Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"
Оценка 4.8

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
биология
6 кл
04.02.2017
Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"
Учебно-исследовательская работа, доказывающая влияние темперамента на формирование характера подростка. В исследовании приняли участие обучающиеся 6 класса. Обучающиеся определили свой тип темперамента, темперамент родителей, сравнили и доказали, что темперамент передается по наследству от родителей детям и может оказывать влияния на формирование характера. Если знать эти закономерности, то можно уберечь себя от формирования вредных качеств характера.
Влияние темперамента на формование характера подростка.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа Влияние темперамента  на  формирование характера подростка                                                                          МОУ «Калининская средняя         Шабунин Павел общеобразовательная школа»  6 класс Полякова Наталья Александровна МОУ «Калининская средняя  общеобразовательная школа» учитель биологии 1 Калинино Оглавление Введение …………………………………….............................................3 Глава 1. Характер и темперамент человека …………………………....4 1.1. Индивидуальные черты характера человека …………………….4 1.2. Физиологические основы темперамента человека ……………...5 1.3. Валеологический анализ характера ………………………………7 1.4.  Типы акцентуаций характера и особенности их проявлений…..9 Глава 2. Определение типа темперамента и особенностей характера  учащихся 6а класса ……………………………………………………..13 2.1.  Определение типа темперамента учащихся….………………….13 2.2.  Определение темперамента у родителей учащихся ……………17 2.3.  Определение особенностей характера учащихся……………….18 2.4.  Эксперимент  «Использование приемов самовоспитания  учащихся в школе и  дома»………………………………………………...........19 Заключение……………………………………………………………...22  Использованные источники и литература ……………………………23 Приложения 2 Введение Класс, в котором я учусь, отличается от других классов тем, что он самый шумный в школе. На уроках мы нарушаем дисциплину, невнимательно слушаем учителя, в результате  плохо учимся.  На переменах бегаем по школе, обзывая друг   друга   обидными   словами,     и   не   реагируем   на   замечания   дежурных.   В феврале   наш   класс   на   совете   профилактики   хотели   разбирать,   да   карантин помешал.  Учителя говорят: «Собрались же все, как на подбор, темпераментные! Ну и характеры у вас! Невозможно работать в вашем классе!» Мы решили выяснить, что такое темперамент и как он влияет на поведение человека и на формирование его характера. Цель исследования: влияние   темперамента на поведение и формирование характера  подростков. Задачи исследования: 1.Изучить литературу по данному вопросу. 2.Определить типы темпераментов у учащихся 6а  класса. 3.Выяснить, каким образом приобретается темперамент человеком. 4.Определить, каким образом влияет темперамент на поведение подростков. 5. Выяснить влияет ли темперамент на формирование характера подростков. Объект исследования: учащиеся 6а класса и их родители. Предмет исследования: темперамент и черты характера учащихся. 3 Гипотеза:  темперамент  влияет на поведение подростка и на формирование его характера. 4 Глава 1.  Характер и темперамент человека 1.1. Индивидуальные черты характера человека Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей (или черт) человека, обусловливающих типичные для него способы поведения. Характер   состоит   из   множества   черт.   Все   они   проявляются   в   процессе отношений человека с окружающей действительностью [2, c.5]. Так, в отношении к другим людям у человека могут проявляться такие черты характера,   как   общительность   или   замкнутость,   правдивость   или   лживость, тактичность   или   грубость.   