Поурочный план № 1
Предмет: Русский язык
Дата |
|
|
Группы: |
МС-33 |
ЭЭ-31 |
Тема урока: Введение. Современный русский литературный язык. Язык и общество.
Эпиграф: «Современный русский язык представляет собой своеобразное, можно сказать, небывалое явление в истории мировой культуры….» В.В.Виноградов
Цели урока:
образовательная: актуализация знаний о роли языка в обществе, его социальных функциях; формирование понятий: современный русский язык, его формы, их функционирование в речи; нормы речи;
развивающая: развить логическое мышление, память, способность к анализу; воспитательная: воспитание культуры учебной деятельности, внимания к художественному слову.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения:словесный ( объяснение),беседа,устные и письменные работы
Межпредметная связь: русская литература (рассказ Шукшина «Упорный» ) Средства обучения: учебник, толковый словарь Педтехнология: развитие критического мышления
Ход урока:
I.Организационный момент
1.Приветствие
2.Подготовка к уроку
II. Изложение нового материала
1.Беседа
Какова роль языка в обществе?
Какие функции он выполняет?
2.Чтение и комментирование высказываний писателей (П.Мериме, М.Шолохова) стр.5 (учебник)
3.Чтение и комментирование определения:
Литературный язык и нелитературные разновидности современного русского языка как национального языка русского народа, который служит языком межнационального общения в Казахстане.
Поскольку понятие современного литературного язык дается через понимание общенародного языка, то необходимо дать его определение как единого средства общения русской нации, объединяющего все три разновидности:1) литературный язык;2) территориальные и социальные диалекты; 3) просторечие.
Современный русский литературный язык предстает как важнейший компонент национальной культуры: это язык русской классической художественной и публицистической литературы, это язык прессы, радио, телевидения, государственных и культурных учреждений и др.
2.Комментирование определения : Литературный язык — обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Литературный язык – это высшая форма национального русского языка. Его главное качество - нормативность использования языковых средств, которая складывается на протяжении всей истории развития языка.
К нелитературным формам языка относятся диалекты, просторечие, жаргоны.
Диалекты – это слова ,употребляемые жителями определенной местности. Н-р: петух- кочет, молния- молонья, лес – пуща и др. Жаргон, арго – речь людей, объеденных в определенные социальные группы, или речь людей , объединенных одной профессией, занятий, интересов.
Например, у летчиков:фигуры высшего пилотажа- бочка, горка; у моряков : капитан – кеп, моторист- мотыль;у студентов: задолженность – хвост по предмету, стипендия – стипа и др.
Просторечие- это слова и выражения с нарушениями грамматических норм литературного языка. Например, позвОнит вместо позвонИт, понЯл вместо пОнял, сколько делов вместо сколько дел и др.
3.Формирование представлений о языковых изменениях конца XX века ( жаргонизация и заимствования ):
1) охарактеризовать процессы в русском языке;
2)выделить пласты лексики, и не входящие в нормированную речь, «подъязыки» - территориальные диалекты, профессионализмы, городское просторечие, жаргон.
III. Закрепление
1) Лингвистический поск диалектизмов- выпонение упр.3 из рассказа Шукшина «Упорный» ( устно)
2) Выполнение упр.7 ( прочитать о причинах изменений в русском языке и привести свои примеры ,используя «Толковый словарь современного русского языка»
3) Чтение отрывка из статьи М.М. Копыленко – упр.5 (дискуссия «Что такое молодежный жаргон», «Нужны ли нам жаргоны?»
IV. Подведение итогов урока
(выставление оценок)
Вопросы для самоконтроля: с какой целью используются диалектизмы в современном русском языке художественной литературы ?
Что такое профессионализмы? Возможно ли проникновение жаргона в литературный язык?
V. Домашнее задание
Правило на стр.6,7, упр.8стр.9
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.