Адриянова Е.Н.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская художественная школа г. Димитровграда
Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общество еще не готово принять детей с ОВЗ в свой круг, многие считают их людьми «второго сорта»., т. к. долгие годы система образования четко делила детей на обычных и детей с особыми потребностями, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети.
В нашем обществе, к сожалению, люди с инвалидностью воспринимаются как нечто инородное и необычное. Такое отношение складывалось годами, поэтому изменить его за короткий срок практически невозможно. Но стоит уже сегодня начинать активные действия.
Необходимым условием гуманизации общества в целом является инклюзивное образование. Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех обучающихся.
Дело в том, что немалую роль в вопросе невысоких темпов внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых учеников. Они часто выступают против совместного обучения их детей с инвалидами. Родители полагают, что в результате их чада не получат необходимого объема знаний или внимания учителей, т.е. образование в целом пострадает.
На мой взгляд, факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе, сам по себе, не может стать причиной для каких-либо выводов. Весь вопрос заключается в том, будет ли образовательный процесс способствовать развитию детей, а не тормозить его.
Для этого необходимо участие нескольких сопровождающих взрослых, которые способны помочь особому ребенку при решении сложной задачи, чтобы он чувствовал себя включенным в процесс решения. При этом другие дети должны продолжать заниматься чем-то другим.
Сегодня среди учителей массовой школы довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни.
Помочь учителям в преодолении этих трудностей сможет повышение квалификации, специальные программы, творческие мастерские, обмен опытом и стажировки.
Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Путь этот не быстрый и трудный. Осуществлять такую работу необходимо, т. к. дети не делятся на здоровых и инвалидов. Они могут быть талантливыми, одаренными, способными, подвижными и спокойными, любознательными и задумчивыми, не всегда послушными. Но это многообразие и создает удивительный, гармоничный, целостный мир.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.