Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
Оценка 4.9

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
04.03.2018
Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
Урок 80 Самостоятельные и служебные части речи крупный.docx
Предмет: русский язык Класс: 7 Г Учитель русского языка: Тюрина Евгения Петровна. Программа: «Русский язык 5­9 классы». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.  М. Шанский. М.: Просвещение,2011 Учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т.  Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2010 Форма занятия: урок Тип урока: урок­изучение нового материала Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи» Место занятия в учебном процессе: первый урок в теме Методическая цель открытого урока: применение современных образовательных  технологий Цели урока:  Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;  сформировать умение различать самостоятельные и служебные части   речи;  доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность Задачи: Обучающие:  углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;  формировать знания о служебных частях речи;  формировать умения опознавать, различать служебные части речи от  самостоятельных частей речи;  формировать представление о языке как единой целостной системе; Развивающие:  развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы; Воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, к слову;  воспитывать коммуникативные способности учащихся. Образовательные ресурсы: учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл.  общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.:  Просвещение, 2010; ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал,  тестовые работы, презентация, выполненная учителем; http://nsportal.ru/;  http://festival.1september.ru; https://infourok.ru; http://naihinint.obrnan.ru.  для учеников: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. Структура урока: 1. Мотивация учебной деятельности 2. Актуализация знаний 3. Определение темы и цели урока 4. Введение новых знаний 5. Физминутка 6. Закрепление материала 7. Домашнее задание 8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ход урока 1. Мотивация учебной деятельности.  Добрый день, дорогие ребята. Уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на открытом  уроке русского языка.   Тет. Ребята, откройте рабочие тетради, запишите дату, классная  работа. Оставьте строку для темы нашего урока. Её мы запишем позже. Перед вами на  партах лежат материалы, которые помогут вам справиться с сегодняшним заданием.  Также перед вами лежат листы самооценивания, в которых вы будете выставлять себе  оценки по мере выполнения заданий. Подпишите оба листа. Начинаем наш сегодняшний  урок 2. Актуализация знаний Сейчас некоторые из вас получат карточки с индивидуальными заданиями, которые  нужно будет выполнить у доски. Карточка №1. Выполнить синтаксический разбор  предложения. Найти и обозначить орфограммы                Осенью бродят по лесу медведи, накапливая жир                                                                     Карточка №2 Выполнить синтаксический разбор  предложения                  Перепадали частые дожди, и на березках появилась нежная желтизна. Найти и  обозначить орфограммы Некоторые ребята получают карточку для работы на своём месте. Карточка №3, №4     Тет.  Пока ребята работают у доски, запишем в тетради «терминологический  диктант». Он называется «Узнай часть речи». На вопрос нужно написать только  определение нужной части речи. Это поможет нам определить тему нашего урока,  понять, чем мы сегодня с вами будем заниматься. Итак, начали: Обозначает предмет (существительное) Обозначает признак предмета (прилагательное)  Обозначает действие предмета (глагол) Обозначает   состояние   внешней   среды   или   состояние   человека   (категория состояния) Обозначает число, количество предметов, порядок при счете (числительное)  Указывает на предмет, на признак предмета, на количество (местоимение) Обозначает признак действия, признак предмета, признак другого признака (наречие) Обозначает признак предмета по действию (причастие) Обозначает добавочное действие при основном (деепричастие) Связывает   однородные   члены,   простые   предложения   в   составе   сложного предложения и предложения в тексте (союз) Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении (предлог) Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов (частица) Особая   часть   речи,   которая   выражает,   но   не   называет   различные   чувства   и побуждения (междометие) (ответы выведены на слайд, 0­2 ошибки – «5», 3­4 ошибки – «4», 5­6 ошибок – «3»)       А теперь проверим себя. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите на доску. Если нужно, исправьте ошибки у соседа, поставьте оценку за работу.  Внесите в листы самооценки свою оценку за эту работу.      Проверим работу ребят у доски. Молодцы. Присаживайтесь и поставьте себе оценки за выполнение этого задания, по тем же критериям, что на слайде,  3. Определение темы и целей урока            Ребята, какие части речи мы сейчас повторяли? На какие группы делятся все части речи?   (на   самостоятельные   и   служебные).   Как   же   будет   звучать   тема   сегодняшнего урока? Правильно,  Самостоятельные и служебные части речи  (вывожу слайд).  Тет. Давайте запишем её в тетрадь на пропущенную строку. Какие тогда цели мы поставим перед собой? Что нам нужно сделать, чтобы хорошо разобрать эту тему? (обобщить все, что мы знаем о частях речи, систематизировать знания о них, различать по определенным признакам самостоятельные и служебные части речи).(вывожу слайд)       Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?  (слайд)  Какие служебные части речи вы знаете? (слайд).       