, е, ю, я, е, то эти согласные мягкие.
3. Если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идёт снова согласный, то этот согласный будет твёрдым.
4. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку, то этот согласный звук мягкий.
Звонкие и глухие согласные звуки.
– Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек, тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой.
Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как дребезжит горлышко. Это звонкие согласные звуки. А теперь произнесем глухие согласные звуки: «П», « Т», «К», «С», «Ш». Горлышко не дребезжит.
Игра «Доскажи словечко». Педагог читает стихотворения, не договаривая слова, а дети их отгадывают и выделяют в каждом слове первый звук.
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…(василёк).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота….(гол).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын….(жираф).
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста).
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы…(льёт).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь).
Кто имеет один рог?
Отгадайте!...(носорог).
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его…(Петрушка).
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк
Угадай, как он зовётся?
Золотистый…(светлячок).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…(тишина).
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький ….(флажок).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я – …(хоккей).
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?...(цапля).
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит…(черепаха).
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…(шишек).
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой…(щётки).
Игра «Угадай слово». Педагог показывает картинки, а дети называют букву, на которую начинается слово: слон, дом, рыба, тыква, перо, вода, флаг, груша, булка, крот, зима, желудь, шина, йод, щенок, луч, часы, хлеб, нос.
III. Заключительная часть занятий.
– Наше путешествие на сегодня заканчивается. Чтобы нам вернуться домой, нужно ответить на волшебные вопросы-пропуски.
– Вам понравилась играть со звуками? (Ответы детей.)
– Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
– О каких звуках мы сегодня говорили? (Звуки речи.)
– На какие группы делятся звуки речи? (На гласные и согласные.)
– Сколько гласных звуков? (Их 6.)
– Назовите гласные звуки. (А ,о, у, и, ы, э.)
– Как отличить гласный звук от согласного звука? (Гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)
– Какие помощники нам помогают произносить согласные? (Зубы, язык, губы.)
– Какими бывают согласные звуки? (Твердые/мягкие, звонкие/глухие.)
– Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)
– Сколько букв в русском языке? (33 буквы.)
– Молодцы, вы справились с заданием, и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по волшебному городу звуков и букв.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.