Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"
Оценка 4.7

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Оценка 4.7
Контроль знаний +1
docx
история
Взрослым
15.10.2017
Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"
Тема.Личность и общество. 1.1. Проблема человека в истории философии. 1.2. Проблема антропогенеза. 1.3. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность. 1.4. Смысл жизни человека. Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. Философское учение о природе и сущности человека носит название философской антропологии.
Тема.Личность и общество.docx
Тема.Личность и общество. 1.1. Проблема человека в истории философии. 1.2. Проблема антропогенеза. 1.3. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность. 1.4. Смысл жизни человека. 1.1. Проблема человека в истории философии. Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. Философское   учение   о   природе   и   сущности   человека   носит   название философской антропологии. Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии  древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип   философского   мышления.   Все   существующее   рассматривалось   как единый   и   необъятный   Космос,   а   человек   мыслился   как   его   органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.  Практически   во   всей   древней   философской   мысли   шла   речь   о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время   были   заложены   основы   гуманизма   –   идейного   течения,   которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В   философии  средних   веков  господствовал   теоцентризм   как   тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека, по мнению средневековых   мыслителей,   состоит   в   постижении   божественного, приближении к нему и тем самым – в спасении себя. Человек не верил в себя, он верил в Бога. В   отличие   от   философии   средневековья,   философия   эпохи Возрождения  превратила   человека   в   предмет   культа,   поклонения.   В   это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения,   осуществлялся   переход   от   религиозного   к   светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества   и   всесилия   человека.   Эпоха   Возрождения   с   ее   духом антропоцентризма   не   только   возвысила   человека   над   остальным   живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала, что человек ­ это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности. В   целом   для   философской   антропологии   эпохи   Возрождения   характерно противопоставление человека природе. Человек ставился выше природы. В   философии  Нового   времени  человек   исследовался   с   позиций механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главным качеством в человеке считалась его разумность. Призвание человека виделось в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания. В  немецкой классической философии  утвердился   деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,   творец   истории   и   мира   культуры   (И.Гердер,   И.Кант,   Г.Гегель, И.Фихте). Классический  марксизм  рассматривал   человека   в   контексте   всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральная идея   марксизма   ­   идея   социальной   сущности   человека,   понимаемой материалистически и конкретно – исторически. Русская   религиозная   философия  по   своему   содержанию   вся антропологична, обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл   истории,   добро   и   зло   ­   важнейшие   темы   этой   философии.   Русская религиозная   философия   всегда   призывала   человека   к   подвижничеству   и поиску   правды,   к   самосовершенствованию   и   обретению   высокой нравственности, выраженной в совести. Русская философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В   зарубежной   философии  ХХ   в.  тема   человека   также   вызывала большой   интерес.   Был   поставлен   вопрос   о   глобальных   проблемах современной   цивилизации   и   положении   человека   в   связи   с   кризисной ситуацией в мире. Так,   в   20­х   ­   30х   годах   ХХ   в.   в   Западной   Европе   возник экзистенциализм как «философия человеческого существования». Основной темой этой философии стала тема существования человека в отчужденном мире   общественных   отношений.   Экзистенциалисты   учили,   что   человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. С их точки зрения, мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным. Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход   оперирует   разнообразными   научными   знаниями   о   человеке,   однако тема человека в философии далеко не исчерпана. Обращение   к   истории   философской   мысли   показывает,   что   тема человека является, во­первых, непреходящей. Во­вторых, она осмысливается с   различных   мировоззренческих   позиций,   обусловленных   конкретно   ­ историческими   и   иными   причинами.   В   третьих,   в   истории   философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. Антропогенез  (от   греч.   anthropos   –   человек   и   греч.   genesis   – 1.2. Проблема антропогенеза. происхождение) – учение о происхождении человека. Антропогенез   в   современной   научной   картине   мира   предстает   как процесс   со   многими   неизвестными.   Это   объясняется   тем,   что,   по   словам блестящего   исследователя   «феномена   человека»   французского   философа, биолога,   палеонтолога   и   антрополога   Пьера   Тейяра   де   Шардена,   человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности,   попытаться   узнать,   как   образовался   мир   и   как   он   должен продолжать образовываться». До   XIX   в.   