Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)
Оценка 4.7

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
8 кл
08.04.2018
Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)
Главнейшая задача учителя чтения – информационная подготовка каждого обучающегося к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире, понимающий значение своего края в жизни страны. Информационная культура человека невозможна без решения воспитательных задач. Существуют различные направления в воспитании личности. Одно из важных – это воспитание любви к родному краю. Научив маленького человека любить свой край, свой город, мы научим его любить и свою Отчизну, что сделает его ответственным гражданином своей страны. Очаг информационной культуры для ребят – это школьная библиотека и уроки чтения. Пробуждение в душе ребят доброго отношения к своему дому должно начинаться в раннем детстве. Чем раньше это будет сделано, тем больше духовных сил будет у человека в жизни. У него будут корни, которые поддержат его вдали от родного очага.
разработка моя горная шория.doc
Пояснительная записка                                                                         Люди – вот истинное сокровище                                                                нашего края.                                                                                                      А.Г.Тулеев           Главнейшая   задача   учителя   чтения   –   информационная   подготовка каждого обучающегося к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире, понимающий значение своего края в жизни страны. Информационная культура человека невозможна без решения   воспитательных   задач.   Существуют   различные   направления   в воспитании личности. Одно из важных – это воспитание любви к родному краю.   Научив   маленького   человека   любить   свой   край,   свой   город,   мы научим   его   любить   и   свою   Отчизну,   что   сделает   его   ответственным гражданином своей страны.    Очаг информационной культуры для ребят – это школьная библиотека и уроки чтения. Пробуждение в душе ребят доброго отношения   к своему дому должно начинаться в раннем детстве.  Чем раньше это будет сделано, тем больше духовных сил будет у человека в жизни. У него будут корни, которые поддержат его вдали от родного очага.   Россия – Кемеровская область ­ Кузбасс – Новокузнецк – Горная Шория.      У  каждого   из   нас  помимо  огромной   земли,  являющейся   для   всех   нас общей   родиной,     где­то   на   её   просторах   есть,   пускай   небольшой   в масштабах   страны,    кусочек   или   краешек,  который   тебе   ближе,  роднее, понятнее других.    И как в крохотной капельке утренней росы на травяном листочке могут отразиться и небо, и солнце, и всё, что на этой земле, и на этом небе, так и в жизни   города,   села,   ничем   с   виду   не   примечательного,   можно   увидеть большую, сложную, напряжённую жизнь всей нашей страны.       Для нас таким кусочком, таким уголком на великой земле стал наш   жителями   разной старинный   сибирский   город   Новокузнецк,   с   его   национальности:   русскими   и   украинцами,   белорусами   и   молдаванами, татарами и армянами, шорцами и телеутами. У всех у них свои заботы, мечты,   радости.   Но   объединяет   нас   наша   малая   родина   –   город Новокузнецк.   У   нас   в   школе   ведётся   большая   краеведческая   работа   по сохранению памяти о своих корнях, своей малой родине, о людях города. Мы готовим сообщения о коренных народах Новокузнецка, пишем летопись города, оформляем альбомы о земляках, составляем исторические справки о прошлом Сибири, проводим литературные гостиные о творчестве наших поэтов – земляков. Всё это даёт нам возможность осознать своё место в этом   большом   мире   и   не   бояться,   что   время   –   строгий   судья   ­   может вскрыть пустоты в таком вопросе, как приобщение к своим истокам. Мы знаем свои истоки, умеем гордиться своими земляками. Тема: Моя Горная Шория (литературная гостиная о творчестве шорского поэта и прозаика С.С.Торбокова). Цель: формирование интереса к творчеству поэтов и писателей Кузбасса. Достижение цели реализуется путём решения следующих задач:  познакомить   обучающихся   с   некоторыми   страницами   биографии поэта   для   того,   чтобы   осмыслить   творчество   С.С.