Обратимся к учебнику п. 47, стр. 133 и поработаем с текстом. Прочитайте его  самостоятельно….Теперь найдем ответы на вопросы.(слайд)      ­ В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?        ­ Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных  частей речи? служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения. — Попробуйте составить текст, не используя служебные части речи. (высокий, дом, стоял, мальчик, зимняя, куртка, тепло, шея, идти, школа) (слайд) Получится ли он у вас? Почему? Для   того,   чтобы   узнать,   какую   роль   играют   служебные   части   речи   в   тексте, пригласим эти части речи. Пусть они нам о себе расскажут. А вы попытаетесь угадать их. Предлог.  Порою повторяюсь много раз.  В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает.  Объединять Союз.  и     связывать Частица.   оттенки   придавать Могу значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью,   Когда   глагол   на   службу стараюсь Я   равных   и   неравных   в   нужный час. призовёт, Могу отрицанью   вообще   подвергнуть Порою я совсем не повторяюсь,  Всё   то,   что   кто­нибудь Молодцы! Всё правильно угадали.     произнесёт. 4. Усвоение новых знаний       А теперь давайте сравним самостоятельные и служебные части речи. Перед вами лежат  листы под №1. В первом столбике записаны признаки. В остальных будем ставить + или  ­.Если признак встречается, то +, если отсутствует, то ­. Понятно? Приступим (слайд)                    Признаки Самостоятельные части речи Служебные   части речи + + Называют   предмет, признак,   действие и т.д. Можно   задать вопрос Являются   членами  предложения Могут   употребляться  самостоятельно Изменяются         Теперь мы знаем, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных. + ­ ­ ­ ­ ­ + + 5. Физминутка А сейчас давайте немного отдохнем. У нас будет тематическая разминка. Я читаю вам  слова, а вы будете определять, это самостоятельные или служебные части речи. Правая  рука – самостоятельные, левая – служебные. Не стесняйтесь тянуть руку высоко­ высоко! Готовы? Начали А, сад, прекрасный, он, над, хорошо, могли, говорить, и, в, что, мы, от, к, у,  первый, на, под, ребята, играя, открытый, с, бы, далеко, по, как , белый, два. Молодцы! Справились! 6. Закрепление изученного материала       А теперь задание по рядам. Тетр. Работаем в тетради. Составить  по  2 предложения с  союзом но 1 вариант, с предлогом из­за 2 вариант, с частицей не 3 вариант, с предлогом  около 4 вариант, с союзом потому что 5 вариант, с частицей бы 6 вариант. (задание на  слайде).  Зачитать с места. Оцените себя в листах по следующему принципу: если  составили 2 предложения правильно, то 5, если два, но с недочетами, то 4, если одно – 3.       Перед вами таблица №2      Данными словами необходимо заполнить таблицу.   (слайд ) самостоятельные служебные прилаг. мест.     числ.   глаг.   сущ.          Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, говорит, они, к, ним, громко,  красивая, мне, над, восемь, красиво, но, девять, из­за, а, и. нареч. предлоги   частицы   союзы     Проверим (слайд) СУЩ: Женщины, селенье, ПРИЛ: русские, красивая ГЛАГ: заметить, говорит МЕСТ: они, ним, мне ЧИСЛ: восемь, девять НАР: громко, красиво ПРЕДЛ: в, к, над, из­за         Как пишется предлог из­за? СОЮЗ: но, а, и ЧАСТ: не        Поменяйтесь листами с работой, Оцените своего соседа, а сосед вашу оценку внесет в  свой лист контроля. Всё правильно  или две ошибки – «5», три – четыре – «4», пять­ шесть – «3» (слайд)      А теперь перед вами тестовая работа. Посмотрите на  листы №3 Тест (слайд)         1. Что обозначает имя существительное? а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета 2. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета 3. Что обозначает глагол? а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет 7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:      а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи:      а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать  Обратим внимание на ответы и выставим оценки в листы контроля в соответствии с  критериями (слайд) Ключ:      1 – а      2 – б      3 – в      4 – в      5 – а      6 – б      7 – а      8 – б Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1­2 ошибки ­ «4», 3 ­4 ошибки – «3»      7. Домашнее задание (на выбор) Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд): 1. П.47,  упр. 284 2. Составить сказку (5­7) предложений о роли сам. и служ. частей речи в русском  языке 3. Придумать 5­6 предложений, содержащих все части речи 8. Рефлексия. Подведение итогов урока       Вот и подошел к концу наш урок. Вы хорошо потрудились на нем. Мы выяснили, что: ­ самостоятельные части речи – это… ­ служебные части речи – это… ­ как отличить самостоятельные части речи от служебных ­ каково значение служебных частей речи в языке На листах контроля у вас есть небольшая табличка. Довольны ли вы тем, как прошел  урок? Было ли трудно?  Заполните предлагаемую вам таблицу по итогам урока. Она находится у вас внизу  оценочного листа (слайд) Урок полезен, все понятно. Лишь кое­что чуть­чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все­таки учиться!          После этого сдайте свои листы оценки и работы, которые вы выполняли в течение  урока. Я проверю и на следующий урок выставлю вам оценки. Наш урок закончен. Всем спасибо МОАУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"  МО Ясненский городской округ декада открытых уроков  План ­ конспект открытого урока по русскому языку по теме "Самостоятельные и служебные части речи" 7 «Г» класс Выполнила: учитель русского языка и литературы МОАУ "СОШ №2" Тюрина Евгения Петровна  Ясный 2017

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект отрытого урока по русскому языку в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018