в   европейской   мысли   господствовала   теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта   божественного   творения   по   принципу:   «И   сказал   Бог:   да   будет...   и стало...».   Это   же   относится   и   к   акту   творения   человека:   «И   сказал   Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека   по   образу   Своему,   по   образу   Божию   сотворил   его:   мужчину   и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27). Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX   в.  Главное   достижение   в  этой   области   было   связано   с  утверждением эволюционной теории. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор»   Ч.   Дарвин   выдвинул   гипотезу   о   происхождении   человека   от обезьяноподобного предка в результате процесса эволюции. Разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не выявил   влияния   социального   фактора   на   его   развитие.   Кроме   того,   в   его теории отсутствует объяснение качественного различия деятельности мозга человека   и   животного.   Это   во   многом   объясняется   тем,   что   Дарвин   не затрагивал вопрос о роли труда в процессе антропогенеза. На   эту   роль   было   обращено   внимание   в   трудовой   теории антропогенеза,   защитником   которой   был,   в   частности,   Ф.Энгельс. Представители   этой   теории   считали,   что   труд   не   отменяет   действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора,   формирует   способность   становящегося   человека   преобразовывать природу   по   своим   собственным   меркам,   а   вместе   с   тем   способствует   и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью   связывают   развитие   руки,   речи,   мозга,   мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы. Любой   труд   связан   с   изготовлением   орудий   труда,   в   которых закрепляются   социальный   опыт   человека,   его   навыки,   умения,   способ мышления.   Кроме   того,   они   же   являются   и   основным   способом   передачи этого   социального   опыта,   т.е.   лежат   в   основе   новой   –   социальной   формы наследования, которую Дарвин не рассматривал. Таким образом, было показано, что становление человека и общества – это взаимосвязанный процесс, – процесс  антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности. В   20­х   гг.   ХХ   в.   произошел   синтез   классического   дарвинизма   с   который   получил   названии новейшими   достижениями   генетики, синтетической   теории   эволюции.   Синтетическую   теорию   эволюции   можно охарактеризовать   как   теорию   органической   эволюции   путем   естественного отбора признаков, детерминированных генетически. Синтетическая   теория   эволюции   (или   обновленный   дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40­х гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10—15 лет было нарушено деятельностью небезызвестного Т.Д.Лысенко. В   западных   странах   сопротивление   дарвинизму   и   эволюционизму оказывали   общественные   круги,   близкие   к   церкви.   И   по   сей   день   в   мире широко   распространен  креационизм  —   точка   зрения,   согласно   которой человек  является  венцом божественного  творения,  а не частью  природы и продуктом ее развития. Споры   вокруг   эволюционной   теории   не   утихают   и   сегодня.   В последние   десятилетия   синтетическая   теория   эволюции   подвергается критике,   что   связано   с   распространением   в   биологии   различных сальтационистских   концепций,   утверждающих   скачкообразный   характер развития   жизни,   в   том   числе   и   антропогенеза.   К   подобным   концепциям относится   теория  самоорганизации   систем.   В   ее   основе   лежит   принцип самоорганизации   как   движущей   силы   развития   любых   открытых неравновесных систем, то есть систем, обменивающихся со средой веществом и   энергией.   В   таких   системах   переход   одного   качественного   состояния   в другое   происходит   как   скачкообразный   процесс,   переводящий   открытую неравновесную   систему,   достигшую   своего   критического   состояния,   в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и   упорядоченности.   При   этом   выбор   конечного   состояния   системы   после скачка   (флуктуации),   согласно   этой   теории,   носит   случайный   характер.   К самоорганизующимся   системам   относятся   все   биологические   системы, включая человека.  С   теорией   самоорганизации   согласуется   и   эволюционная   концепция антропогенеза   Пьера   Тейяра   де   Шардена.   Свою   теорию   он   изложил   в знаменитой   работе   «Феномен   человека».   С   его   точки   зрения,   переход   к «феномену человека» осуществляется не через морфологические изменения и не   посредством   естественного   отбора,   как   у   Дарвина,   а   определяется внутренними   силами   самого   организма   будущего   Homo   sapiens.   Находка синантропа,   одним   из   открывателей   которого   был   сам   Тейяр   де   Шарден, позволила   заполнить   важнейший   пробел   в   ряду   антропогенеза   и   показать, каким   путем   шло   развитие   от   предчеловека   к   «человеку   разумному»: увеличение   и   усложнение   мозга,   выпрямление   лба,   овладение   огнем   и орудиями деятельности. По мнению Тейяра де Шардена, появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. «Человек, — пишет он, — вошел бесшумно... Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса   Доброй   Надежды   до   Пекина.   Безусловно,   он   уже   говорит   и   живет группами.  Он   уже   добывает   огонь».  При   этом   весьма   характерный   вывод, который делает автор, заключается в том, что появление человека — процесс коллективный   и   «первым   человеком»   является   и   может   быть   только множество людей». Такова   общая   теоретическая   ситуация   разработки   проблемы антропогенеза   на   сегодняшний   день.   