Торбокова, пробудить интерес к творчеству шорского поэта;  развивать   импрессивную   (понимание)   сторону   речи,   преодолевать речевой негативизм обучающихся  через чтение стихотворений поэта;  способствовать   развитию   высоких   нравственных   принципов   на примере стихотворений поэта, воспитывать  гордость за свою малую родину. Подготовительная   работа:  необходимо   подобрать   такие   факты биографии   поэта,   которые   могли   бы   раскрыть   творческий   путь С.С.Торбокова.   Это   можно   сделать   путём   просмотра   небольшого количества   имеющихся   в   школьной   библиотеке   сборников   и   газетных   Следующим   этапом   будет   подборка   стихотворений, статей. иллюстрирующих страницы   биографии поэта. Для того чтобы участники литературноЙ ГОСТИНОЙ не были только пассивными слушателями, им раздаются стихотворения, которые ребята должны выразительно прочесть НАИЗУСТЬ   в   ходе   мероприятия.   На   мероприятие   можно   пригласить фольклорный     ансамбль,   знакомый   с   особенностями   шорской   народной культуры.   Живое   звучание   шорских   мотивов   поможет   воссоздать особенности детства поэта, родившегося в семье шорца – охотника.       Оформление: необходимо подготовить книжную выставку имеющихся в   библиотеке   книг   поэта   и   о   поэте.   Обязательно   нужен   портрет С.С.Торбокова,   так   как   лицо   очень   многое   может   сказать   о   человеке, иллюстрации   изображений   природы   Кузбасса,   так   как   у   С.С.Торбокова много   стихотворений   посвящено   красотам   мест   Сибири.   Подготовить газету о жизни и творчестве  поэта. Оформить выставку рисунков ребят «Рисуем сказки Торбокова». А эпиграфом к выставке можно взять слова из стихотворения С.С.Торбокова: Где бы ни был я – Шория всюду со мной. И стучит она в сердце мне песенным словом … Ностальгия? Не знаю болезни такой. Степан Семёнович Торбоков ­  шорский поэт – сказитель, собиратель фольклора   (1900 – 1980) Ход мероприятия I Организационный момент Дорогие ребята, уважаемые учителя, наши гости ­ званые и желанные! Мы рады видеть вас в нашем доме. Школа давно стала вторым домом для ребят и учителей, но сегодня она встретила   всех   особым,   домашним   теплом   и   уютом.   Преобразилась   и особенно похорошела она по случаю праздника. Когда сосед идёт к соседу — это приятное событие, когда семья идёт к семье   —   это   торжество,   когда   же   собираются   вместе   люди   разных возрастов   —   это   праздник.   И   мы   приглашаем   вас,   стать   зрителями   и участниками   литературной   гостиной     «Моя   Горная   Шория».     Гости зажигают свечу. В каком краю мы вырастали,                       Поднявшись над раздольем нивы,                      И в радостный, и в горький час                      Тревожный чибис: «Чьи вы? Чьи вы?» ­                       Завидев, спрашивает нас.                      Чтоб помнить мы не перестали                      Под  нашим небом  иль чужим,                      Какой земле принадлежим.       Россия – Кемеровская область – Новокузнецк. Большая и малая родина. Они связаны между собой тем, что объединяет их наша общая история, наша общая культура и наше общее будущее. Очень хочется, чтобы всё у нас было хорошо. А для этого нужно, чтобы все мы любили и заботились о том   месте,   где   родились   и   выросли.   Важно,   чтобы   мы   не   переставали помнить,   какой   земле   принадлежим.   У   нас   в   школе   ведётся   большая краеведческая работа по сохранению памяти о своих корнях, своей малой родине, о людях города. Мы составляем сообщения о коренных народах Новокузнецка, пишем летопись города, оформляем альбомы о земляках, составляем  исторические  справки  о прошлом Сибири. Всё это даёт нам возможность осознать своё место в этом большом мире и не бояться, что время   –   строгий   судья,   может   вскрыть   пустоты   в   таком   вопросе,   как приобщение   к   своим   истокам.   Мы   знаем   свои   истоки,   умеем   гордиться своими земляками. II Изучение нового материала, его применение и закрепление 1. Вступительное слово учителя Для каждого человека Родина начинается с памяти, уважения к традициям и обычаям предков, умения проникнуться их болями и радостями, умения удивляться   красоте,   созданной   руками   людей,   делающих   нашу   жизнь прекрасней. Жизнь была бы скучна без тех, кто вносит в нашу жизнь искру фантазии, творчества, кто помогает открыть глаза на красоту окружающего мира.         