Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Оценка 4.8
Лекции
docx
искусство +1
Взрослым
28.12.2018
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
- формирование условий для создания единого образовательного пространства;
КонспектСущность и специфика дополнительного образования детей.docx
Сущность и специфика дополнительного образования детей в
условиях общеобразовательного учреждения
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях предполагает решение следующих задач:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его
форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида
учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе
дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения
интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе
дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и
старшего возрастам
создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их
нравственных качеств, творческой и социальной активности.
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное
образование дает ребенку реальную возможность выбора своего
индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его
включение в занятия по интересам, создание условий для достижений,
успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к
уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором
школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности,
которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В
дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и
форму занятий, может не бояться неудач.
Дополнительное образование детей в школе – совершенно иное
явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность.
Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор
разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы,
работа которых, как правило, инках не связывалась друг с другом. Теперь
появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.
Собственно опора на содержание основного образования и является
главной специфической чертой развития дополнительного образования детей
в общеобразовательных учреждениях любого вида. Интеграция основного и
дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания,
обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем
современной педагогики.
Другая важная особенность дополнительного образования детей – его
воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора
видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более
эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности
взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности.
Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам,
развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания.
Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных
возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем,
эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом
успешность развития дополнительного образования детей в цепом и тем более
в условиях общеобразовательного учреждения.
Дополнительное образование детей предполагает расширение
воспитательного «поля» школы, т. к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где
есть условия для самовыражения и самоутверждения.
С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта
системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или
психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся
в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального
развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном
процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха»
(Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в
процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал
самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он
вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по
основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в
спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ
показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило,
удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как
«троечника» или «трудного».
Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития
дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного
учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять
«засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы
коммуникации, где логика учебных званий может привести к подавлениям
эмоциональнообразного восприятия мира, столь значимого в детском
возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство
формирования целостной картины мира.
Эмоциональноценностное
отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе
обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы
искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на
примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего
человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в
его судьбу, борьбу, идеалы.
Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу
– расширяет культурное пространство школы.
В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с
учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его
микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру. Для
этого существует множество эффективных форм и методов, которые, в
частности, взяты из театральной и музейной педагогики.
Культурологический подход к образованию дает возможность
противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие,
обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно
утрате традиций.
исторического опыта,
Дополнительное образование детей способствует установлению реального
разобщению поколений,
взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних
народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему
особое место в региональном компоненте государственного образовательного
стандарта.
Главная задача педагога – развить в детях чувство гражданина своей
страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные
ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь
должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о
создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут
«присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.
Особое значение имеет дополнительное образование детей для
решения проблемы социальной адаптации и профессионального
самоопределения школьников.
Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать
правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше
можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, гувернерство
и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают
знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и
электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского
учета и т. п.).
Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать
еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни
в обществе,
цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
научится добиваться поставленной цели,
выбирая
По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных
склонностей,
деятельности.
у них неустойчивые интересы к профессиональной
Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в
работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в
пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных
условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе,
учитывая интересы других.
Дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с
внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными
руководителями, воспитателями, вожатыми. Праздники, игры, экскурсии
наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по
форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного
образования – руководители различных творческих объединений, так и их
воспитанники – юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым
поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного
образования детей в цепом. При этом внеурочная работа обогащается за счет
использования профессионально творческого подхода специалистов.
Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с
классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о
ребятах, с которыми они общаются на занятиях.
Таковы основные особенности дополнительного образования детей,
развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно
очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые
характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей,
однако есть все основания говорить об особенностях развития
дополнительного образования детей в школе:
создание широкого общекультурного и эмоциональноокрашенного
фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более
успешного освоения его содержания:
осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению
детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе
которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных,
культурных ориентиров подрастающего поколения;
ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или
иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.),
на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного
образования детей;
компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных
учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны
школьникам для определения индивидуального образовательного пути,
конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования
важных личностных качеств.