В   отношении   к   делу   –   ответственность   или недобросовестность, трудолюбие или леность, медлительность или подвижность. В отношении к собственности – щедрость или жадность, бережливость или расчетливость, аккуратность или неряшливость. В отношении к самому себе – скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность. Существуют   как   положительные,   так   и   отрицательные   черты   характера.   В зависимости от того, какие из них преобладают, можно говорить о «хорошем» или   «плохом»,   «твердом»   или   «мягком»,   «цельным»   или   «противоречивом» характере.   Черты   характера   определяют   способы   поведения,   в   том   числе привычки (как полезные, так и вредные). Индивидуальные   черты   характера   человека   формируются   (изменяются   в   в   процессе   всей   его положительную   или   отрицательную   стороны)   жизнедеятельности,   но   особенно   активно   –   в   подростковом   возрасте.   Это формирование зависит от темперамента человека, а также от культурной среды, в которой он живет [6,c.17]. 5 1.2. Физиологические основы темперамента человека Физиологическую   основу   темперамента   составляют   свойства   нервной системы:   1)   сила   (способность   выдерживать   большие   нагрузки);   2) уравновешенность   (соотношение   процессов   возбуждения   и   торможения);   3) подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга). В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей можно разделить на   четыре   типа   темперамента.   Первый   тип   ­   сангвиники   (сильные, уравновешенные, уравновешенные,   подвижные).   инертные).   Второй   тип   ­   флегматики   (сильные,   Третий   тип   (сильные,   холерики   ­ неуравновешенные). Четвертый тип ­ меланхолики (слабые). Психологическую   основу   темперамента   составляют   индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, во­первых, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на   самого   себя   (интровертированность),   во­вторых,   в   его   эмоциональной устойчивости или неустойчивости [3,c.68]. Поскольку   экстра­интровертированность   и   эмоциональность   находятся   в тесной связи со свойствами нервной системы, типы темпераментов могут быть представлены   следующим   образом:   сангвиник   –   эмоционально   устойчивый экстраверт.   Флегматик   –   эмоционально   устойчивый   интроверт.   Холерик   ­ эмоционально   неустойчивый   интроверт.   Меланхолик   –   эмоционально неустойчивый   интроверт.   Для   наглядности,   психологическая   характеристика темперамента представлена следующей схемой  (приложение 1). Темперамент   благоприятствует   или,   наоборот,   противодействует формированию   определенных   черт   характера.   Образно   говоря,   темперамент 6 служит   природной   канвой,   на   которую   жизнь   наносит   узоры   характера. «Узорами» в этом случае становятся черты характера, которые формируются в конкретных культурных условиях, благодаря воспитательным воздействиям. Характер подрастающего человека в решающей степени зависит от среды и воспитания.   Это   можно   увидеть   на   различных   примерах.   Так,   встречается немало   случаев,   когда   подростки   характером   повторяют   своих   родителей. Объясняется это явление просто: дети наследуют от родителей темперамент и в процессе   совместной   жизни   активно   подражают   их   поведению,  «присваивая» многие из их привычек. С   другой   стороны,   существует   много   примеров,   когда   характеры   детей   и родителей   практически   не   совпадают.   Чтобы   понять   причину   этого,   важно проанализировать, как полно ребенок удовлетворяет свои ведущие потребности и какие у него доминируют переживания (эмоции и чувства). Так, у ребенка, растущего   в   свободной   обстановке,   как   правило,   формируется   волевой (твердый)  характер. А опекаемый и понукаемый с детства ребенок чаще всего вырастает в слабохарактерного человека. Очень сильно характер  подрастающего человека  связан с удовлетворением (или неудовлетворением) потребности в вооруженности знаниями и умениями. Высокий   уровень   вооруженности   (опытности)   делает   его   спокойным, независимым, сохраняющим самообладание в сложной и быстро изменяющейся обстановке.   