Конспект занятия по русскому языку на тему "Современный русский литературный язык. Язык и общество."

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 1 Совр. рус.лит.язык.docx

 

 

                                                  Поурочный план № 1

Предмет: Русский язык

  Дата

 

 

 Группы:

    МС-33

   ЭЭ-31

Тема урока: Введение. Современный русский литературный язык. Язык и общество.

 Эпиграф: «Современный русский язык представляет собой своеобразное, можно сказать, небывалое явление в истории мировой культуры….»  В.В.Виноградов

Цели урока:   

образовательная: актуализация знаний о роли языка в обществе, его социальных функциях; формирование понятий: современный русский язык, его формы, их функционирование в речи; нормы речи;

развивающая: развить логическое мышление, память, способность к анализу;                                                                                                                    воспитательная: воспитание культуры учебной деятельности, внимания к художественному слову.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения:словесный (  объяснение),беседа,устные и письменные работы

Межпредметная связь: русская литература (рассказ Шукшина «Упорный» )                           Средства обучения: учебник, толковый словарь                                                  Педтехнология: развитие критического мышления

                                                             Ход урока:

I.Организационный момент

1.Приветствие

2.Подготовка к уроку  

II. Изложение нового материала

1.Беседа

Какова роль языка в обществе?

Какие функции он выполняет?

2.Чтение и комментирование высказываний писателей (П.Мериме, М.Шолохова) стр.5 (учебник)

3.Чтение и комментирование определения:

Литературный язык и нелитературные разновидности современного русского языка как национального языка русского народа, который служит языком межнационального общения в Казахстане. 

Поскольку понятие современного литературного язык дается через понимание общенародного языка, то необходимо дать его определение как единого средства общения русской нации, объединяющего все три разновидности:1) литературный язык;2) территориальные и социальные диалекты; 3) просторечие.                                                                       

 

Современный русский литературный язык предстает как важнейший компонент национальной культуры: это язык русской классической художественной и публицистической  литературы, это язык прессы, радио, телевидения, государственных и культурных учреждений и др.

2.Комментирование определения : Литературный язык — обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Литературный язык – это высшая форма национального русского языка. Его главное качество - нормативность использования языковых средств, которая складывается на протяжении всей истории развития языка.

К нелитературным формам языка относятся диалекты, просторечие, жаргоны.

Диалекты – это слова ,употребляемые жителями определенной местности. Н-р: петух- кочет, молния-  молонья, лес – пуща и др. Жаргон, арго – речь людей, объеденных в определенные социальные группы, или речь людей , объединенных одной профессией, занятий, интересов.

Например, у летчиков:фигуры высшего пилотажа- бочка, горка; у моряков : капитан – кеп, моторист- мотыль;у студентов: задолженность – хвост по предмету, стипендия – стипа и др.

Просторечие- это слова и выражения с нарушениями грамматических норм литературного языка. Например, позвОнит вместо позвонИт, понЯл вместо пОнял, сколько делов  вместо сколько дел и др.

3.Формирование представлений о языковых изменениях конца XX века ( жаргонизация  и заимствования ):

1) охарактеризовать процессы в русском языке;

2)выделить пласты лексики, и не входящие в нормированную речь, «подъязыки» - территориальные диалекты, профессионализмы, городское просторечие, жаргон.

III. Закрепление 

 

1)    Лингвистический поск диалектизмов- выпонение упр.3 из рассказа Шукшина «Упорный»   ( устно)

2)    Выполнение упр.7 ( прочитать о причинах изменений в русском языке  и привести свои примеры ,используя «Толковый словарь современного русского языка»

3)    Чтение отрывка из статьи М.М. Копыленко – упр.5 (дискуссия  «Что такое молодежный жаргон», «Нужны ли нам жаргоны?»                                           

IV. Подведение итогов урока

(выставление оценок)    

Вопросы для самоконтроля:  с какой целью используются диалектизмы в современном русском языке художественной литературы ?  

Что такое профессионализмы? Возможно ли проникновение жаргона в литературный язык?          

V. Домашнее задание                 

Правило на стр.6,7, упр.8стр.9


 

Скачано с www.znanio.ru