Не   все   в   ней   до   конца   выяснено   и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного,   так   как   мы   имеем   дело   с   венцом   творения   природы   — человеком. В науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек — это продукт естественного развития самой природы. 1.3. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность.  Общество   представляет   собой   систему   конкретно­исторических социальных   связей,   систему   взаимоотношений   между   людьми.   Отдельно взятый   человек   также   есть   определенная   система,   обладающая   сложной структурой, которая не укладывается в пространственно­физические рамки человеческого   организма.   Ее   устойчивые   компоненты   составляют   понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».  Наиболее   общим,   родовым   понятием   является   понятие  «человек». Человек  ­ это субъект общественно­исторической деятельности и культуры или,   точнее,   субъект   данных   общественных   отношений   и   тем   самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет   собой   целостную   биосоциальную   (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия   труда,   обладающее   членораздельной   речью   и   нравственными качествами. Человек   рассматривается   как   индивид   в   качестве   единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких­либо специфических характеристиках. Индивид – это всегда один из многих, и он всегда безличен. Индивид – это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс».  Человеческий   индивид,   взятый   в   аспекте   его   социальных   качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует   понятие   личности.  Личность  –   это   динамичная,   относительно устойчивая   целостная   система   интеллектуальных,   социально­культурных   и морально­волевых   качеств   человека,   выраженных   в   индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например,   тот   или   иной   тип   высшей   нервной   деятельности),   а   качества социально значимые. Личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается   как   индивидуальное   выражение   и   субъект   общественных отношений, деятельности и общения людей. Социально­деятельностная сущность человека, прежде всего, лежит в основе   социализации   индивида,   в   процессе   которой   и   происходит формирование личности. Социализация  –   это   процесс   усвоения   индивидом   определенной системы   знаний,   норм   и   ценностей,   позволяющих   ему   осуществлять   свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Индивидуальность  – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной   личности   в   качестве   субъекта   самостоятельной   деятельности, индивидуальная   форма   общественной   жизни   человека.   Личность   по   своей сущности   социальна,   но   по   способу   существования   она   индивидуальна. Индивидуальность   выражает   собственный   мир   индивида,   его   особый жизненный путь.   особенных   (конкретно­исторических, Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные   особенности.   Индивидуальность   –   это   единство   уникальных   и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков),   формационных)   и единичных (неповторимых телесных и духовно­психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация   человека   и   его   отношений   в   различных   областях жизнедеятельности.   Формирование   индивидуальностей   –   величайшая ценность,   так   как   развитие   многообразия   индивидуальных   способностей   и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса. 1.4. Смысл жизни человека.   Философская   антропология   не   может   обойти   стороной   вопрос   о смысле и цели жизни человека. Разные философские учения отвечают на него по­разному.   Представители   материализма   обращаются   к   рассмотрению объективной   действительности   и   реальной   жизнедеятельности   людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются   к   разуму,   духу,   идеям   и   т.д.   Но,   несмотря   на   обилие   точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, и нет никаких оснований считать, что он может быть решен в обозримом будущем. Возможно, больше всех над вопросом о смысле и цели жизни человека размышлял   Л.Н.   Толстой.   В   результате   своих   размышлений   он   пришел   к выводу о том, что смысл и цель жизни ­ самосовершенствование личности. Однако нельзя сказать, что Толстой разрешил для себя этот «вечный» вопрос. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это — тайна», — таков окончательный вывод Толстого. Большое   внимание   вопросу   смысла   жизни   уделяется   в   философии экзистенциального направления. Для   религиозного   экзистенциализма   этот   вопрос   решается эсхатологически, т.е. считается, что жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где   она   реализуется   в   «царстве   божием».   Таким   образом   преодолевается трагизм   земного   человеческого   существования,   выражающийся   в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря». В   атеистическом   экзистенциализме   Бога   нет,   поэтому   жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»). Тезис   экзистенциализма   о   том,   что   «существование   предшествует сущности»,   также   прямо   связан   с   утверждением   бессмысленности человеческого существования, ибо человек только на пороге смерти может кое­что   сказать   о   смысле   бытия.   Это   подтверждает   и   один   из   основных тезисов Ж. П. Сартра: «Человек — это ничто». Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии   —   это   значит   встать   на   точку   зрения   телеологии,   предположить наличие   заранее   заданной   для   человека   цели.   