Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"
Оценка 4.9

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
13.05.2019
Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"
В мастер-классе используется сказкотерапия - технология, которая относится к арт-терапии. Сказка как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся. На примере сказки " Колобок" выстраиваются " Правила жизни". Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, психологам, учителям, родителям.
мастер-класс сказкотерапия.docx
Педагог: Менгалиева Елена Николаевна, 12.03.2019. Мастер­класс: «Сказкотерапия как метод формирования морально­ нравственного сознания и поведения учащихся» Аудитория: педагоги учреждений дополнительного образования Цель: Формирование морально­нравственного сознания и поведения  учащихся  Задачи: ­ Познакомить  участников  с методом сказкатерапия; ­ продемонстрировать сказку в деятельностном режиме; ­ прокомментировать эффективность применения метода. Оборудование:  ­       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер­ класса;  ­       музыкальное сопровождение.  Основные этапы мастер­класса: 1. Организационный (приветствие, введение в тему мастер­класса) 2. Демонстрационный (демонстрация методо сказкатерапия, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме) 3.   Заключительный (подведение итогов, рефлексия) I.  Организационный этап (приветствие, введение в тему мастер – класса, эмоциональный настрой на  работу)  Добрый день, уважаемые участники мастер­класса! Внимание на экран! Как вы думаете, что объединяет эти картинки на слайде  (на слайде картинки из сказок)?  Действительно, здесь мы видим картинки из сказок. Сегодня  предлагаю вам  познакомиться с таким педагогическим методом, как сказкатерапия.  Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим  методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или  переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому  мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна  духовной природе человека. В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды,  былины, мифы, сказки, Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей. Однако  это не так. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что  сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого  человека. Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три  стадии: сначала он — верблюд, потом — лев и потом уже — ребенок.  Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не  сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий  пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной  прочности. Когда терпение и силы у верблюда иссякают, человек  превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется  обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость,  достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда  лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от  истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего­то простого и гармоничного. И  вот тогда происходит переход на следующую стадию развития — ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит  прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее  казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь,  однако нет у него усталости и пессимизма. Есть желание открывать  новое, постигая истину... Если мы будем помнить об этой притче, то сказкотерапию можно смело  назвать «детским» методом. Тем более что ребенок — самый главный человек на земле. Как вы считаете, у современного ребёнка бывают проблемы? Часто  источником этих проблем становится чрезмерно развитая интеллектуальность таких детей в ущерб формированию у них элементарных житейских  представлений и навыков. Чего же не хватает этим одаренным детям?  Конечно, сказок! Так и сегодня передаем мы детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но  часто мы ошибочно полагаем, что возраст сказок быстро проходит. Он не  проходит, если к сказкам подходить осмысленно. Современному ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее  героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо  осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные  уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности.  Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем. Но как это — осмыслять сказки? Как находить в них скрытые жизненные  уроки? Давайте попробуем вместе. И так сейчас мы вместе будем находить  сказочные  уроки в сказке. 2. Демонстрационный этап Возьмем, к примеру, известную всем сказку «Колобок». Содержание ее всем  вам знакомо.  Вы  прочитали сказку с ребенком, но сказкотерапевтический  процесс только начался.  Сейчас сделаем такой ритуал погружения в сказку,  закройте глаза, сосчитайте до пяти  и представьте, что вы дети.   Предлагаю  подумать, о чём эта сказка.  Знаете ли вы, что в сказке между строк хранятся для нас важные  послания? Сказка хочет нас научить жизни, но чтобы это не было скучно,  предлагает интересные истории. В истории Колобка много посланий для  нас. Давайте  мы их с вами разгадаем. Помните, как начиналась сказка? Жили­были дед да баба. Бедно жили,  ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для  колобка. Как вы думаете, что же нам этим хотела сказать сказка? (ответ  детей)  Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные  ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Летом мы ходим за  ягодами, а бабушка варит варенье. Мы ходим за грибами, а потом солим  их и сушим. Как вы думаешь, зачем мы сажаем весной и выкапываем  осенью картошку? Конечно, чтобы были запасы.  Итак, первый сказочный урок — чтобы не быть голодным, запасай  впрок. Давайте  его запомним. (Крепление сказочных уроков на доску). Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он  румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка  положила колобок на окошко? Ведь они так хотели кушать, почему же  медлили? Чему нас сказка учит (ответы детей)? Может быть, тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Представляете, что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот  горячий кусок колобка? Конечно, он обжег бы язык и долго, потом ничего  бы им не чувствовал. Поэтому второй сказочный урок — не ешь  слишком горячую пищу, не торопись, даже когда сильно хочется  попробовать. А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по  лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет  не оставлять Колобка без присмотра? Колобок ожил, заскучал в  одиночестве и покатился по дорожке. Кто так же может себя вести?  Конечно, ребенок! Малышу так скучно находиться в одиночестве и так  хочется узнать что­то новое, пойти куда­то одному, без папы, без мамы,  показать всем, что он взрослый и самостоятельный! Бывает такое  желание у вас? Конечно, поэтому вам нетрудно понять Колобка.  Наверное, третий правильный совет  нужно усвоить всем родителям.  