Жила­была на свете Красота. Жилось ей по­разному: иногда сладко, иногда не очень. И, как это бывает, Красота искала себе друзей. И ещё искала место, где жить бы ей было уютно. Долго ли коротко ли ходила красота, пока не нашла удивительное место, в котором царствовал порядок и   большая   любовь   к   ней,   Красоте.   И   решила   она   остаться,   я   думаю,   в Горной Шории, месте, где родился, вырос и сохранил любовь к своему краю на всю жизнь Степан Семёнович Торбоков, наш знаменитый земляк, поэт и прозаик. 2. Ученик читает стихотворение С.С.Торбокова Шория Как толкуется слово Шория? Я совсем не знаток – лингвист. Мне поведал твою историю Беспокойного ветра свист. Стрел джунгарских в нём слышу пение, Свист арканов да лязг цепей. В нём печаль твоя и терпение С безысходной тоской твоей. С давней – давней, теперь – забытою… На пожарищах – шум лесов. Даже камни, в курганы врытые, Зелены от веков и мхов. Камни Шории и Хакасии. Горя прежнего сторожа. Спит дремучая древняя Азия Под курганами чуть дыша. Ты весёлою, беспечальною Стала, родина Шор – Анчы. Звёзды ГРЭС, а не плошки сальные Освещают тебя в ночи. Позабыты дни горя и бедности. Радуй сердце моё и взор. Сторона небывалой щедрости Рыбных рек и лесистых гор. Посмотрите   на   иллюстрации,   которые   изображают   нашу замечательную сибирскую природу. (Картинки уже прикреплены на доске) 3. Учитель   представляет   краткие   сведения   из   биографии С.С.Торбокова,   которые   прерываются   чтением   стихотворений обучающимися и звучанием шорской народной музыки в записи.    Степан Семенович Торбоков родился в семье шорца – охотника в декабре 1900 года в селе Тагдагал   (ныне город Осинники). Степан рано полюбил охотничье ремесло:   уходил с отцом в тайгу на несколько месяцев. Тайга стала   для   него   вторым   домом,   а   он   в   ней   –   хорошим   хозяином. Охотничьими  тропами ходил Степан вдоль Томи, Мрас – Су, Кондомы, охотясь на соболей, коз, маралов. Таёжная речка Ты берёшь своё начало В пихтаче у хмурых скал. Там, где скачет одичало Гордость Шории – марал. Пусть расскажет звонкий, чистый Твой весёлый голосок, Как из струйки серебристой Вырастает ручеёк. Пусть поведают нам пихты, Глухо лапами шурша, Как петляешь между пихт ты, К ручейкам другим спеша. Как ты, с ними соревнуясь В беге, в резвости своей, Всё заметнее волнуясь, Бьёшься грудью в грудь камней. Где берёзка встала свечкой На обрыве – берегу, Не ручьём уже, а речкой Я назвать тебя могу. По возвращении домой охотников встречали  шумно, устраивали праздник – той. Степан любил эти вечера, сам был хорошим певцом и исполнителем народного шорского эпоса. (Звучат песни в исполнении фольклорного ансамбля) Очень привлекала будущего поэта игра на шорском народном инструменте кай   –   комусе.   Именно   из   звучания   этого   инструмента   родилась   первая колыбельная, сочинённая Степаном для маленького братишки. Песню эту стали петь все матери в Тагдагале. Колыбельная Ночь настала. Спи, дружок. Рябчик с ветки – бух в снежок! Под снежком его постель… Над сугробом стынет ель. Ель продрогнет до зари. Ты, костёр, в лесу гори И охотника согрей На постели из ветвей. Пламя красное, как медь, Но трещит мороз – медведь. Правый бок огонь печёт, Левый бок огонь дерёт. На заре огонь погас, В небесах маралий глаз –  Ярко – синяя шолбан Сыплет иглы сквозь туман. Был таёжный полумрак, На ресницах был куржак. Твоему отцу опять Надо пламя раздувать. Спи, малыш. Ещё темно. Смотрит ель в твоё окно –  В старой выкрошился сук, Спит там старый бурундук. Спи, покуда спят зверьки, Сторожит отец силки. Будет соболь в них – черныш, Будет рябчик… Спи, малыш. После   окончания   церковно   –   приходской   школы   Торбоков   закончил обучение на учительских курсах  в Красноярске и стал работать учителем в улусе Тенеш. В течение четверти века Торбоков учительствовал и писал стихотворения,   собирал   и   записывал   песни,   легенды,   сказки   шорского народа. Учитель загадывает шорские загадки, собранные С.С.