Критерии оценки индивидуального развития обучающихся (воспитанников) разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста со сложным дефектом (имеющих сочетание 2-х и (или) более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

  • Документация
  • Особые потребности
  • docx
  • 15.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале представлен инструментарий педагогической диагностики в условиях разновозрастной группы компенсирующей направленности со сложным дефектом развития (от 3 до 7 лет), в соответствии с ФГОС ДО и АОП ДО для обучающихся с ТМНР
Иконка файла материала критерии.docx

Критерии оценки индивидуального развития обучающихся (воспитанников) разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста со сложным дефектом (имеющих сочетание 2-х и (или) более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

 

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности (от 3 до 7 лет)

 

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Контактность:

- в контакт вступает легко, проявляет инициативу – 3 балла

- в контакт вступает с трудом, избирательно, только с помощью взрослого – 2 балла

- в контакт вступает формально, либо отказывается от контакта – 1 балл

 

Навыки невербальной коммуникации:

- ориентируется на речь взрослого, подкрепляемую жестом, устанавливает визуальный контакт, ориентируется на лицо взрослого, умеет выражать свои потребности жестами и мимикой, обращается за помощью, устанавливает эмоциональный контакт – 3 балла

- не соблюдает коммуникативную и физическую дистанцию, навязчив, нарушает границы, не всегда может обратиться за помощью – 2 балла

- навыки невербальной коммуникации не сформированы – 1 балл

 

Навыки вербальной коммуникации:

- следует инструкциям взрослого, понимает обращенную речь, использует речь в общении, понимает значение слов - «нет», «нельзя», ориентируется на действия педагога (взрослого) – 3 балла

- не всегда следует инструкциям взрослого, проявляет негативное отношение к совместной деятельности с окружающими – 2 балла

- не откликается на имя, проявляет протест, истерику на слова «нет», «нельзя», не выполняет правил и требований - 1 балл

 

Адекватность поведения:

- адекватно реагирует на похвалу, либо неуспех, доброжелателен, умеет переключатся на режимные моменты, изменение ситуации – 3 балла

- не ярко выраженная расторможенность (речевая или двигательная), неустойчивый эмоциональный фон, с трудом переключается при смене деятельности – 2 балла

- двигательная расторможенность, агрессивность, колебания настроения, манипулирование криком, плачем, необоснованные страхи и т.п. – 1 балл

Проявление интереса к игрушкам:

- проявляет интерес  – 3 балла

- интерес поверхностный, избирательный  – 2 балла

- не проявляет интереса  – 1 балл

 

Адекватность действия с игрушками, предметами:

- адекватные предметные действия – 3 балла

- специфические предметные действия, манипулятивные – 2 балла

- неадекватные предметные действия – 1 балл

 

Овладение видами игры:

- соответствует возрасту (сюжетно-ролевая, сюжетная, игра с элементами  сюжета, процессуальная, манипулятивная) – 3 балла

- игровые навыки сформированы слабо, игра хаотична, стереотипные предметные действия с игровым материалом, сюжет не развернутый, однотипный – 2 балла

- отказывается от игры, игровые навыки не сформированы  – 1 балла

 

Образовательная область

«Речевое развитие»

 

Слуховое восприятие:

- понимает, откуда исходит звук, реагирует на слова, инструкции, на речь взрослого, откликается на собственное имя – 3 балла

- реагирует на речевые звукоподражания, на звучащие игрушки, бытовые шумы  – 2 балла

- не реагирует  на какие-либо шумы – 1 балл

 

Восприятие и понимание речи:

- выполняет действие по словесной инструкции, показывает названный предмет на картинке, выбирает и подаёт названный предмет – 3 балла

- понимает обращённую речь ситуативно, на бытовом уровне – 2 балла

- не понимает обращённую речь  – 1 балл

 

Собственная речь:

 - самостоятельно употребляет простую фразовую речь, повторяет простые предложения, использует речь в общении, сопровождает речью игровые и бытовые действия 3 балла

- по просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы, произносит звукокомплексы с определённым смыслом – 2 балла

- произносит отдельные звуки (вокализации), речью не пользуется  – 1 балл

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Зрительное восприятие:

Цвет:

- узнаёт и называет основные цвета – 3 балла

- различает и соотносит цвет – 2 балла

- представлений о цвете нет – 1 балл

Величина:

- различает величину и понятия «большой», «маленький»  – 3 балла

- соотносит предметы по величине – 2 балла

- представлений о величине нет – 1 балл

Форма:

- узнаёт и называет фигуры: круг, квадрат, треугольник – 3 балла

- соотносит предметы с формой – 2 балла

- представлений о форме нет – 1 балл

Целостный образ предмета:

- соотносит предмет и его контуры, составляет разрезные картинки из частей: 4х, 3х, 2х – 3 балла

- с трудом соотносит предмет и его контуры, составляет разрезные картинки из частей: 4х, 3х, 2х, не учитывая пространственного расположения части, либо с помощью педагога – 2 балла

 - целостный образ картинки не видит  – 1 балл

 

Пространственное восприятие:

Ориентируется в собственном теле:

- показывает и называет части тела – 3 балла

- показывает некоторые части тела – 2 балла

- не ориентируется – 1 балла

Ориентируется в группе:

- ориентируется самостоятельно – 3 балла

- ориентируется частично, с помощью взрослого – 2 балла

- не ориентируется в пространстве группы – 1 балл

 

Представление об окружающем мире

О себе и окружающих:

- знает своё имя, имена и отчества родителей и педагогов – 3 балла

- знает свое имя, пол – 2 балла

- представления о себе и близких не сформированы – 1 балл

 

Бытовые:

- знает о местоположении и назначении комнат в группе (спальня, туалет, раздевалка и т. д.), о предметах быта (мебель, посуда, предметы гигиены и т. д.) и действиях с ними – 3 балла

- есть только отдельные представления о бытовом окружении – 2 балла

- представления отсутствуют – 1 балл

О предметах и явлениях:

- имеет представления о знакомых игрушках, предметах ежедневного пользования, своей одежде, о их назначении – 3 балла

- есть только отдельные представления – 2 балла

- представления отсутствуют – 1 балл

О мире животных и растений:

- узнаёт несколько животных, дерево, цветок и т.п. – 3 балла

- есть только отдельные представления  – 2 балла

- представления отсутствуют  – 1 балл

 

Элементарные математические представления 

Различение понятий «один», «много», «больше», «меньше»:

- умение сформировано – 3 балла

- умение сформировано частично – 2 балла

- умение не сформировано – 1 балл

Счет:

- до пяти и более – 3 балла

- до трех – 2 балла

- не умеет считать – 1 балл

 

Образовательная область

«Физическое развитие»

Общая моторика:

- осуществляет координированные и ритмические движения, имитирует позу, согласованные движения рук и ног, участвует в простой подвижной игре – 3 балла

- имитирует простые движения, выполнение не всех движение доступно, движения рук, ног не согласованы, частично включается в подвижные игры – 2 балла

- движения рук/ног ограниченные, либо проявления навязчивых движений – 1 балл

Мелкая моторика:

- сформированы захват кулаком, щепотью, пинцетом, указательный жест, самостоятельно повторяет пальчиковые игры, нанизывает предметы на шнурок – 3 балла

- слабо сформированы захват кулаком, щепотью, пинцетом, указательный жест, выполнение пальчиковых игр доступно только с помощью взрослого – 2 балла

- хватает, но не манипулирует или не удерживает предмет, захват кулаком, щепотью, пинцетом, указательный жест отсутствуют – 1 балл

 

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

 

Сформированность способов осуществления деятельности:

- осуществляет деятельность самостоятельно, либо с незначительной организационной помощью взрослого, по последовательной речевой инструкции, по образцу – 3 балла

- осуществляет деятельность по подражанию, на уровне совместных действий с педагогом, на уровне отдельных сопряженных действий – 2 балла

- в деятельности занимает пассивную позицию наблюдателя, отказывается от деятельности или не может её выполнить  – 1 балл

Сформированность представлений о назначении предметов деятельности:

- знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина, музыкальных инструментов и использует их по назначению 3 балла

  - частично имеет представления о назначении карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина, музыкальных инструментов и использует их по назначению, только с помощью взрослого 2 балла

- представления о назначении карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина, музыкальных инструментов отсутствуют, использует их специфически манипулируя  1 балл

 

Сформированность навыков осуществления деятельности:

- создает изображения предметов из готовых фигур, украшает заготовки из бумаги разной формы; слушает музыкальное произведение до конца, узнает знакомые песни, подпевает в песне музыкальные фразы; умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами; различает и называет музыкальные инструменты: металлофон, барабан и др., замечает изменения в звучании (тихо — громко) 3 балла

 

 

- узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым, умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен и др.; создает простые предметы из разных материалов, совместно со взрослым; проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений, умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук 2 балла

- отказывается от продуктивной деятельности, не воспринимает музыкальные произведения, отказывается от игры на музыкальных инструментов, подражание в танцевальных движениях отсутствует 1 балл

 

Общие выводы о динамике развития

 

Положительная динамика – 3 балла

Незначительная динамика (волнообразная, незначительная) – 2 балла

Динамика отсутствует – 1 балл