Сказка учит их не оставлять детей без присмотра. А также как будто  просит взрослых вспомнить себя маленькими: когда им так хотелось  казаться большими и самостоятельными. Малыш вырывает свою  ладошку из маминых рук и говорит: «Я сам!» Может, третий сказочный  урок заключается в том, чтобы мы, взрослые, не забывали детства?.. Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала Зайца, потом  Волка и Медведя. Все они хотят его съесть, а он поет им свою песенку: «Я  от бабушки ушел, я от дедушки ушел...» Чему же нас учит сказка?  Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто­то вам угрожает.  В жизни встречаются разные люди: есть доброжелательные, но есть и  опасные. И если судьба свела вас с опасным животным или человеком,  это значит, что случилась ситуация, которая требует «преодолеть  трудность». Давайте  вспомним, как сказки учат нас преодолевать трудности. Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи. В сказках герой  выхватывает свой острый меч и наносит удар. Это хороший способ, но он  не всегда «работает». Что нужно, для того чтобы дать обидчику сдачи?  По меньшей мере, необходимо иметь достаточно силы, потом необходим  чудесный меч. Было ли все это у Колобка? Мог  ли он тягаться силой с  Зайцем, Волком, а тем более с Медведем? Конечно, нет! Поэтому такой  способ преодоления трудности не привел бы ни к чему хорошему. Какие еще есть способы преодоления трудностей в сказках? Да, можно  позвать на помощь друзей. Но были ли у Колобка друзья? В сказке об этом  ничего не говорится. Кроме того, пока Колобок звал бы на помощь друзей,  даже Заяц успел бы его схватить и съесть. Есть еще чудесный способ для преодоления трудностей — хитрость. А  мог ли Колобок применить хитрость? Как бы это выглядело? Например,  встретив Зайца, Колобок сказал бы ему: «Заяц, а Заяц, про тебя все  говорят, что ты быстрее всех в лесу бегаешь. А я вот не верю. Точно, тебе  слабо’ добежать до опушки и обратно, пока я делаю три вдоха и выдоха!  Да ты, наверное, не такой и быстрый, если такой голодный, что меня  съесть хочешь». Может быть, колобку и удалось бы перехитрить зайца, а  может, и нет. Какой же способ для преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? ( ответы детей) Да, он поет песенку и убегает. Бывают ситуации, когда  лучше всего убежать от опасности. Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от  Зайца ушел, а от тебя, Волка, и подавно уйду...» Что же Колобок делает,  когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает. В чем же состоит четвертый сказочный урок? Колобок учит нас не  теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как  справиться с трудностью. Мы с вами поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из  сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая Лиса съела Колобка.  Давайте подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации. Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра  не доведут. Всегда найдется кто­то, кто будет слушать хвастливые  песни, выжидая удобного случая. Хвастун расслабится, почувствует, что  ему ничего не угрожает. Вот в этот момент и приходит беда. Поэтому  пятый сказочный  урок  может звучать так: находясь в лесу, попав в  сложную ситуацию, будь начеку, так как не всегда опасные люди или  животные прямо сообщают о своих намерениях («Я тебя съем»).  Бывает, что они прячут истинное желание, говоря сладкие, ласковые  речи. И мы должны быть очень внимательными, для того чтобы вовремя разгадать их хитрые и коварные замыслы. Это очень важный жизненный  совет. Он нужен и детям, и взрослым. Вот сказка закончилась. Как вы думаете, у сказки хороший конец или нет?  Вам кажется, что у этой сказки плохой конец, потому что Лиса съела  Колобка? А давайте с вами подумаем, что было бы, если бы Колобок  укатился от Лисы. Катался бы он по лесу неделю или две. Прикатился бы домой к бабушке с  дедом. А дальше — стали бы они жить­поживать и добра наживать?  Этот конец хороший? А помнишь ли вы, зачем дед попросил испечь  колобок? Да, он хотел есть. Теперь представьте, что сразу сделал бы дед,  если бы увидел Колобка? Наверное, съел бы. А теперь представьте, что  Колобок неделю путешествовал по лесу. В каком состоянии он  прикатился бы домой? Согласитесь, кушать черствый и грязный колобок  не очень­то приятно. Но «голод — не тетка». Поэтому, скорей всего,  Колобка, действительно, съели бы. А, собственно, для чего он был испечен? Для того чтобы утолить чей­то  голод. Просто Лисе повезло больше. Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит: у каждого из нас есть  свое предназначение. Что это такое? Каждый из нас имеет какие­либо  способности и таланты. Когда дети подрастают, то они выбирают себе  профессию. Мы не просто так выбираем профессию и работу. Мы  выбираем их в соответствии со своим предназначением. Мы знаем, что  именно на этой работе мы принесем больше всего пользы себе, своим  близким и другим людям. И если человек много сделал для других, про него говорят, что он выполнил свое предназначение. Видите, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки? Сколько  жизненных советов мы с вами смогли найти. Помните их, чтобы  не  оказаться на месте колобка. Сейчас  закройте глаза, сосчитайте про себя до пяти, откройте глаза, вы опять взрослые.   Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия) Посмотрите, пожалуйста, на экран, уважаемые участники мастер­класса  предлагаю по кругу  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного  экрана на слайде: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… И так сегодня я показала вам,  как через сказку происходит процесс  расшифровки знаний.  Действительно, когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих  проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок  накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных  ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости.  Если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной  сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в  пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так, постепенно, нам  удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности. Я благодарю вас за участие в мастер­классе! Литература Т. Д. Зинкевич­Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ.  Издательство «Речь» Санкт­Петербург 2000.  1. чтобы не быть голодным, запасай впрок. 2. не ешь слишком горячую пищу, не торопись, даже когда  сильно хочется попробовать. 3. взрослые, не забывали детства?.. 4. Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не  пугаться, а придумать способ, как справиться с  трудностью. 5. находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь начеку,  так как не всегда опасные люди или животные прямо  сообщают о своих намерениях 6. у каждого из нас есть свое предназначение.

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"

Конспект мастер-класса на тему " Сказкотерапия как метод формирования морально-нравственного сознания и поведения учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019