Но   тогда   встает   еще   один вопрос:   «Кто   установил   эту   цель?»   —   и   целый   ряд   подобных   вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный   смысл   и   значение.   Ф.   М.   Достоевский   по   этому   поводу   очень хорошо сказал, что без твердого представления о том, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя   бы   кругом   его   всё   были   хлебы».   Вместе   с   тем   глубокий   смысл содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как». В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная   В.   Франклом.   Она   ставит   своей   задачей   помощь   людям, утратившим смысл жизни, в обретении его, так как отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому концу. Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, можно сказать: смысл жизни состоит в самой жизни, в поиске своего места в ней. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Поскольку человек — существо общественное, поэтому и смысл его жизни   может   быть   найден   только   на   пути   сопряжения   интересов   и   целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание   оптимистически   смотреть   на   бытие   человека   в   мире.   Трагизм индивидуальной   смерти   преодолевается   тем,   что   человек   и   после   смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков. Определить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во   всей   ее   сути,   объяснить   себе,   что   в   ней   подлинное,   а   что   мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. Нет   готовых   рецептов   того,   как   найти   смысл   и   цель   своей   жизни. Однако мудрая мысль на сей счёт высказана Ф.М.Достоевским: прежде всего надо   «жизнь   полюбить»,   причем   «полюбить   больше,   чем   смысл   ее».   Как говорит   Алеша   Карамазов,  надо   полюбить   жизнь  «прежде   логики,  и  тогда только я и смысл пойму». Сердцевиной этой любви к жизни является любовь к   людям,   положенная   в   основу   всех   дел,   мыслей,   чувств   и   поступков личности. Вопросы для самопроверки: 1. Какие проблемы изучает философская антропология?  2. Как понимался человек в разные исторические эпохи? 3. Что в человеке важнее: биологическое или социальное начало? 4. В чем разница между индивидом, индивидуальностью и личностью? 5. Какие существуют взгляды на проблему смысла жизни человека? Тестовые задания для самоконтроля: 1. Задание Индивид в философии понимается, как: J  социальная «маска» R  человеческому роду J  совокупность физических способностей отдельного человека J  синоним понятия «человек»   родовое   понятие,   выражающее   общие   черты,   присущие 2. Задание  Личность в философии понимается, как: R    устойчивая   система   социально­значимых   черт,   характеристика человека как члена общества J  социальная «маска» J  совокупность физических способностей отдельного человека J  синоним понятий «индивид» 3. Задание  При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как: J  нейродинамические отличия (свойства нервной системы) R  приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества J  физические отличия J возрастные отличия 4. Задание  Неповторимое   своеобразие   отдельного   человека   (внешность,   характер, привычки,   особенности   и   т.д.),   в   противоположность   типовым   чертам, составляет его: R  индивидуальность J  особь J  личность J  индивид   5. Задание  Специфика философской антропологии заключается в то, что она; J  пытается определить направление дальнейшего развития человечества J  исследует происхождение и становление человека как биологического вида J  исследует биологические параметры человека R  пытается определить сущность человека, человеческое в человеке 6. Задание  Термин «антропогенез» означает: J  процесс развития человека от момента рождения до смерти R   процесс историко­эволюционного формирования физического типа человека J  процесс формирования «сверхчеловека» J  процесс исторического формирования социальной сущности человека 7. Задание  Средневековые философы утверждали, что человек: J  есть продукт речевой активности R  создан по образу и подобию Божьему J  есть результат биологической эволюции J  есть продукт социальной действительности 8. Задание  Это   качество   в   человеке   считалось   самым   главным   в   философии   Нового времени:   J  креативность J  набожность R  разумность, рациональность J  эмоциональность 9. Задание  Процесс социализации означает: J  участие человека в социалистическом движении R  усвоение и использование человеком социокультурного опыта J  принадлежность человека к той или иной социальной группе J  активное участие человека в общественной жизни 10. Задание  Свобода предполагает ответственность как за свою жизнь, так и за все что происходит в мире с точки зрения: J  гуманизма R  экзистенциализма J  глобализма J  либерализма Список литературы, рекомендованной по теме: 1.Философия : учебник / Спиркин А. Г. ­ 3­е изд., перераб. и доп. ­ М.: Юрайт, 2011. ­ 828 с.  2. Философия: учебник / ред. В. Н. Лавриненко. ­ 6­е изд., перераб. и доп. ­ М. : Юрайт, 2013. ­ 573 с. ­ (Бакалавр).  3.Философия:   Учебное   пособие   /   В.Э.   Вечканов,   Н.А.   Лучков.     ­   М.:   ИЦ РИОР: НИЦ Инфра­М, 2013. ­ 136 с. // znanium. com 4.Философия:   Учебник  /   Э.В.  Островский. ­   М.:   Вузовский   учебник:   НИЦ Инфра­М, 2013. ­ 313 с// znanium. com 5.Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ­ М.: ИНФРА­М, 2009. ­ 519 с // znanium. Com

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"

Конспект лекции по дисциплине Основы философии на тему:"Личность и общество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017