Таким образом,
дополнительное образование детей в
общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая
самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого
образовательного пространства и формирование у школьников целостного
на гармонизацию требований по реализации
восприятия мира;
образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных
интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное
пространство, способствует самоопределению школьников в личностной,
социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные
виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям
образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной
сферы школьников.
2.
Структурноорганизационные
формы
реализации
дополнительного образования детей
Успешность развития дополнительного образования детей в условиях
общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его
организованности. Можно назвать как минимум четыре условных уровня.
Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов
и т. д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от
имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации
дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики
конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для
развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся
занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.
Второй уровень – более сложный и более развитой. Он отличается
определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью
деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой
содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты изза
отсутствия продуманной программы деятельности и неумения
координировать работу педагогов дополнительного образования в едином
учебновоспитательном процессе школы.
Третий уровень – развитие дополнительного образования детей как
отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие
объединения работают на основе единой образовательной программы, а
педагоги могут координировать свою деятельность. Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и
дополнительного образования детей, организационное и содержательное
единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность
строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие
учреждения в цепом.
Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и
находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности
дополнительного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для
перехода на третий и четвертый уровни развития.
3. Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в
обеспечении развития дополнительного образования детей
Заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно
воспитательной работе). Эта должность появилась недавно и пока есть не во
всех школах, но с развитием системы дополнительного образования детей
нужда в таком специалисте будет ощущаться все острее. В его основные
обязанности входит координация деятельности всех педагогов
дополнительного образования, контроль за выполнением учебнотематических
планов, помощь в создании и реализации образовательных программ,
содействие повышению профессионального мастерства педагогов. Не менее
важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и
дополнительного образования детей, взаимодействие учителейпредметников
и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной
методической работы (создание педагогических мастерских, методических
советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.).
Заместитель директора принимает активное участие в разработке
концепции и программы развития общеобразовательного учреждения, в
которую органично включается дополнительное образование детей. Педагог дополнительного образования – один из важнейших
дополнительные
непосредственно
специалистов,
реализующих
образовательные программы различной направленности. Он занимается
развитием талантов и способностей школьников, включая их в
художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует
состав творческих объединений, способствует сохранению контингента
ведет
обучающихся,
непосредственную образовательную деятельность со школьниками в
реализации образовательной программы,
определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор
форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских
образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации.
Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития
способностей детей в системе дополнительного образования детей.
Очень важно,
чтобы педагог дополнительного образования
сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними
подходящий для конкретного ребенка индивидуальный образовательный путь.
Желательно, чтобы он имел общее представление об учебных программах,
связанных тематически с деятельностью, в которую включены его
подопечные, что будет способствовать развитию мотивации ребенка к
знаниям.
Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов
ребят призван внести классный воспитатель, который имеет возможность
хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки
каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении
Такой педагог,
личности.
обладающий серьезными социально
психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в
реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т. е.
осуществлении личностно ориентированного образования, являющегося
сутью дополнительного образования детей. Успешно могут взаимодействовать с руководителями школьных
творческих объединений и помогать детям найти свой талант, раскрыть свои
способности вожатые и воспитатели групп продленного дня.
Возможна и обратная связь, когда старший вожатый, к примеру,
сможет найти помощников в организации социальнозначимых дел,
праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными
участниками которых являются, прежде всего, члены кружков, объединений.
С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят,
обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.
Педагогорганизатор руководит работой по одному из направлений
деятельности учащихся: художественному, спортивному, техническому,
туристскокраеведческому, экологобиологическому и др. Координирует
работу педагогов, ведущих занятия по тому иди иному направлению, помогает
им в решении методических, организационных, воспитательных проблем.
Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия
для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей.
Способствует вместе с заместителем директора профессиональному росту
педагогов дополнительного образования.
