Конспект занятия: «Школьная тревожность в современной информационной среде и способы ее преодоления»

Конспект занятия: «Школьная тревожность в современной информационной среде и способы ее преодоления»

Мероприятия
docx
психологическая работа
8 кл—9 кл
19.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Школьная тревожность в информационной среде.docx

Занятие:

 «Школьная тревожность в современной информационной среде

и способы ее преодоления»

 

Цель занятия:

создать условия, позволяющие каждому обучающемуся как можно легче преодолевать школьные трудности; освоить способы преодоления тревожности.

 

Задачи:

• формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

• формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся;

• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

• развитие способности распознавать свои страхи и находить способы их преодоления;

• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений.

 

Целевая аудитория: обучающиеся 8 классов (8 человек)

 

Ориентировочное время: 40 минут

 

Содержание занятия:

 

1. Ритуал приветствия группы. Ритуал начала занятия (3 мин.)

Я рада видеть всех на нашем занятии.

Предлагаю, как всегда, поздороваться необычно.

 

Для того чтобы наша работа была эффективной напоминаю некоторые правила (правила не проговариваются, а висят на доске):

1)        Правило «Личного мнения»

Мы уважаем мысли и чувства каждого, поэтому выслушиваем любое мнение, даже если оно не совпадает с «нашим», и выражаем свою точку зрения.

2)        Правило «Я»

Для нас важна личная позиция каждого участника группы, поэтому «все так считают» - говорим «я так думаю».

3)        Правило «Ответственности»

Каждый из нас - часть группы, поэтому каждый несёт свою долю ответственности за общую работу.

4)        Правило «Тишины»

Мы соблюдаем тишину, когда один из нас говорит.

5)        Правило «Вежливости»

Мы не говорим друг другу обидных слов.

6)        Правило «Активности»

Мы активно участвуем в упражнениях.

 

Всем понятны правила? Есть вопросы?

 

2. Разминка.

Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет» (5 мин.)

Цель: снизить напряженность, поднять настроение, активизировать внимание.

Сейчас я буду называть какой-то определенный признак и попрошу вас, если вы обладаете этим признаком, выйти ко мне в центр круга и поприветствовать рукопожатием тех, кто сделает вместе с вами шаг.

 - выйдите в центр круга те, кто родился летом;

 - выйдите в центр круга те, кто не любит рано вставать;

 - выйдите в центр круга те, кто родился зимой;

 - выйдите в центр круга те, у кого есть брат или сестра;

 - выйдите в центр круга те, кто имеет много друзей;

 - выйдите в центр круга те, кто любит компьютерные игры;

 - выйдите в центр круга те, кто когда то испытывал тревогу;

 - выйдите в центр круга те, кто любит, чтобы его мнение всегда уважали.

 

3. Основная часть (30 мин.)

На прошлом занятии мы с вами говорили, что в настоящее время каждый из нас использует сотовые телефоны, компьютер и доступ в Интернет. Поскольку глобальная сеть Интернет таит в себе и чрезвычайную опасность, люди, все активнее использующие средства новых информационных технологий, ресурсы и услуги Интернет, должны не только осознавать, какой вред может быть нанесен их здоровью, но знать и уметь, как пользоваться средствами защиты от неё.

(раздать памятки)

Памятки помогут вам вспомнить правила информационной безопасности в сети Интернет. И тогда не придется переживать и беспокоится за собственную безопасность во время работы в Интернете.

 

А сегодня мы поговорим об эмоциях. Человек может по-разному ощущать и выражать свои эмоциональные состояния. Какие эмоции знаете вы?

(ответы детей)

 


  • любопытство
  • изумление
  • безразличие
  • злорадство
  • месть
  • горе
  • тревога
  • тоска
  • страх
  • отчаянье
  • гнев
  • удовольствие
  • восторг
  • радость
  • уверенность
  • симпатия
  • любовь
  • нежность
  • блаженство

Как вы думаете, что такое тревожность?

(ответы детей)

 

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

 Как выглядит тревожный человек?

(красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение)

Как вы думаете, какие изменения происходят в его организме?

(учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту,

дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

 

(ответы детей)

 

Упражнение « Школа — это...»

Цель: совершенствование ассоциативного мышления, высвобождение негативных эмоций и страхов.

Сейчас мы поиграем в игру. Я назову общее слово, а вы попробуете подобрать к нему как можно больше подходящих слов.

Но сначала потренируемся. Я назову слово «радость», а вы подберете к нему как можно больше подходящих слов.

После окончания упражнения происходит - шеринг, обмен мнениями.

В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.

Например:

Я сказала «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.

Я сказала «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.

 

А теперь я называю слово «школа». Какие слова первыми приходят вам в голову, когда его слышишь? Следующее слово «уроки». Теперь подбери слова к понятию «виртуальный мир».

 

Упражнение «Чего я боюсь?»

Цель: развитие способности распознавать свои страхи и находить способы их преодоления.

Каждому ответу соответствует свой знак (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз — «не согласен»)

Прослушайте внимательно следующие утверждения:

·                   Я волнуюсь по поводу своей учебы.

·                   Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.

·                   У меня часто болит голова или живот.

·                   Мне трудно сосредоточиться.

·                   Мне трудно принимать решения.

·                   Иногда мне немного трудно знакомиться с новыми людьми.

·                   Я чувствую, что на меня давят другие люди.

·                   Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.

·                   Думаю, я слишком много волнуюсь.

·                   Взрослые слишком многого от меня ждут.

·                   Я боюсь ошибиться.

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх.

 

Чтение рассказа «Вот если бы все было не так»

Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

(обсуждение с детьми)

 

У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

И оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

 

Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» 

Работа в парах. Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Первый ребенок произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

В сложных ситуациях можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)».

 

4. Заключительная часть

Посмотрите, пожалуйста, на те чувства, которые мы с вами записали в начале занятия.

(сделать вывод, что «избавились от этих чувств»)

 

Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни.

Главное, обрести умение управлять своими страхами, тревогами и находить способы их преодоления.

 

5. Рефлексия

Прошу вас перед уходом приклеить смайлик и отразить ваше настроение, с которым вы уходите с занятия.

 

6. Окончание занятия

Ритуал прощания.

На этом наше занятие окончено. Мне было очень приятно с вами общаться. До новой встречи. Всего доброго!


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)