А   недостаточная   вооруженность   придает   характеру   черты тревожности,   озабоченности   своим   положением   среди   людей,   ревнивого отношения к успехам других, зависимости от их покровительства и поддержки. Таким   образом,   для   формирования   положительных   черт   характера принципиально важно, чтобы в процессе взросления в человеке удовлетворялись ведущие  его  потребности.  В этом  состоит  сущность  правильного  воспитания детей [3,c.70]. 7 8 1.3. Валеологический анализ характера Характер человека начинает активно формироваться в переходном возрасте, примерно   с   11   до   16   лет.   Следовательно,   именно   в   этом   возрасте   надо постараться   приобрести   как   можно   больше   положительных   привычек   и научиться   сдерживать   негативные   проявления   своего   характера.   Для   этого необходимо   изучить   свой   темперамент,   понять   какое   влияние   он   может оказывать   на   характер,   а   также   проанализировать   условия,   в   которых происходит становление собственной личности [5,c.23]. Хорошо известно, что сангвиники отличаются высокой работоспособностью, дисциплинированностью   и   эмоциональной   сдержанностью.   Они   легко откликаются на внешние впечатления и быстро переключаются с одной работы на   другую.   Все   это   помогает   формировать   характер   «плодотворной ориентации», приспосабливаться без негативных эмоций к школьной жизни и поддерживать свое здоровье на хорошем уровне. Во   многом   сходные   качества   проявляются   у   флегматиков.   Они   также достаточно   работоспособны,   хотя   и   менее   активны,   а   в   эмоциональном отношении   просто   невозмутимы.  Поэтому   они   редко   гневаются   и   печалятся, правда,   и   радуются   мало.   В   то   же   время   подростки­флегматики   трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в   общении.   Они   обычно   замкнуты   и   медлительны,   что   в   совместной деятельности может вызывать раздражение других ребят, особенно сангвиников и холериков. Наиболее заметной чертой характера подростка холерического типа является его   эмоциональная   неустойчивость,   выражающаяся   чаще   всего   в необузданности, вспыльчивости, агрессивности. В сочетании со склонностью к причудам и стремлением к лидерству это может способствовать образованию 9 тяжелого своенравного характера. Такому подростку надо учиться сдерживать себя, усмирять свои негативные эмоции с помощью таких эффективных средств психической   саморегуляции,   как   физические   упражнения,   холодный   душ, задержка дыхания и т.д. [4,c. 73]. Самыми   ранимыми   в   психологическом   плане   являются   меланхолики.   Их неуверенность в себе, чрезмерная обидчивость, болезненная чувствительность в сочетании   с   неустойчивым   вниманием,   низкой   медлительностью, работоспособностью   и   быстрой   утомляемостью   способствуют   образованию   у них   частых   психических   расстройств.   Таких   людей   нередко   считают слабохарактерными.   Чтобы   преодолеть   свой   характер,   им   следует   больше заниматься самосовершенствованием, стараться преуспеть в каком­либо деле, а также   серьезно   заниматься   повышением   энергетических   возможностей   своего организма   (   с   помощью   физических   упражнений,   закаливания,   творческой работы). Становление характера подростка нередко происходит достаточно сложно. Этому есть несколько причин. Во­первых, сильный негативный отпечаток на его характер могут оказывать наследственные (связанные с болезнями родителей) отклонения в развитии. Во­ вторых,   в   переходный   период,   когда   происходит   перестройка   организма, ребенок может плохо справляться со своими внутренними противоречиями и в результате   приобрести   немало   вредных   привычек.   