Роль патриотического воспитания
в детском общественном объединении
Гражданское воспитание детей является одной из актуальных проблем современной России. В последние десятилетия в нашем обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как патриотизм, долг, честь, достоинство, знание героического прошлого своего государства. Нередко поведение подрастающего поколения носит эгоистичный, антисоциальный и антигуманный характер. От эффективности организации гражданского воспитания во многом зависит политическая, экономическая и социальная состоятельность нашего общества в будущем.
Необходимость воспитания детей и подростков в духе патриотизма, любви к Родине, а также стремления к активному участию в жизни общества подчеркивается в ряде документов федерального и регионального уровня. В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» отмечается важность совершенствования системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан … высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».
Основное внимание уделяется определению путей и обновлению содержания гражданского воспитания подрастающего поколения. Большой опыт осуществления гражданского воспитания был накоплен в СССР, где оно реализовывалось главным образом посредством деятельности пионерской организации, связывавшей каждого учащегося с обществом.
В исследованиях подчеркивается, что эффективность осуществления гражданского воспитания можно повысить с помощью деятельности детских общественных объединений и организаций, большое количество которых существует и постоянно возникает в настоящее время. Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения опыта осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения, определения путей повышения уровня гражданской воспитанности школьников, выявления оптимальных педагогических условий его эффективности, разработки форм и методов работы.
Гражданское воспитание в условиях деятельности детских общественных объединений и организаций является многоаспектной проблемой, которая имеет большое социальное значение.
Гражданское воспитание школьников в условиях детской общественной организации будет более эффективным, если:
- гражданское воспитание происходит в социально значимой деятельности, направленной на участие школьников в жизни родного края, изучение его истории и традиций;
- формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями детей и подростков;
- ведется работа по повышению мотивации к социально значимой деятельности;
- осуществляется психолого-педагогическая диагностика уровня гражданской воспитанности членов организации с целью определения его эффективности и внесения корректив в воспитательный процесс;
- проводится подготовка квалифицированных педагогических кадров для работы по гражданскому воспитанию в условиях детской общественной организации;
- объединены усилия семьи, школы и детской общественной организации с целью гражданского воспитания подрастающего поколения.
Деятельность детских общественных объединений и организаций имеет широкие возможности для эффективности осуществления гражданского воспитания личности: включение подрастающего поколения в социально значимую деятельность и гражданско-правовые отношения; формирование новой для школьника роли – члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности.
Основными критериями гражданской воспитанности членов детской общественной организации являются: сформированность гражданских и нравственных качеств, социализированность, общественная активность, знание основополагающих правовых норм, бережное отношение к истории и культуре своего народа, вовлеченность в деятельность на благо родного села или района; доминирование мотивов общественного долга; умение осознанно выстраивать свое поведение в неординарных социальных ситуациях.
В процессе гражданского воспитания происходит формирование гражданственности. Гражданственность предполагает осознанное осуществление общепринятых норм общения и морали, которое проявляется в выполнении человеком его семейно-бытовых, социально-экономических, политических и других обязанностей.
Одним из критериев её сформированности является наличие гражданской позиции, которая проявляется в законопослушности, готовности трудиться на благо своей Родины, защищать интересы своего Отечества, осознанно взять на себя ответственность за судьбу страны в трудные периоды её истории.
В процессе гражданского воспитания формируются качества личности, «характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентируемую деятельность» ().
Привитие любви к национальной культуре, традициям своего народа, к родному языку также является первостепенной задачей гражданского воспитания. Оно тесно связано с интернациональным воспитанием, в результате которого дети разных национальностей смогут лучше понять друг друга, взаимно обогатиться духовно, изучать национальные особенности, культуру и обычаи народов, живущих рядом.
Теория и практика гражданского воспитания актуальна не только в России, но и за рубежом. Исследователи этой проблемы отмечают, что в европейских странах при осуществлении воспитательного процесса уделяют внимание стимулированию гражданской активности, его конечным результатом должны быть не только знания о человеке и обществе, но и определенные умения и качества, необходимые гражданину демократического государства. К ним относят толерантность, критичность, конструктивность; умение принимать во внимание противоположные точки зрения при участии в дискуссиях; умение пользоваться гражданскими правами и понимать суть законов. Гражданское воспитание направлено на организацию ученического самоуправления; нацелено на воспитание в детях и подростках инициативы и ответственности за свои поступки.
Понятие детское общественное объединение также не имеет однозначной трактовки. С одной стороны, это первичный детский коллектив (пионерская дружина, скаутский патруль, отряд юнармейцев и др.), в котором дети общаются и взаимодействуют, а с другой – согласно Закону «Об общественных объединениях» так следует определять каждое общественное формирование (в том числе и детское), независимо от масштабов, видов, типов, численности, неважно, движение это, организация или небольшой коллектив. Детская общественная организация – это такое общественное объединение детей, которое имеет четкую структуру, общие нормы жизни, нормативные документы (устав, кодекс, положение), единую систему членства, самоуправления. Судить о развитости детского общественного движения на территории того или иного региона можно по следующим количественным и качественным показателям: количество детей, являющихся членами детских объединений; наличие многочисленных детских формирований; количество детских общественных объединений; участие членов объединений в общественной жизни; положительные результаты диагностических исследований уровня воспитанности.
Таким образом, гражданское воспитание является многоаспектной проблемой. В современной психолого-педагогической науке оно рассматривается как составная часть всего процесса воспитания, направленная на формирование гражданственности. Гражданское воспитание включает политическое, патриотическое, правовое, нравственное; его всестороннее осуществление более эффективно в рамках деятельности детских общественных организаций и объединений. Детские общественные объединения и организации рассматриваются как средство гражданского воспитания подрастающего поколения. Являясь их членами, дети и подростки осваивают и добровольно принимают выполнение конкретных прав и обязанностей; участвуют в управлении, организации жизнедеятельности общества; имеют возможность принимать посильное участие в социально значимых событиях в стране и мире; проявляют активность, творчество, инициативу, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.