Такая должность чаще встречается в тех общеобразовательных
учреждениях, где дополнительное образование детей выделено в
самостоятельную подсистему, охватывающую значительное число педагогов.
Однако и там, где число кружков, секций и других творческих объединений
невелико, необходима координация и создание условий для их развития.
Особую роль в развитии дополнительного образования детей в
условиях общеобразовательного учреждения может сыграть педагог
психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может выявить
скрытые способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие.
Осуществляя свою работу по сохранению психического, соматического,
социального благополучия школьников, он оказывает поддержку как
творчески одаренным детям, так и детям, требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагогпсихолог способен оказывать
консультации руководителям различных творческих объединений, проводить
психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их
способностей, выявлять причины сложностей в работе педагога или его
взаимоотношениях с воспитанниками.
Социальный педагог решает задачи по социальной защите детей,
внимательно изучает условия их жизни, которые зачастую препятствуют
развитию их творческих способностей. Социальный педагог старается
своевременно оказать помощь таким детям, разрешить различные
конфликтные ситуации и найти наиболее благоприятную среду для
реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать педагогу
дополнительного образования, как лучше вести себя с «трудным» ребенком,
как заинтересовать его какимлибо видом творчества. Он включает своих
воспитанников в социально значимые дела, и эта деятельность может стать
сферой сотрудничества с педагогами дополнительного образования.
Социальный педагог особое внимание уделяет профориентационным видам
занятий, т. к. они, выполняй социально адаптационные функции, могут стать
хорошей стартовой площадкой для его подопечных.
Учительпредметник также может внести свой вклад в развитие
системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями
творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и
дополнительного образования детей. При желании он может привнести
элементы дополнительного образования (содержательные, организационные,
методические) в проведение конкретных уроков.
Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться
в систему дополнительного образования, организовав свой кружок иди клуб.
Это
может быть не только предметный кружок, а любое творческое
объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты, выходящие за рамки его профессии. Такая
многогранность личности только усилит его авторитет среди обучающихся.
Следует обратить внимание на работу школьного библиотекаря,
призванного оказать значительную помощь педагогам дополнительного
образования и их воспитанникам, подбирая наиболее интересную
методическую,
художественную литературу.
Библиотекарь может следить за новинками в книгоиздании, прессе, аудио
научнопопулярную,
видео продукции, предоставлять эту информацию педагогам и обучающимся,
создавать медиатеку и тем самым способствовать развитию как основного,
так и дополнительного образования детей в своей посоле.
Совершенно очевидно, что развитие дополнительного образования
детей в школе в огромной степени зависит от директора и его заместителей.
Их заинтересованность, уважительное отношение к руководителям
творческих объединений по интересам, понимание важности их многообразия,
умение найти возможность для технического оснащения системы
дополнительного образования детей, материальной и моральной поддержки
педагогов дополнительного образования все это является важным условием
создания в школе целостного образовательного пространства, где реальную
роль играют основное и дополнительное образование детей.
в общеобразовательном учреждении в систему
Таким образом,
дополнительного образования детей включается в той или иной степени почти
весь педагогический коллекти
Условия развития системы дополнительного образования детей в
общеобразовательном учреждении
Развитие системы дополнительного образования детей в
общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого
ряда задач организационного, кадрового, программнометодического,
психологического характера.
Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы
развитие системы дополнительного образования детей в школе соответствовало условному третьему и четвертому уровню, т. е. созданию
самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей.
Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную
ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и
потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно
также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она
призвана решать, а также сложившиеся традиции, материальнотехнические и
кадровые возможности.
Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет
приобрести статус самостоятельного подразделения,
если его
структурирование начнется с выделения некоего системообразующего
элемента. Это может быть любое творческое объединение, проводящее
многоплановую и разнопрофильную работу, деятельность которого носит
комплексный характер, Например, Центр русской (национальной) культуры,
который объединяет музыкальные и художественные коллективы, группы
ребят, увлекающихся этнографическим краеведением, сбором материалов об
истории и культуре края. Вокруг такого разновозрастного коллектива
достаточно легко простроить работу других творческих объединений,
которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и
стратегическую линию развитая дополнительного образования детей в
конкретном общеобразовательном учреждении.