В­третьих,   как   уже говорилось   выше,   образованию   негативных   черт   характера   способствуют неблагоприятные   внешние   условия,   в   том   числе   неправильное   воспитание   в семье и школе, вызывающие у подростка состояние общей неудовлетворенности. В   результате   отдельные   черты   его   характера   могут   получить   чрезмерную выраженность. В психологии это называется акцентуацией характера. Акцентуации характера не являются болезнями психики. В то же время они таковыми могут стать, если вовремя не заняться улучшением своего характера. 10 А чтобы этим заняться, важно знать, какие встречаются негативные акцентуации характера и особенности их проявления. 11 1.4. Типы акцентуаций характера и особенности их  проявления Гипертимный. настроении, жаждет деятельности, но, как правило, не доводит дело до конца.  Главная   черта:   находится   в   постоянно   приподнятом Любимое занятие: отличается крайним непостоянством увлечений, не любит кропотливой,   требующей   усидчивости   работы.  Отношение   к   взрослым: старается вырваться из­под опеки родителей, часто вступает с ними в конфликт. Отношение   к   детям:   любит   компании,   и   стремиться   к   лидерству,   может «завести» других, неразборчив  в выборе знакомств. Вредные привычки: любит прихвастнуть   и   пошиковать,   легко   идет   на   мелкие   правонарушения   (драки, кражи, обман и пр.), склонен к алкоголю и наркотикам. Циклоидный.  Главная черта: склонен к перемене настроения (к апатии и раздражительности); перемена настроения, как правило, не связана с текущей ситуацией и длиться 2­3 недели. Любимое занятие: может увлекаться разными делами, занимается ими то вяло, то энергично, в зависимости от настроения (легко   наверстывает   упущенное   на   уроках).  Отношение   к   взрослым:   со взрослыми   бывает   неровен,  на  замечания  чаще   всего   отвечает   раздражением, впадая в еще более уныние. Отношение к детям: в зависимости от настроения, то   становится   домоседом,   то   заводить   новые   знакомства,   претендуя   на лидерство. Вредные привычки: в период подъема настроения склонен к приему алкоголя. Лабильный.   Главная черта: настроение резко меняется в зависимости от ситуации.  Любимое  занятие:  общение  с товарищами, занятие  с  собственной собакой,   художественная   самодеятельность.  Отношение   к   взрослым:   любит дом,   несмотря   на   частые   ссоры,   сохраняет   привязанность   к   родителям. Отношение к детям: склонен к сопереживанию и дружбе; хорошо чувствует, с 12 кем  можно  подружиться;  на  лидерство   не претендует.  Вредные  привычки:  к употреблению алкоголя и наркотиков не склонен, в тоже время часто страдает инфекционными   заболеваниями   (ангиной,   пневмонией   и   др.),   так   как   не заботится должным образом о своем здоровье. Астенический.  Главная   черта:   склонен   к   депрессии   и   переутомлению, сильно   переживает   за   свое   здоровье.  Любимое   занятие:   любит   лечиться, предпочитает занятия умеренной интенсивности; не любит занятий, вызывающих большое   утомление   (в   частности,   спортивные   соревнования).  Отношения   к взрослым: часто обвиняет родителей и учителей в том, что они мало заботятся о его здоровье.  Отношение к детям: к сверстникам тянется, но быстро от них устает   и   ищет   отдыха.  Вредные   привычки:   к   правонарушениям   и   вредным привычкам не склонен. Сензитивный.  Главная   черта:   отличается   впечатлительностью, боязливостью,   имеет   обостренное   чувство   собственной   неполноценности. Любимое занятие: предпочитает интеллектуальные занятия и художественное творчество   (чтение,   шахматы,   музыку,   рисование   и   пр.).  Отношение   к взрослым:   отличается   послушанием,   слывет   «домашним   ребенком». Отношение   к   детям:   не   любит   скопища   сверстников,   стесняется   отвечать перед классом, предпочитает играть с малышами, разборчив в выборе друзей. Вредные привычки: к алкоголю и курению относится резко отрицательно. Психастенический.  Главная черта: отличается повышенной тревожностью,  Любимое мнительностью,   нерешительностью,   склонностью   к   самоанализу. занятие: любит интеллектуальные занятия и коллекционирование. Отношение к взрослым: любит родителей, боится не оправдать их надежд, тревожится за их здоровье,   слывет   «маменькиным   ребенком».   