«Шахматная доска», « Элементы шахматной доски»
План – конспект занятия
Тема: Шахматная доска
Цель: Познакомить детей с шахматной доской.
Задачи: Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у учащихся младшего школьного возраста. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: Шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика. Простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.
1. Вступительная часть
-Добрый день ребята!
Меня зовут Алия Максатовна
- Ребята, а Вы любите сказки?
Тогда, мы с Вами отправимся в удивительный мир шахматного королевства.
2 Основная часть
2.1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд) с русыми волосами. Белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд) В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.
-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.
Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3)
Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя». Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делили королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел , своих коней, свою армию …
Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5)
А королевство которое они делили и красили, на черные и белые поля на всегда остались черно-белыми( слайд 6)
С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7)
-Понравилась сказка?
А сейчас все очень аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску. У доски есть один секрет. Кто его знает?
-Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1
Покажите на своей шахматной доске белые и черные поля, молодцы!
а кто скажет какой формы наши белые и черные поля?
- молодцы! Конечно же они квадрвтные.
-а как вы думаете, каких полей больше на шахматной доске?
А давайте мы с вами посчитаем, сколько на шахматной доске белых полей, а сколько черных.
-белых 32!
- черных 32!
Что же у нас получается?
- правельно!их равное количество.
Молодцы!
- а вы заметили как на шахматной доске интересно расположились поля? Они наверно заколдованы? Ведь они- они чередуются! После белого поля обязательно следует черный! А после черного какой? Правельно дети, белый!
-и какие дружные белые поля между собой, они все держатся друг за друга уголками! А черные поля дружные? -как? И они держатся уголками? Действительно, наши поля просто волшебные!
- Я вам скажу по секрету, это - Горизанталь! (повторить хором)
-Обратите внимани, он длинный и ровный как поезд с вагонми?!
-Найдите и проведите пальцем у себя на шахматной доске где у вас есть горизонтали?
3. Динамическая пауза:
-Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся!
И поиграем! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!»
( учитель показывает движения зеркальным способом)
- правую руку в верх,
-левую руку в верх,
- руки в сторону ( хором ГОРИЗАНТАЛЬ)
-руки в перед,
-руки назад,
Руки в сторону( ГОРИЗАНТАЛЬ!)
-руки на пояс,
-руки к плечам,
-руки в верх,
_руки в стороны( ГОРИЗОНТАЛЬ)
Хорошо, молодцы рассаживаемся на места.
Ребята, в волшебной стране шахматного королевства случилось ужасное!
Пропали горизонтали!
Стерлись черные поля!
Вы поможете расколдавать и раскрасить поля? ( раздаются листочки с заданием и карандаши)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Ренбята, смотрите внимательно на шахматные доски, как располагаются наши черные и белые поля, постарайтесь раскрасить так же…
Замечательно! Вы большие молодцы! Без вас не справиться в волшебном королевстве.
4. Итог
Ребята,- скажите, что же вы узнали сегодня ?
- без чего ну никак не сыграть в шахматы? ( шахматная доска)
-из чего состоит шахматная доска? (из полей)
-из каких цветов состоят шахматные поля? (черный, белый)
А как называется эта линия? (провожу рукой по гориознтали)
5. Дополнительный материал.
1. На каких поля ничего не растет?
2. Из каких досок не строят теремок
3. В каких клетках не держат зверей
4. Спрятались ли шахматные клетки в словах: полянка, поляк, полярник?
5. Скоро бой и ждет войска деревянная…(доска)
6. Раздался голос короля найдите на лдоске… (поля)
Литература:
1. И. Г. Сухин « Программы курса «Шахматы школе»: для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2012, 2013.)
2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетний и трехлетний начальной школы. 2-х частях – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и Учу: Пособие для учителя - Обнинск Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Конспект занятия на тему:
«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»
Разработала: Валишева А.М.
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
г. Кувандык, 2020г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.