Когда в школе создается самостоятельная структура дм развития
системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная
возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного
образования детей. Таким образом, взаимопроникновение этих двух сфер
может обеспечить:
целостность всей образовательной системы школы со всем ее
многообразием;
определенную стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и
развитие их эмоциональнообразной сферы, формирование духовно
нравственных качеств;
сохранение определенного консерватизма системы и более активного
использования инновационных педагогических идей, образовательных
моделей, технологий;
поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей
организации жизни ученического и педагогического коллективов;
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение
новых людей (из числа работников культуры, науки, производства,
представителей общественных ветеранских организаций), готовых работать с
детьми.
Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество
на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями
дополнительного образования детей, что также способствует сближению
основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и
деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования
детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных
массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др.
Это также прекрасная возможность получения оперативной информация о
возможности включения школьников в художественную, спортивную,
туристскокраеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество
позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и
учреждений дополнительного образования детей в интересах личности
обучающихся.
Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо
стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих
объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру
интересов школьников разных возрастов. К сожалению, нередко набор
кружков и секций в школах не меняется десятилетиями и ограничивается несколькими названиями (мягкая игрушка, макраме, драмкружок, волейбол,
аэробика), большинство из которых рассчитано на детей младшего и среднего
возраста. Старшим же школьникам внимание практически не уделяется, и,
тем более, не учитываются интересы ребят, стремящихся освоить спортивный
танец, роликовые коньки, скайбординг, восточные единоборства, технику
видеосъемки, компьютерные технологии и другое, что интересует
современного подростка.
Конечно, не всегда возможно (и не всегда нужно) максимально
учитывать их интересы, но необходимо искать такие варианты решения
проблемы, которые помогут школьникам реализовывать свои потенциальные
возможности и потребности в творческом развитии в системе
дополнительного образования детей.
К сожалению, в практике нередко встречается и такой подход к
развитию дополнительного образования детей в условиях
общеобразовательного учреждения, когда в школе создается некий
«образцовопоказательный» коллектив (школьный театр, музыкальный
ансамбль, спортивная команда и т. д.), который является основной заботой
администрации в ущерб развитию других направлений деятельности. Для
руководителей школы – это возможность успешно отчитаться за «хорошую»
организацию учебновоспитательной деятельности, не прилагая усилий к
созданию полноценной системы дополнительного образования детей. В этом
случае «элитный» детский коллектив начинает жить своей обособленной
жизнью, интересной лишь для небольшой группы ребят, остальным же
остается лишь смотреть на них с завистью, ощущая себя ущербными,
посредственными, что далеко от реальности.
Подобные недостатки необходимо учитывать при решении
организационных проблем.
Кадровые условия – это,
прежде всего,
возможность
профессионального роста педагогов дополнительного образования.
Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в рамках продуманной
системы и направлено на активизацию творчества педагогов, их
самообразование и желание сотрудничества с коллегами – руководителями
всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного образования
детей. Взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их
анализ также дает много для профессионального роста.
Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителями
предметниками, классными руководителями, воспитателями ГПД: совместное
обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических,
социальных, общекультурных) дает возможность не только создать
методобъединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический
коллектив, что способствует профессиональному обогащению.
Следует регулярно организовывать прохождение педагогами курсовой
подготовки на базе ИПК, проводить семинары силами приглашенных ученых,
в т. ч. на базе учреждения дополнительного образования детей. Важно
активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах
(конкурсы педагогов дополнительного образования,
образовательных программ, воспитательных систем и др.).
авторских
Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в
научную работу, поступление в аспирантуру, написание статей для
педагогических журналов.
Успех развития системы дополнительного образования детей в
условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения
привлекать «свежие силы», новых людей, например, из числа работников
учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских
организаций,
кто
родительской общественности,
а также тех,
профессионально владеет каким либо интересным ремеслом и желает
передать его секреты детям.
