Критерии оценки индивидуального развития обучающихся (воспитанников) разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста со сложным дефектом (имеющих сочетание 2-х и (или) более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности (от 3 до 7 лет)
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Контактность:
- в контакт вступает легко, проявляет инициативу – 3 балла
- в контакт вступает с трудом, избирательно, только с помощью взрослого – 2 балла
- в контакт вступает формально, либо отказывается от контакта – 1 балл
Навыки невербальной коммуникации:
- ориентируется на речь взрослого, подкрепляемую жестом, устанавливает визуальный контакт, ориентируется на лицо взрослого, умеет выражать свои потребности жестами и мимикой, обращается за помощью, устанавливает эмоциональный контакт – 3 балла
- не соблюдает коммуникативную и физическую дистанцию, навязчив, нарушает границы, не всегда может обратиться за помощью – 2 балла
- навыки невербальной коммуникации не сформированы – 1 балл
Навыки вербальной коммуникации:
- следует инструкциям взрослого, понимает обращенную речь, использует речь в общении, понимает значение слов - «нет», «нельзя», ориентируется на действия педагога (взрослого) – 3 балла
- не всегда следует инструкциям взрослого, проявляет негативное отношение к совместной деятельности с окружающими – 2 балла
- не откликается на имя, проявляет протест, истерику на слова «нет», «нельзя», не выполняет правил и требований - 1 балл
Адекватность поведения:
- адекватно реагирует на похвалу, либо неуспех, доброжелателен, умеет переключатся на режимные моменты, изменение ситуации – 3 балла
- не ярко выраженная расторможенность (речевая или двигательная), неустойчивый эмоциональный фон, с трудом переключается при смене деятельности – 2 балла
- двигательная расторможенность, агрессивность, колебания настроения, манипулирование криком, плачем, необоснованные страхи и т.п. – 1 балл
Проявление интереса к игрушкам:
- проявляет интерес – 3 балла
- интерес поверхностный, избирательный – 2 балла
- не проявляет интереса – 1 балл
Адекватность действия с игрушками, предметами:
- адекватные предметные действия – 3 балла
- специфические предметные действия, манипулятивные – 2 балла
- неадекватные предметные действия – 1 балл
Овладение видами игры:
- соответствует возрасту (сюжетно-ролевая, сюжетная, игра с элементами сюжета, процессуальная, манипулятивная) – 3 балла
- игровые навыки сформированы слабо, игра хаотична, стереотипные предметные действия с игровым материалом, сюжет не развернутый, однотипный – 2 балла
- отказывается от игры, игровые навыки не сформированы – 1 балла
Образовательная область
«Речевое развитие»
Слуховое восприятие:
- понимает, откуда исходит звук, реагирует на слова, инструкции, на речь взрослого, откликается на собственное имя – 3 балла
- реагирует на речевые звукоподражания, на звучащие игрушки, бытовые шумы – 2 балла
- не реагирует на какие-либо шумы – 1 балл
Восприятие и понимание речи:
- выполняет действие по словесной инструкции, показывает названный предмет на картинке, выбирает и подаёт названный предмет – 3 балла
- понимает обращённую речь ситуативно, на бытовом уровне – 2 балла
- не понимает обращённую речь – 1 балл
Собственная речь:
- самостоятельно употребляет простую фразовую речь, повторяет простые предложения, использует речь в общении, сопровождает речью игровые и бытовые действия – 3 балла
- по просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы, произносит звукокомплексы с определённым смыслом – 2 балла
- произносит отдельные звуки (вокализации), речью не пользуется – 1 балл
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Зрительное восприятие:
Цвет:
- узнаёт и называет основные цвета – 3 балла
- различает и соотносит цвет – 2 балла
- представлений о цвете нет – 1 балл
Величина:
- различает величину и понятия «большой», «маленький» – 3 балла
- соотносит предметы по величине – 2 балла
- представлений о величине нет – 1 балл
Форма:
- узнаёт и называет фигуры: круг, квадрат, треугольник – 3 балла
- соотносит предметы с формой – 2 балла
- представлений о форме нет – 1 балл
Целостный образ предмета:
- соотносит предмет и его контуры, составляет разрезные картинки из частей: 4х, 3х, 2х – 3 балла
- с трудом соотносит предмет и его контуры, составляет разрезные картинки из частей: 4х, 3х, 2х, не учитывая пространственного расположения части, либо с помощью педагога – 2 балла
- целостный образ картинки не видит – 1 балл
Пространственное восприятие:
Ориентируется в собственном теле:
- показывает и называет части тела – 3 балла
- показывает некоторые части тела – 2 балла
