Поурочный план №3
Предмет: Русский язык
Дата |
|
|
Группы: |
МС-33 |
ЭЭ-31 |
Тема урока:Предложение. Сложное синтаксическое целое.
Цели урока:
образовательная: дать понятие о предложении и о сложном синтаксическомцелом;развивающая: развитие речевой и мыслительной деятельности;
воспитательная:воспитать аккуратность и внимание к написанию и произношению предложений с ССЦ.
Тип урока:комбинированный урок
Методы обучения: словесный ( объяснение нового материала,беседа)
Средства обучения: интерактивная доска, учебник
Ход урока:
I.Организационный момент
1.Приветствие
2.Подготовка к уроку
II. Опрос домашнего задания
1.Беседа
Что такое синтаксис?
Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Основные единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание, предложение.
Что такое словосочетание?
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов,связанных подчинительной связью.
Как осуществляется связь слов в словосочетании? Приведите примеры
Связь слов в словосочетании осуществляется:грамматически(с помощью окончания зависимого слова) Н-р: вкусная еда, куриный бульон, только по смыслуН-р: быстро поел, аккуратно нарезал 2.Проверка домашнего задания упр.44, стр.41.III.Изложение нового материала
Что такое предложение? Предложение — основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения — наличие грамматической основы. Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) Предложения могут быть простыми и сложными.
Как строительным материалом для предложения являются слова и словосочетания, так и предложенияявляется строительным материалом для ССЦ (сложных синтаксических целых), из которых состоит текст.
1. Сложное синтаксическое целое как текстовая единица
Исследования последних лет показали, что между предложением (понимаемым как строительный материал текста) и цельным текстом существует важное для более полного раскрытия мысли звено, представляющее собой связь предложений. Это - сложное синтаксическое целое (ССЦ) (иначе - сверхфразовое единство, компонент, прозаическая строфа).
Строфа - крупная единица текста, обладающая определенной композицией. В ней можно выделить зачин (его составляет первое предложение, обладающее наибольшей самостоятельностью, означающее начало мысли и определяющее дальнейший ход ее развития, это - организующий центр строфы), средняя часть (развитие мысли, тема строфы) и концовка (специально выделяемая для более полного ощущения завершения развития мысли часть строфы). Это - типовая композиция сложного синтаксического целого.Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство, - это единица монологической речи, состоящая из двух или нескольких предложений, раскрывающих одну микротему, объединённых по смыслу и структурно, но не выделенная графически.2. Структурная и внутренняя организация ССЦ Сложное синтаксическое целое может быть разбито на абзацы, но часто такая формальная дифференцированность может и отсутствовать. Сложное синтаксическое целое не следует отождествлять с абзацем, хотя границы их часто совпадают. Абзац - это отступ в начале строки (красная строка) и отрезок письменной речи от одной красной строки до другой. Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей. Он используется для отделения друг от друга на письме реплик диалога или композиционно-смысловых отрезков монологического текста. Деление на абзацы проясняет композицию текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудновоспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.Соотношение абзаца и сложного синтаксического целого может быть следующим: 1) абзац = сложному синтаксическому целому; 2) абзац состоит из двух или более сложных синтаксических целых; 3) границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают.
IV.Закрепление. Примеры: 1.Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя (Пауст.). Зачин - первое предложение, основная тема сообщения. Назначение второго предложения - передать противительно-выделительные отношения (связь осуществляется посредством сочетания но особенно).
Третье предложение обосновывает второе (показатель связи - местоименный повтор в них, замещающий субстантивное словосочетание горные леса около моря). Кроме лексико-синтаксических показателей связи (особенно хороши; в них) имеются и собственно синтаксические - союз, но и порядок слов во втором и третьем предложении: сказуемое предшествует подлежащему, что предопределено структурой первого предложения.
2.Погода мучила. С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами, насыщенными водою, легшими на землю. С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы, обещал старухе, что опогодится. Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный дождь (Бун.). Зачин - погода мучила. Все содержание последующих предложений подчинено этой исходной теме: дается ее детальное обоснование. Структурная связанность выявляется в следующем: основные глаголы имеют один временной план (мучила, светило, парило, обещал, заходили, меняли, поднимался, бежал); параллелизм в построении поясняющих предложений (второе и четвертое предложения); повторение обстоятельства времени в начале каждого предложения (с утра; с утра; но к обедам); противительные отношения на стыке третьего и четвертого предложений (союз но), положение глагола-сказуемого перед подлежащим (второе и четвертое предложения).
V. Подведение итогов урока(выставление оценок)
VI. Домашнее задание: Выучить правило, Упр.48,стр.42
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.