Отношение   к   детям:   боится насмешек,   предпочитает   компанию   «интеллектуалов».  Вредные   привычки:   к правонарушениям и вредным привычкам не склонен. 13 Шизоидный.  Главная   черта:   отличается   замкнутостью,   эмоциональной холодностью, проявляющейся в отсутствии сопереживания. Любимое занятие: предпочитает   интеллектуальные   и   эстетические   увлечения   (чтение   книг, коллекционирование, игру на музыкальных инструментах и пр.).  Отношение к взрослым: долго может терпеть мелочную опеку в быту, но бурно протестует, когда   взрослые   пытаются   вторгнуться   в   мир   его   фантазий.  Отношение   к детям:   предпочитает   быть   один,   так   как   не   способен   слиться   с   группой сверстников и не хочет ей подчиняться. Вредные привычки: склонен к алкоголю и наркотикам (причем наркотики предпочитает алкоголю). Эпилептический. Главная черта: доминирует злобно­тоскливое настроение с накапливающейся агрессией (приступами ярости и гнева). Любимое занятие: любит   «качать   мышцы»,   вкусно   поесть,   азартные   игры,   заниматься   тем,   что может   принести   деньги   (прикладное   искусство,   ювелирное   дело   и   т.п.). Отношение  к взрослым: проявляет крайнюю озлобленность и мстительность к родным.  Отношение   к   детям:   стремиться   властвовать   и   подавлять, предпочитает компанию младших и слабых детей. Вредные привычки: склонен к алкоголю. Истероидный.  Главная черта: отличается ненасытной жаждой внимания к своей особе, лживостью и притворством.  Любимое занятие: предпочитает те виды деятельности, где можно покрасоваться (пение, танцы, чтение стихов и т.п.). Отношение к взрослым: чтобы разжалобить родителей, разыгрывает роль наркомана, угрожает уйти из дома, броситься под поезд и т.д.  Отношение к детям:   претендует   на   исключительное   положение   в  группе,   стремится   быть популярным,   гонится   за   внешними   эффектами.  Вредные   привычки:   часто прогуливает   уроки,   убегает   из   дома,   предпринимает   попытки   самоубийства; прием   спиртных   напитков   и   наркотиков   носит,   как   правило,   притворный (демонстративный) характер. 14 Неустойчивый.  Главная   черта:  легко   поддается   влиянию   окружающих,   контакты, постоянно   ищет   новые   впечатления,   умеет   легко   установить   слабоволен.  Любимое   занятие:   любит   бездельничать   (прогуливать   уроки, ходить   на   праздники,   бродить   по   улице,   играть   в   карты);   интересуется машинами; спорт и художественную самодеятельность не любит. Отношение к взрослым: стремится побыстрее освободиться от опеки взрослых, к бедам и заботам   семьи   относится   равнодушно,   к   родителям   настоящей   любви   не испытывает, часто требует от них денег на развлечения. Отношение к детям: предпочитает   плохие  компании, легко  устанавливает  контакты, которые, как привило,   носят   поверхностный   характер.  Вредные   привычки:   рано   начинает курить,   склонен   к   алкоголю   и   наркотикам,   легко   идет   на   правонарушения (мелкая кража, хулиганство, и пр.). Конформный.  Главная   черта:   чрезмерно   зависит   от   мнения   других, безинициативен,   не   критичен,   консервативен,   несамостоятелен.  Любимое занятие:   предпочитает   работу,   которая   не   требует   инициативы   и самостоятельности,   которую   делают   все   в   его   окружении.  Отношение   к взрослым:   с   родителями   и   учителями   вступает   в   конфликты   только   в   тех случаях,   когда   они   отрывают   его   от   привычной   среды   сверстников   или противодействуют   желанию   «быть   как   все».  Отношение   к   детям:   дорожит своим местом в группе, тяжело переживает, если его изгоняют из привычной для него компании. Вредные привычки: «за компанию» убегает из дома, склонен к алкоголю, легко втягивается в групповые правонарушения (драки, хулиганство, и пр.) [3,c.73­76]. Выводы: характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека,   от   которых   зависит   его   поведение.   