- не ориентируется – 1 балла
Ориентируется в группе:
- ориентируется самостоятельно – 3 балла
- ориентируется частично, с помощью взрослого – 2 балла
- не ориентируется в пространстве группы – 1 балл
Представление об окружающем мире
О себе и окружающих:
- знает своё имя, имена и отчества родителей и педагогов – 3 балла
- знает свое имя, пол – 2 балла
- представления о себе и близких не сформированы – 1 балл
Бытовые:
- знает о местоположении и назначении комнат в группе (спальня, туалет, раздевалка и т. д.), о предметах быта (мебель, посуда, предметы гигиены и т. д.) и действиях с ними – 3 балла
- есть только отдельные представления о бытовом окружении – 2 балла
- представления отсутствуют – 1 балл
О предметах и явлениях:
- имеет представления о знакомых игрушках, предметах ежедневного пользования, своей одежде, о их назначении – 3 балла
- есть только отдельные представления – 2 балла
- представления отсутствуют – 1 балл
О мире животных и растений:
- узнаёт несколько животных, дерево, цветок и т.п. – 3 балла
- есть только отдельные представления – 2 балла
- представления отсутствуют – 1 балл
Элементарные математические представления
Различение понятий «один», «много», «больше», «меньше»:
- умение сформировано – 3 балла
- умение сформировано частично – 2 балла
- умение не сформировано – 1 балл
Счет:
- до пяти и более – 3 балла
- до трех – 2 балла
- не умеет считать – 1 балл
Образовательная область
«Физическое развитие»
Общая моторика:
- осуществляет координированные и ритмические движения, имитирует позу, согласованные движения рук и ног, участвует в простой подвижной игре – 3 балла
- имитирует простые движения, выполнение не всех движение доступно, движения рук, ног не согласованы, частично включается в подвижные игры – 2 балла
- движения рук/ног ограниченные, либо проявления навязчивых движений – 1 балл
Мелкая моторика:
- сформированы захват кулаком, щепотью, пинцетом, указательный жест, самостоятельно повторяет пальчиковые игры, нанизывает предметы на шнурок – 3 балла
- слабо сформированы захват кулаком, щепотью, пинцетом, указательный жест, выполнение пальчиковых игр доступно только с помощью взрослого – 2 балла
- хватает, но не манипулирует или не удерживает предмет, захват кулаком, щепотью, пинцетом, указательный жест отсутствуют – 1 балл
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Сформированность способов осуществления деятельности:
- осуществляет деятельность самостоятельно, либо с незначительной организационной помощью взрослого, по последовательной речевой инструкции, по образцу – 3 балла
- осуществляет деятельность по подражанию, на уровне совместных действий с педагогом, на уровне отдельных сопряженных действий – 2 балла
- в деятельности занимает пассивную позицию наблюдателя, отказывается от деятельности или не может её выполнить – 1 балл
Сформированность представлений о назначении предметов деятельности:
- знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина, музыкальных инструментов и использует их по назначению – 3 балла
- частично имеет представления о назначении карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина, музыкальных инструментов и использует их по назначению, только с помощью взрослого – 2 балла
- представления о назначении карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина, музыкальных инструментов отсутствуют, использует их специфически манипулируя – 1 балл
Сформированность навыков осуществления деятельности:
- создает изображения предметов из готовых фигур, украшает заготовки из бумаги разной формы; слушает музыкальное произведение до конца, узнает знакомые песни, подпевает в песне музыкальные фразы; умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами; различает и называет музыкальные инструменты: металлофон, барабан и др., замечает изменения в звучании (тихо — громко) – 3 балла
- узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым, умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен и др.; создает простые предметы из разных материалов, совместно со взрослым; проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений, умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук – 2 балла
- отказывается от продуктивной деятельности, не воспринимает музыкальные произведения, отказывается от игры на музыкальных инструментов, подражание в танцевальных движениях отсутствует – 1 балл
Общие выводы о динамике развития
Положительная динамика – 3 балла
Незначительная динамика (волнообразная, незначительная) – 2 балла
Динамика отсутствует – 1 балл
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.