Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)
Оценка 4.8

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
15.03.2018
Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)
Задачи: - познакомить детей с особенностями русской избы и бытом крестьян; - активизировать словарный запас; - прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. Планируемый результат: -проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта крестьян; - эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков. Cловарная работа: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.
Печка-матушка.docx
Конспект непосредственно­образовательной деятельности  Воспитатель  Нефтеюганского районного муниципального образовательного бюджетного учреждения «Сингапайская СОШ» Глушкова Ольга Валерьевна Тема: «Печка­матушка». Группа: 3­4 года Продолжительность: 15 минут Место проведения: групповая комната Задачи: ­ познакомить детей с особенностями русской избы и бытом крестьян; ­ активизировать словарный запас; ­ прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. Планируемый результат: ­проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях  русской избы, быта крестьян; ­ эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков. C   ловарная работа: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья. Материал: иллюстрации из сказок с изображением печки, картинки с изображением  русской печки, клубок.. Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций. Ход деятельности: Хозяйка встречает гостей. ­Отгадайте загадку: стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке­жучка.  (изба, в избе печка, в печке зола, а в золе­жар). ­ Сегодня мы пойдем  в необычный музей­дом наших далеких предков­славян.  Дорогу в дом вам укажет путеводный клубок. Хозяйка рассказывает обычай, по которому славяне, входившие в новый дом,  должны были взяться за нить клубочка. Дети входят в избу. ­ Входя в избу, волей­неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и  шишку на лбу можно набить: дверь­то в избу низкая. А порог, наоборот,  высокий,  чтоб меньше дуло. ­ Конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось  хорошо. Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была  открыта для гостей. ­ Для чего делали высоки порог? Для того чтобы холодный воздух зимой не проник  в дом, так как он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в  холодное время года теплый воздух не выходил из дома, так как он поднимается  вверх. ­ Вход в избу делали обычно с южной стороны. Как вы уже заметили, в доме всего  одна комната. Ее называют горницей. Большую часть горницы занимает печь. «Без  печи изба­не изба», ­говорили в старину. ­ Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь­всему голова». Голова­ значит самая главная. ­Почему печь в избе самая главная? ­ Если мы станем спиной к двери, то узнаем, с какой стороны ставили печь.    С северной, так как с севера дули холодные ветры и эту сторону старались  обогреть.    Напротив входа всегда ставили печь. И поэтому, войдя в избу, сразу обращали  внимание на печь. Хорошая печь­гордость любого хозяина. Показ иллюстрации «Устройство русской печи». ­ С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали ее из кирпича и  обмазывали глиной. Как называли человека, который выкладывал печь? (печник) ­ Да, клал печь печник. Он пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем  печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была  как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. ­ Где в горнице пищу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на  улице зима, мороз, а у нас и дома , и детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы  детей) ­ А в старину батарей не было. Чем тогда обогреваться? ­ Что нужно, чтобы печь горела? (Дрова). Да, печь и накормит, и обогреет. ­ Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево. Показ деревьев на иллюстрациях. Дети рассматривают. ­ Вы узнали эти деревья? Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень  тяжелые. Это березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые  дрова. Мы их  узнали по запаху. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма  меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они быстро  прогорают. Если кто­нибудь топил печь чем попало, то про того говорили: «Подле  леса живет, а печку соломой топит».   «Дом без печки­нежилой дом», ­ говорили в народе. «Кормилицей», «Матушкой»  ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей­ в ней  пекли хлеб, варили кашу, щи,  картошку.    «Матушка, печь, укрась своих детушек»,­ ласково обращалась к ней стряпуха при  выпечке хлеба и пирогов. ­ Печь людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и  сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами! А хранил эти  сказки Баюнок! ­ Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь. («Гуси­лебеди»,  «три поросенка», «По щучьему велению», «Заячья избушка», «Волк и семеро  козлят».) ­ Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал  традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей­ лебедей, везет Емелю к царю и т.д. ­ А случалось так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются,  придут домой мокрые, замерзшие. Гду сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. ­ Давайте заглянем в печь. Что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы). ­ В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в  лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.  Отварами и настойками по старинным рецептам мы пользуемся до сих пор. А знаете ли вы лекарственные травы, сможете ли их узнать по запаху?(Дети нюхают  мешочки с травами). ­ Куда же закатился наш клубочек? Наверное, это домовой шалит. Давайте  клубочек поищем.  – Вот наш клубочек, в уголок закатился. Этот угол у печки назывался закутком.  ­  Печь делила горницу на две части. Одна половина, левая, вот здесь, за печкой –  женская. Ее так называли потому, что хозяйки занимались домашними делами. ­ Какими? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т.д.) ­ Женщину в старину как называли? (баба). Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. «Кут» значит угол: бабий кут, бабий угол, закуток. Давайте посмотрим,  что в нем находится (Посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват). Да, здесь  есть все, что нужно хозяйке. ­ Вторая половина – «Красный угол», которая располагается по диагонали от печи.  «Красный угол» ­ значит красивый (Дети рассказывают, что они видят в красном углу: стол, лавку, икону). Здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный  угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все делалось в избе  своими руками из дерева, как и многие другие предметы обихода. Действительно,  дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась  лесными богатствами. ­ А теперь, отгадав загадку, назовите или покажите эти предметы. Стоит изба из  кирпича, то холодна, то горяча. (Печь). Железный конь скачет в огонь. (Кочерга).  Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет (Ухват).  Четыре братца под одной крышей живут (Стол). ­ А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Мельница», любимую  игру детей зимой в избе. Русская народная подвижная игра «Мельница» 1).Правила: в середину становится один ребенок (ось), шеренги детей (по четыре  человека) держат его за руки или пояс. Дети вращаются со словами: За рекою на горе. Где ветер дует и шумит, Крылья мельницы на нем вертятся Вверх — вниз, вверх — вниз. 2). Русская народная подвижная игра «В мельницу» Правила: играющие в кругу, идут и поют: Мельница на кочке  Развесила усочки.  На семи ногах стоит,  На ветер глядит,  Стучит и гремит. Будто сто коней бежит,  Кругом пыль лежит. Крыльями машет, Словно ей страшно, А подняться не может. Только зерно гложет, И трет, и мнет, Мало не глотает, Другой сыт бывает. Внутри круга две пары встают спиной друг к другу, крепко взявшись за руки,  согнутые в локтях. Один наклоняется, другой оказывается на его спине с  поднятыми вверх ногами (до тех пор, пока одна из пар не остановится, устанет).

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)

Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018