Существуют   положительные   и отрицательные черты характера. Черты характера изменяются в процессе всей жизни,   но   особенно   сильно   в   подростковом   возрасте.   На   формирование 15 характера оказывают влияние темперамент, среда и воспитание. Существуют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 16 Глава 2. Определение типа темперамента и особенностей  характера учащихся 6а класса Цель исследования: определение темперамента и особенностей характера у учащихся. Задачи:  1.   Провести   анкетирование   учащихся   6а  класса   и   определить   их   типы темпераментов.     2. Провести анкетирование родителей и определить их типы темпераментов.     3. Сравнить типы темпераментов родителей и детей.     3. Выявить положительные и отрицательные черты  характера у учащихся.     4. Познакомить  учащихся с курсом «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко.      5. Провести эксперимент «Использование приемов самовоспитания учеников 6 класса в школе и дома».         6.   Провести   анкетирование   учителей   с   целью   выяснить,   изменилось   ли поведение учеников 6  класса во время уроков.    7. Самоанализ учеников 6а класса по итогам эксперимента.     Методы исследования: анкетирование, сравнительный анализ, эксперимент. 2.1. Определение типа темперамента у учащихся 6а класса Учащимся 6 класса был предложен тест, «Какой у тебя темперамент?» Тест содержал   60   вопросов,   на   которые   нужно   было   ответить   «да»   или   «нет» 17 (приложение   3).   В   анкетировании   приняли   участие   18   учеников.   Обработка анкетных данных дала следующие результаты (таблица 1, приложение 2). № Ф.И. учащихся Атаманов Даниил Абросимов Владимир Ахметгалиев Валентин  Божедомов Геннадий  Васильева Ксения  Долгих Анастасия  Ивоненко Дарья  Коровкина Анастасия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Михеева Кристина  10. Нефедьев Роман  11. Пастухов Вадим 12. Плоховец Екатерина 13. Сивкова Светлана 14. Спирин Михаил 15. Торсунов Борис 16. Челнокова Ксения 17. Шабунин Павел 18. Яковлева Светлана Направление активности экстраверт  экстраверт экстраверт интроверт экстраверт экстраверт экстраверт интроверт экстраверт экстраверт экстраверт интроверт экстраверт экстраверт экстраверт интроверт экстраверт интроверт Эмоциональная устойчивость устойчивый  неустойчивый устойчивый устойчивый неустойчивый устойчивый неустойчивый неустойчивый неустойчивый устойчивый неустойчивый неустойчивый неустойчивый устойчивый устойчивый неустойчивый устойчивый неустойчивый Таблица 1 Тип темперамента сангвиник холерик холерик флегматик холерик сангвиник холерик меланхолик холерик сангвиник холерик меланхолик холерик сангвиник сангвиник меланхолик холерик меланхолик Можно сделать вывод, что   5  учеников имеют темперамент  сангвиник, что составляет 27,8%;  8 учащихся – холерики, что составляет 44,4%;  4 человека – меланхолики, что составляет 22,2%;  1 ученик – флегматик, что составляет 5,4%  (диаграмма «Типы темперамента»). 18 Типы темперамента Холерики Сангвиники Меланхолики Флегматики Данный анализ показал, что большинство учащихся – экстраверты (холерики и сангвиники), т.е. люди, направляющие свою активность на окружающий мир. Таковых   в   нашем   классе   13   человек,   что   составляет  72%.  Интроверты направляют свою активность на себя (меланхолики и флегматики). Таковых в нашем   классе   5   человек,   т.е.  28%  (диаграмма   «Активность»).   Вот   почему большинство учеников нашего класса ведут себя очень активно по отношению друг к другу и к учителям, выплескивая свои эмоции на окружающих. 19 Активность Экстраверты Интроверты Эмоционально   устойчивыми   оказались   всего   7   учащихся   нашего   класса (сангвиники   и   флегматики),   11   учащихся   –   эмоционально   неустойчивы (холерики   и   меланхолики).   