Конспект занятия по русскому языку на тему "Словосочетание"

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 3 ,Словосочетание.docx

 

                                                           Поурочный план №3

Предмет: Русский язык

  Дата

 

 

 Группы:

МС-33

ЭЭ-31

 

 

                                                           Тема урока: Словосочетание

Цели урока:   

образовательная: обобщить знаний по темам «Словосочетание»;

развивающая: развитие речевой и мыслительной деятельности;

воспитательная: воспитание  ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: словесный ( объяснение нового материала)

Средства обучения: интерактивная доска, учебник                                                                         Педтехнология: групповая работа

                                                                          Ход урока:

I.Организационный момент  

 1.Приветствие.

 2.Подготовка к уроку.

II. Изложение нового материала 

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Основные единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание, предложение.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

 Связь слов в сло­во­со­че­та­нии осу­ществ­ля­ет­ся:                                                                                                                  грам­ма­ти­че­ски (с по­мо­щью окон­ча­ния за­ви­си­мо­го слова)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/34950/43e894b896af9013bdba308c86567d75.png

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/34951/2742229d5c0ca3780592249688af071c.png

П-р: кра­си­вая при­ро­да, читал книгу

толь­ко по смыс­лу

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/34952/7d660a6a16104c687ba5f32190493287.png

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/34953/e22ca465a9721ca6a3c4b7a448313253.png

П-р: звон­ко сме­ял­ся, читал вни­ма­тель­но

Грам­ма­ти­че­ская связь слов в сло­во­со­че­та­нии вы­ра­жа­ет­ся с по­мо­щью окон­ча­ний, пред­ло­гов и по­ряд­ка слов. Срав­ни­те: си­бирская река, новые вещи, участ­во­вать в экс­пе­ди­ции, идти в школу, бе­жать быст­ро.

Сло­во­со­че­та­ние со­сто­ит из глав­но­го (от него за­да­ёт­ся во­прос) и за­ви­си­мо­го слов: новый дом, на­пи­сать пись­мо. Ос­нов­ные виды син­так­си­че­ской связи – со­чи­ни­тель­ная (маль­чи­ки и де­воч­ки) и под­чи­ни­тель­ная (ви­деть (что?) дом). В роли глав­но­го слова могут вы­сту­пать все зна­ме­на­тель­ные части речи:

 су­ще­стви­тель­ные:  цве­ту­щий луг;

 при­ла­га­тель­ное: очень хо­лод­ный;

 гла­гол:  хо­ро­шо учить­ся;

 на­ре­чие:  очень да­ле­ко;

– реже ме­сто­име­ние: он с детьми;

В за­ви­си­мо­сти от того, какой ча­стью речи вы­ра­же­но глав­ное слово, сло­во­со­че­та­ния де­лят­ся на несколь­ко видов:

– имен­ные (глав­ное слово – имя су­ще­стви­тель­ное, имя при­ла­га­тель­ное, имя чис­ли­тель­ное, ме­сто­име­ние), на­при­мер: зе­лё­ная листва, вполне удоб­ный,  трое дру­зей,  никто из клас­са;

– гла­голь­ные  (глав­ное слово – гла­гол), на­при­мер: ку­пить по­да­рок, при­ми­те факс;

– на­реч­ные  (глав­ное слово – на­ре­чие), на­при­мер: со­всем слу­чай­но, со­вер­шен­но по-но­во­му.

– реже чис­ли­тель­ное: один из них.                                                                                                                  Существует три типа связи между словами в словосочетании:                                                согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в  своей форме главному слову): красивая шляпка, об интересном рассказе;                                                       управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в  зависимости от лексико-грамматического значения главного слова): ненависть к врагу, читать книгу;                                                                                                                                                           примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения): петь красиво, лежать дрожа.    Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство, - это единица монологической речи, состоящая из двух или нескольких предложений, раскрывающих одну микротему, объединённых по смыслу и структурно, но не выделенная графически.                                                                                                                                                                        IV. Закрепление

1)    Беседа:

Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).

Что называется словосочетанием? (Словосочетание состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, и служит для более точного названия предметов).    

2)    Выполнение упр. 41,стр.39.(письменно), упр.45 (письменно),упр.47 ( устно)                  

 V.Подведение итогов урока (выставление оценок)                             

VI. Домашнее задание: Выучить правило, упр.44, стр.41.