Задачи:
- познакомить детей с особенностями русской избы и бытом крестьян;
- активизировать словарный запас;
- прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
Планируемый результат:
-проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта крестьян;
- эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков.
Cловарная работа: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.
Печка-матушка.docx
Конспект непосредственнообразовательной деятельности
Воспитатель
Нефтеюганского районного муниципального образовательного бюджетного
учреждения «Сингапайская СОШ»
Глушкова Ольга Валерьевна
Тема: «Печкаматушка».
Группа: 34 года
Продолжительность: 15 минут
Место проведения: групповая комната
Задачи:
познакомить детей с особенностями русской избы и бытом крестьян;
активизировать словарный запас;
прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
Планируемый результат:
проявляет активность для расширения своих представлений об особенностях
русской избы, быта крестьян;
эмоционально откликается на самобытную красоту жизни предков.
C ловарная работа: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.
Материал: иллюстрации из сказок с изображением печки, картинки с изображением
русской печки, клубок..
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается
печь; рассматривание иллюстраций.
Ход деятельности:
Хозяйка встречает гостей.
Отгадайте загадку: стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучкежучка.
(изба, в избе печка, в печке зола, а в золежар).
Сегодня мы пойдем в необычный музейдом наших далеких предковславян.
Дорогу в дом вам укажет путеводный клубок.
Хозяйка рассказывает обычай, по которому славяне, входившие в новый дом,
должны были взяться за нить клубочка. Дети входят в избу.
Входя в избу, волейневолей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и
шишку на лбу можно набить: дверьто в избу низкая. А порог, наоборот, высокий,
чтоб меньше дуло.
Конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось
хорошо. Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была
открыта для гостей.
Для чего делали высоки порог? Для того чтобы холодный воздух зимой не проник
в дом, так как он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в
холодное время года теплый воздух не выходил из дома, так как он поднимается
вверх.
Вход в избу делали обычно с южной стороны. Как вы уже заметили, в доме всего
одна комната. Ее называют горницей. Большую часть горницы занимает печь. «Без
печи избане изба», говорили в старину. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печьвсему голова». Голова
значит самая главная.
Почему печь в избе самая главная?
Если мы станем спиной к двери, то узнаем, с какой стороны ставили печь.
С северной, так как с севера дули холодные ветры и эту сторону старались
обогреть.
Напротив входа всегда ставили печь. И поэтому, войдя в избу, сразу обращали
внимание на печь. Хорошая печьгордость любого хозяина.
Показ иллюстрации «Устройство русской печи».
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали ее из кирпича и
обмазывали глиной. Как называли человека, который выкладывал печь? (печник)
Да, клал печь печник. Он пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем
печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была
как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Где в горнице пищу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на
улице зима, мороз, а у нас и дома , и детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы
детей)
А в старину батарей не было. Чем тогда обогреваться?
Что нужно, чтобы печь горела? (Дрова). Да, печь и накормит, и обогреет.
Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево.
Показ деревьев на иллюстрациях. Дети рассматривают.
Вы узнали эти деревья? Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень
тяжелые. Это березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые
дрова. Мы их узнали по запаху. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма
меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они быстро
прогорают. Если ктонибудь топил печь чем попало, то про того говорили: «Подле
леса живет, а печку соломой топит».
«Дом без печкинежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей», «Матушкой»
ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей в ней
пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку.
«Матушка, печь, укрась своих детушек», ласково обращалась к ней стряпуха при
выпечке хлеба и пирогов.
Печь людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и
сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами! А хранил эти
сказки Баюнок!
Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь. («Гусилебеди»,
«три поросенка», «По щучьему велению», «Заячья избушка», «Волк и семеро
козлят».)
Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал
традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей
лебедей, везет Емелю к царю и т.д.
А случалось так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются,
придут домой мокрые, замерзшие. Гду сушить одежду и валенки? Оказывается, печь
и сушит. И не только одежду.
Давайте заглянем в печь. Что еще можно сушить в печи? (грибы, ягоды, травы). В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в
лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.
Отварами и настойками по старинным рецептам мы пользуемся до сих пор. А знаете
ли вы лекарственные травы, сможете ли их узнать по запаху?(Дети нюхают
мешочки с травами).
Куда же закатился наш клубочек? Наверное, это домовой шалит. Давайте
клубочек поищем.
– Вот наш клубочек, в уголок закатился. Этот угол у печки назывался закутком.
Печь делила горницу на две части. Одна половина, левая, вот здесь, за печкой –
женская. Ее так называли потому, что хозяйки занимались домашними делами.
Какими? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т.д.)
Женщину в старину как называли? (баба). Вот поэтому место за печкой называлось
бабий кут. «Кут» значит угол: бабий кут, бабий угол, закуток. Давайте посмотрим,
что в нем находится (Посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват). Да, здесь
есть все, что нужно хозяйке.
Вторая половина – «Красный угол», которая располагается по диагонали от печи.
«Красный угол» значит красивый (Дети рассказывают, что они видят в красном
углу: стол, лавку, икону). Здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный
угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все делалось в избе
своими руками из дерева, как и многие другие предметы обихода. Действительно,
дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась
лесными богатствами.
А теперь, отгадав загадку, назовите или покажите эти предметы. Стоит изба из
кирпича, то холодна, то горяча. (Печь). Железный конь скачет в огонь. (Кочерга).
Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет (Ухват).
Четыре братца под одной крышей живут (Стол).
А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Мельница», любимую
игру детей зимой в избе.
Русская народная подвижная игра «Мельница»
1).Правила: в середину становится один ребенок (ось), шеренги детей (по четыре
человека) держат его за руки или пояс. Дети вращаются со словами:
За рекою на горе.
Где ветер дует и шумит,
Крылья мельницы на нем вертятся
Вверх — вниз, вверх — вниз.
2). Русская народная подвижная игра «В мельницу»
Правила: играющие в кругу, идут и поют:
Мельница на кочке
Развесила усочки.
На семи ногах стоит,
На ветер глядит,
Стучит и гремит.
Будто сто коней бежит,
Кругом пыль лежит.
Крыльями машет,
Словно ей страшно, А подняться не может.
Только зерно гложет,
И трет, и мнет,
Мало не глотает,
Другой сыт бывает.
Внутри круга две пары встают спиной друг к другу, крепко взявшись за руки,
согнутые в локтях. Один наклоняется, другой оказывается на его спине с
поднятыми вверх ногами (до тех пор, пока одна из пар не остановится, устанет).
Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)
Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)
Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)
Конспект НОД "Печка-матушка" (ДОУ, 3-4 г.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.