Таким   образом,   в   процентном   соотношении получились   следующие   результаты.  Эмоционально   устойчивые   –   39%, эмоционально неустойчивые – 61%. 20 Эмоции Эмоционально устойчивые Эмоционально неустойчивые  Эмоционально неустойчивых экстравертов, т.е. холериков в нашем классе 7 человек.     Именно   эти   учащиеся,   зачастую   нарушают   дисциплину   и   ссорят одноклассников.   Этого     достаточно,   чтобы   сделать     микроклимат   в   классе неустойчивым и напряженным. Выводы: сопоставление темперамента учащихся и их поведения говорит о том, что темперамент оказывает влияние на поведение человека. 2.2. Определение темперамента у родителей учащихся  От   чего   зависит,    какой   темперамент   достанется   человеку?  Литературные источники говорят о том, что темперамент достается человеку по наследству от 21 родителей  [1,c.8].  темпераментом детей, можно проверить данное  утверждение.   Определив   темперамент   родителей,   и   сравнив   его   с Родителям   была   предложена   анкета,   для   определения   их   темперамента (приложение   4).   В   анкетировании   приняли   участие   родители   18   учеников. Анализ   анкеты   позволил   определить   типы   темпераментов   родителей (приложение   2).  Сравнив   типы   темпераментов   родителей   и   их   детей,  можно сделать вывод о том, что темперамент действительно может передаваться от родителей к детям. У 15 учащихся темперамент совпал с темпераментом одного из родителей. Это составило – 83%. У трех учащихся полного совпадения не произошло, но темпераменты   родителей   и   ребенка   имеют   пересечения   (приложение   2).   Эти учащиеся составили – 17%.  Вывод: темперамент наследуется от родителей и передается детям. Совпадение темпераментов Полное Частичное 2.3. Определение особенностей характера учащихся 6а класса 22 Темперамент влияет на формирование определенных черт характера.  Учащимся 6а класса,  была предложена анкета «Каковы особенности твоего характера?» (приложение 5).  Анкета состояла из семи вопросов, на которые нужно было дать ответ. В анкетировании приняло участие 18 учеников 6а класса. Данная   анкета   позволила   выявить   полезные   черты   характера   и     вредные привычки, с которыми нужно бороться (таблица 2). Черты характера Количество ответов Таблица 2 Положительные Позитивное отношение к жизни Доброе отношение к сверстникам Любовь и уважение к родителям Интерес к музыке, спорту, рыбалке Скромность Правдивость Трудолюбие Отрицательные  Отрицательное отношение к сверстникам Неуважение и нелюбовь к родителям Зависимость от телефона и компьютера Курение  Алкоголь  Невыдержанность  Лень  Злоба  Гордость  4 13 16 8 1 2 1 5 2 10 2 2 1 3 2 1 Анализ анкет показал, что у учащихся есть положительные черты характера, которые нужно развивать. Но  есть и отрицательные черты,  с которыми нужно бороться. Особенно с такими вредными привычками как употребление алкоголя 23 и курение. Больше всего учащиеся зависимы от телефона и компьютера, как и большинство детей в мире. Характер подростка зависит от среды и воспитания. Очень часто подростки характером повторяют своих родителей. Это явление объясняется просто: дети наследуют темперамент от родителей и в процессе жизни активно подражают их поведению, «присваивая» многие из их привычек. Существует много примеров, когда характеры детей и родителей практически не совпадают. Делаем вывод, что характер формируется в течение жизни. Характер   формируется   с   11   до   16   лет.   Именно   в   этом   возрасте   надо приобрести   как   можно   больше   положительных   привычек   и   научиться сдерживать негативные проявления своего характера [4, c.57].  2.4.   Эксперимент   «Использование   приемов   самовоспитания учениками 6 класса в школе и дома» Используя     методику   Г.К.   Селевко,     учащимся   была   предложена   анкета, оценивающая развитие различных качеств личности, в том числе касающихся самовоспитания  (приложение 6).  «Воспитываете ли вы себя?» ­ стоял перед учащимися вопрос. Общая средняя сумма баллов  не превысила  оценки 3.  