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки в школе и, в. частности, в ее блоке дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов.
Решение этой задачи относится, прежде всего, к компетенции администрации
общеобразовательного учреждения, которая должна показать свое понимание
важности развитая системы дополнительного образования детей как части
общего образования, учитывать интересы тех, кто включен в эту систему,
наравне с интересами других учителей. Недопустимо отношение к
руководителям творческих объединений по интересам как «второстепенным»
членам педагогического коллектива.
Директор, его заместитель по дополнительному образованию и по
научнометодической работе должны постоянно поддерживать и поощрять
тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим
помогает коллегам,
опытом,
образовательных программ.
работает над созданием авторских
Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов
дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения
творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны
знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем
успехами в учебе.
Программнометодические условия
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без
серьезного концептуального программнометодического обеспечения
деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и
деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних
должны отражать общую стратегию развития, основные принципы
педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это
весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на
несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных
педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений
дополнительного образования детей, преподавателей ИНК, научных
сотрудников. Образовательные программы, которые предполагается использовал,
преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с
одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с
другой учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного
образования при разработке своих авторских программ должны
познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего
могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной
программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой
работы с учителямипредметниками.
Развитие системы дополнительного образования детей в
образовательных учреждениях становится вонастоящему эффективным, если
дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и
потребностям школьников,
учитывают реальные возможности их
удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать
собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его
самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ нового
поколения предполагает учет ряда принципов:
ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее
гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
формирование у школьников целостного и эмоциональнообразного
восприятия мира;
обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям,
которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и
которые недостаточно представлены в основном образовании;
развитие познавательной, социальной, творческой активности
ребенка, его нравственных качеств;
обязательная опора на содержание основного образования,
использование его историкокультурологического компонента;
реализация единства образовательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поколения
должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным
ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на
расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических
гибкостью
задач,
отличаться содержательностью,
вариативностью,
использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет
отвечать социальнокультурным особенностям того или иного региона,
традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения,
возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей,
педагогов.
Задания для творческой работы
1. Продемонстрируйте механизм взаимодействия педагогов
общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного
образования детей на примере известного Вам образовательного учреждения.
2. На примере конкретного общеобразовательного учреждения
покажите обеспечение условий развития дополнительного образования.
Литература
1. Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в
условиях общеобразовательного учреждения //Воспитание школьников. – М.,
1995. – № 5.
2. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и
сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
3. Горский В. А., Сулейманова З. З., Чупанов А. Х. Профильное
дополнительного образования
обучение в системе внешкольного,
учащихся //Дополнительное образование.2005. №4. С.313.
4. Евладова Е. Б., Петракова Т. И. Содержание и организация
воспитания и дополнительного образования в школе. – М.:ВЛАДОС, 2001.
5. Жирякова П. Внешкольные учреждения: компонент культурной
среды школы //Новые ценности образования. – М., 1996. – № 4.
6. Тавстуха О. Г. Единство многообразия //Университетский округ,
2001. – № 1. – С. 38.
Электронные адреса опыта
Крылов
И.
И.
http://www.
mgopu. Педагогические
условия
формирования эстетической
культуры старших подростков
в дополнительном образовании
общеобразовательных
учреждений
Теоретические основы
практика
и
развития
дополнительного образования
общеобразовательных
в
учреждениях
ru/DOWNLOAD/KrulovII. doc
http://vipdisser.
com/work/work_50323.html
Барзенкова А.
Г.,
Политахина Л. М. Модель
дополнительного образования
в
общеобразовательном
учреждении
Л. Н Буйлова, Н. В
http://www.
asdg.
ru/asdghtml/Ssov/2006/06_10_12/10/1002.html
Кленова Дополнительное
образование
детей
современной школе
http://www.
ucheba.
в
com/met_rus/k_dopobraz/sodershanie. htm
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Конспект на тему: "Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.