Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
чтение
Детсад
21.04.2019
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме "Весна", альбом "Перелетные птицы", "Дикие животные"; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне.
vesna-krasna_nod.docx
Конспект НОД
в средней группе
на тему
«Веснакрасна»
Интеграция областей:
речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие,
социальнокоммуникативное развитие
Образовательные технологии:
Здоровьесберегающие
Игровые
Развивающего обучения
1 Цель:
развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
закреплять характерные признаки весны;
упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно
следственные связи;
закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
совершенствовать грамматический строй речи;
формировать умение образовывать имена существительные с помощью
уменьшительноласкательных суффиксов
Развивающие задачи:
развивать диалогическую и связную речь;
развивать слуховое внимание и логическое мышление;
развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное
отношение к ней;
формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
речевое развитие
познавательное развитие
физическое развитие
социальнокоммуникативное развитие
Образовательные технологии:
здоровьесберегающие
игровые
развивающего обучения
Методические приемы:
Игровые
Словесные
Слушание музыки
Наглядные
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями
живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и
поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные
2 птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание
стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему
«Весна»; дидактические и подвижные игры.
Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна»,
мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.
Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.
Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса».
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).
ХОД НОД:
В: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети
здороваются с гостями.)
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок,
Солнечные зайчики,
Быстрый ручеек!
Здравствуй, ранняя трава,
Здравствуй, свежая листва!
Здравствуйте, ребята!
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть Вас!
Поднимают руки к солнышку.
Качают над головой руками.
На уровне груди сжимаютразжимают
кисти рук.
На уровне груди движения кистями
вправовлево.
Показывают ладошки на уровне груди.
Трут ладонями друг о друга.
Слова произносит воспитатель.
В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он
постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам
сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает
конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его
прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
3 В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители.»
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний
лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь,
цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У
всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести
волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по
тексту..
Звучит звукозапись «Голоса леса»
В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы
не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту
полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на
стульчики.)
На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина
(«Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.
В: Присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.
прилетели»).
Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
4
(показывает картину «Грачи В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это
зима?
Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает, оседает; появляются проталинки,
бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки,
ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи; просыпаются звери после зимней спячки;
распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает изпод снега?
В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все
теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2ю картину
(«Ранняя весна»).
В: А как же дальше просыпается природа?
Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут
цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы;
звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у
зверей появляются детеныши.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков подбор антонимов).
В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
Зима ушла, а весна… (пришла).
Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
5 Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
Зимой холодно, а весной… (тёпло).
Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
Зимой заяц белый, а весной… (серый).
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: Молодцы ребята, правильно ответили.
В: Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне.
Ребенок:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
В: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте
отгадаем про них загадки.
Загадки
1
.
2
.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …
(Грач).
Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик гдето близко.
3 Гнездо не строит никогда,
(Ласточка)
4
.
5
.
6
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...
(Снегирь) . Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
В: Объясните почему. (Ответы детей.)
В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети: Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.
В: А почему этих птиц называют перелетными?
Дети: Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной
возвращаются обратно.
В: Молодцы! Правильно!
В: А почему они улетают от нас?
Дети: У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться.
Они не переносят холод.
В: Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной
делают птицы?
Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.
В: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?
Дети: Грач и скворец.
В: А какие птицы прилетают последними?
Дети: Ласточка, кукушка и соловей.
В: Дима, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке.
Ребенок: Константин Льдов «Весенняя гостья»
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»
Экологическая минутка
В: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для
птиц? Как им нужно помогать?
Дети: Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице.
Подкармливать птиц ранней весной.
В: Нам пора дальше отправляться в путь.
7 Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к
мольберту с «муравейником».
Физкультминутка «Лесная полянка»
По тропинке
Друг за другом мы идем.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки,
Поднимая ноги выше,
Мы к лесной полянке вышли.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом опять пойдем!
Дети шагают друг за другом.
Шагают, поднимая высоко ноги.
Приседают.
или (по выбору воспитателя):
Солнце встало изза тучки,
Мы протянем к солнцу ручки,
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
А потом вперед, назад.
Каждый солнцу с нами рад!
Встанем, глубоко вздохнем.
И опять пойдем.
Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):
В: Ребята, куда мы пришли? Что это?
Дети: Муравейник.
В: Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что
вновь появляются насекомые.
В: А каких насекомых вы знаете?
Дети: Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи,
кузнечики.
Гимнастика для глаз «Где бабочка?»
В: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела в нашу группу! Она
очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с
места на место, с одного цветка на другой.
8 Физкультминуткаигра « Прилетели птицы»
В: Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны
будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых то присесть и
положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.
Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.
В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и
зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к
«берлоге» с медведем.
Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и весенним лугом,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Весело попрыгаем
Как в лесу зайчатки.
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели зайки под кусток.
Идут обычным шагом друг за другом.
Идут на носках.
Идут на пятках.
Прыгают как зайчики .
Присаживаются на корточки.
В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
(Белка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает,
Мышек хватает.
(Лисица)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.
(Заяц)
Этот зверь тебе знаком,
Ест мышей и молоко.
Но на кошку не похож
Весь
в
длинных…
(Ёж)
иголках
Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге?
(Медведь)
9 В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.
Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются
детеныши.
В: Какие звери просыпаются весной?
Дети: Медведь, еж, барсук.
В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Лалала – к нам весна пришла.
Лололо – в лесу тепло.
Пельпельпель – капает капель.
Ляляля – расцветай земля!
Летьлетьлеть – просыпайся медведь!
Хлопают в ладоши.
Сжимаютразжимают пальцы.
Ударяют указат. пальцем по ладони.
Делают «фонарики».
Топают ногами.
В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.
В: А что происходит с шерстью диких животных весной?
Дети: Они линяют.
В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них
меняется окрас шубки?
Дети: Заяц, белка.
В: А кто появляется у диких животных весной?
Дети: Детеныши.
В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как
называется у него детеныш.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
У медведя …
У зайца …
У лисицы …
У волка …
У ежа …
один
медвежонок
зайчонок
лисенок
волчонок
ежонок
много
медвежата
зайчата
лисята
волчата
ежата
В: Ребята, пойдемте гулять дальше.
Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены
разрезные картинки (подснежник, матьимачеха, ландыш.)
10 В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются
первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Дети: Подснежники.
В: Почему их так называют?
Дети: Потому что они вырастают изпод снега.
В: Света, расскажи, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.
Ребенок: Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
(Н. Маслей)
В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?
Дети: Нет.
В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»
1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»
Подуем на цветок
1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой
В: Давайте покажем, как цветочек вырастает.
Пальчиковая гимнастика "Цветок"
Вырос высокий цветок на полянке,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питье
Дружно дают под землей корешки.
показать руками цветок
развести пальцы рук
движение пальцами вместе врозь
ладошки вниз тыльной стороной друг
к другу, пальцы развести
В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?
Дети: Матьимачеха, ландыши.
В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы.
Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она
получится?
Игра «Собери картинку»
11 Рефлексия
В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.
Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого
мы попробуем составить рассказ.
На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.
3 Появляются проталины.
4 Распускаются подснежники.
5 На деревьях набухают почки.
6 Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и
барсук).
8 Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
9 Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.
В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с
природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.
В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес! Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Рефлексия
В: Вот мы и вернулись в нашу группу.
В: Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем
лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года.
А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)
В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы
побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Спасибо, вы молодцы!
12 13
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Конспект НОД в средней группе по Развитию речи на тему «Весна-красна»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.