Всем классом было решено принять участие в эксперименте «Использование  приемов самовоспитания в школе и дома». Для этого составили план действий,  который каждый должен был выполнять. План по самовоспитанию 24 1. Подъем в 7.30 часов. 2. Зарядка.  3. Самодисциплина на уроках. 4. Терпимое отношение к одноклассникам. 5. Добросовестное выполнение домашнего задания. 6. Чтение книги каждый день. 7. Выполнение одного домашнего дела каждый день. 8. Ведение личного дневника. Эксперимент   длился   одну   неделю   с  21  марта   по  25   марта  2011   года.  Об эксперименте были предупреждены родители и учителя.   Учащиеся старались сдерживать себя на уроках и в перемены,  но сделать это было труднее, чем мы думали.     Некоторые   срывались,   начиная   обзываться   и   кривляться.   Менять привычки тяжело и не всем ребятам это удалось.  В конце недели был проведен самоанализ среди учащихся, который показал,  с какими пунктами плана они не смогли справиться (приложение 7). Анализ самооценки учащихся Пункты плана  Да  Нет  Таблица 3 Делали зарядку Улучшилось  поведение на уроках Улучшилась  успеваемость за неделю Улучшились   взаимоотношения   с одноклассниками Чтение книги Помогали родителям Ведение дневник  Все получилось Трудно ли заниматься самовоспитанием? 5 10 7 14 6 18 11 0 12 13 8 11 4 12 0 7 18 6 25 Нужно ли заниматься самовоспитанием? 17 1 Анализ самооценки показал, что никто из учащихся не выполнил намеченный план   на   100%.     Радует   то,   что   улучшились   поведение   на   уроках   и взаимоотношения между одноклассниками. Также самоанализ показал, что все ученики 6 класса помогают родителям. Учащиеся считают, что самовоспитание ­ занятие трудное, но необходимое.  Анализ   анкет   учителей   показал,   что   они     почувствовали   незначительные перемены в поведении и успеваемости учеников 6а класса (приложение 8). Все учителя желают ученикам более серьезного отношения к учебе. Вывод: Эксперимент показал, что самовоспитание, т.е. формирование у себя положительных черт характера, дело сложное и продолжительное. Но, так как большинство   из  учащихся (94,5%)   считают,  что   заниматься   самовоспитанием нужно,   будем   надеяться,   что   ситуация   в   нашем   классе   будет   изменяться   в лучшую сторону.  26 Заключение  Благодаря данной работе мы, учащиеся 6 класса, поняли, что себя можно изучать и изменять.   Каждый из нас определил свой темперамент и узнал от кого он ему достался, от   папы   или   мамы.   Мне   достался   от   папы.     Мы   оба   сангвиники.   Данный природой темперамент влияет на поведение человека в тех или иных ситуациях. Но темпераментом можно научиться управлять, если умело пользоваться его особенностями.  Формирование     характера     человека   происходит   всю   жизнь.   Но   в   нашем возрасте особенно важно вырабатывать в себе положительные черты характера. Самое главное научиться   быть открытым и уверенным в себе человеком. С любовью относиться к своим родителям. Уважать и ценить своих друзей. Иметь любимое занятие  (в будущем работу). Быть независимым от вредных привычек. Все это в наших руках. 27 Использованные источники и литература 1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968. 2. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966. 3. Зайцев   Г.К.,   зайцев   А.Г.   Твое   здоровье:   Регуляция   психики   СПб.: «Детство­пресс», 2001. – 96 с.: ил. 4. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970. 5. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969 6. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,  "Наука", 1984. 7. Селевко  Г.К. «Сделай себя сам» (самовоспитание), Изд. 2­е. М.: Народное образование,   НИИ   школьных   технологий,   2006,   с.   128   (Серия «Самосовершенствование личности»).   28

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"

Конспект исследовательской работы "Влияние темперамента на формирование характера подростка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017