Торбоковым На синем льду пшеница рассыпана (звёзды). Внутри красного сундука вкусный хлеб лежит (кедровый орех). На вышке дома полбулки хлеба лежит (месяц). С растрёпанными волосами девочка внутри дома бегает (веник). Под землёю жирный горшочек кипит (муравейник). В шестидесятые годы в свет выходят три сборника стихотворений поэта: «Белая берёза», «Пихточка», «Струны кай – комуса». Много стихотворений печаталось в газетах. Люди разные Разные на кедре шишки мы найдём, Так, браток, и люди разные во всём. Этот злой и хмурый, страшно подойти, А в беде всё бросит, чтоб тебя спасти. Тот по виду славный, на добро горазд. А помочь попросишь – пятака не даст. И такой бывает – горе с ним и смех –  Всех – то он порочит, осуждает всех. Сам одно лишь знает – ложку да едать. Да в селе известен тем, что языкаст. Чтобы жизнь без пользы даром не прошла, Будь скупым на слово, щедрым на дела. Именно   таким   и   был   поэт   Степан   Торбоков.   А   кто   хотя   бы   однажды соприкоснулся   с   его   творчеством,   будет   нести   в   своём   сердце   светлый восторг от простых и задушевных стихов поэта. 4. Выступление   библиотекаря   о   совместной   работе   школьной   и городской   библиотек.   Знакомит   присутствующих   с   выставкой книг кузбасских поэтов и писателей. Итог:  Пусть мне твердят, что есть края иные,             Что в мире есть иная красота.             А я люблю свои места родные,             Свои родные, милые места.      Поэта, сказочника, собирателя шорского фольклора чтят и помнят его современники.  Хотелось бы, чтобы память о нём не угасла и в наших сердцах. Литература 1. Демакова, Е.А. Великий кайчи: о шорском поэта, фольклористе, сказочнике   –   кайчи   С.С.Торбокове   [Текст]/   Е.А.Демаков// Красная Шория. – 2001. – 30 мая. – С.3. 2. Казаркина, А.П. Литературное краеведение в Кузбассе [Текст]: учебное пособие/ А.П.Казаркин.­ Кемерово: КОИУУ, ­ 1993. – 81с 3. Караваева,   Н.В.   Рукописное   наследие   С.С.Торбокова   [Текст]/ Н.В.Караваева// Кузнецкий камертон. – 2003. ­ № 21. – С. 5 – 14. 4. Мустафин, Ю.Ф. Большой поэт маленького народа: к столетию со дня рождения певца  Горной  Шории С.С.Торбокова  [Текст]/ Ю.Ф.Мустафин// Губернские новости. – 2000. – 21 декабря. – С.8. 5. Торбоков,   С.С.   Шория   всюду   со   мной   [Текст]:   сборник произведений/ С.С.Торбоков. – Кемерово: Кузбасс, 2006. – 211 с. 6. Торбоков, С.С. Степан Торюоков о себе [Текст]: автобиография/ С.С.Торбоков. – Кемерово: Кузбасс, 2006. – С. 191 – 192. Россия, Русь –  куда я ни взгляну! За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у омутной  воды, Люблю навек, до вечного покоя… Россия! Русь! Храни тебя, храни!              Н. Рубцов Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 66» VIII вида                                             Подготовила                                        учитель русского языка и чтения                                     Барсукова Л.С. Новокузнецк ­ 2010 Заглянул я майским полднем в лес, Вижу – на берёзоньке порез. Он до самого сердца глубок, Словно кровь, течёт из раны сок. Милая берёзонька моя… Чьё же это жало острия? Кто он, бессердечный недруг твой? Кто тут хвастал силой ножевой? Такова судьба твоя, видать, Каждый взгляд собою привлекать. И кому ты выскажешь упрёк?                              Ведь виной всему – твой сладкий сок.      С.Торбоков Литературная   Л.С.Барсукова. – Новокузнецк: школа – интернат № 66, 2010. гостиная   [текст]:   творческая   разработка\ Технический   редактор   Барсукова   Л.С.,   учитель   русского   языка   и чтения   школы   –   интернат   №   66,   консультант   Н.В.Аубокирова, школьный библиотекарь. 654029 Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Всесторонняя, дом 46. Аналитические выводы        Данная методическая разработка  «Моя горная Шория» представляет собой литературную гостиную, построенную на материале о нашем земляке, Торбокове С.С, имеющим свои корни в нашем крае   и отразившем это в своём   творчестве.   Эта   встреча   помогает   ребятам   увидеть   красоту   и неповторимость родной земли, понять и оценить влияние малой родины, своих   корней   на   всю   дальнейшую   жизнь   человека.   Мероприятие предназначено для детей среднего и старшего возраста, учителей, для тех, кому   интересны   судьбы   земляков.   Разработка   подскажет   педагогам,  как можно построить такую встречу у себя в школе на имеющемся материале.    В данной разработке представлены теоретические и практические основы проведения такого мероприятия. Материал,  представленный в разработке, может   быть   использован   педагогами   и   библиотекарями   других образовательных учреждений для воспитания любви к родному краю.

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)

Конспект литературной гостиной по творчеству С.Торбокова (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.