Повторительно-обобщающий урок по разделу «Русь в IX - XIII веках»
Предмет: история России
Класс:
Тема урока |
Место урока по теме |
||
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Русь в IX - XIII веках » |
заключительный урок по разделу |
||
Тип урока |
Формы, методы, приемы |
||
Урок повторения и обобщения |
Формы: фронтальная работа, групповая работа. Методы: объяснительно-иллюстративный |
||
Цель урока |
Задачи урока: |
||
Повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний учащихся по теме «Русь в IX - XIII веках».
.
|
Обучающие: - систематизировать исторический материал о Киевской Руси; - проконтролировать знания основных событий, дат, исторических личностей. Развивающие: - способствовать проявлению активности каждого ученика; - закрепить навыки работы с историческими понятиями; - развивать логику мышления, - развивать коммуникативную компетентность, - формировать грамотную речь; - формировать умение быстро ориентироваться в смене видов деятельности; Воспитательные: - воспитывать толерантность; - воспитывать аккуратность; - воспитывать точность при выполнении заданий.
|
||
Предполагаемый результат |
|||
Знать |
Уметь |
||
- хронологические рамки периода Киевской Руси, раздробленности Руси; - причины объединения и раздробленности; - положительные и отрицательные последствия раздробленности; - знать и называть основные княжества Киевской Руси; - знать особенности географического, социально-экономического, политического и культурного развития Руси; - знать имена русских князей; - знать основные достижения культуры Руси в IX-XIII вв.;
|
- объяснять причины создания и распада Киевской Руси; - выделять положительные и отрицательные последствия распада Киевской Руси; - уметь показывать их на карте; - характеризовать особенности географического, социально-экономического, политического и культурного развития русских княжеств; - работать с хронологией. |
||
Педагогические технологии |
Оборудование |
||
Регулятивные: - Принять учебную задачу для самостоятельного выполнения - Выделять и сохранять учебные задачи. - Принять общее решение совместной деятельности. Анализировать результаты своей работы. - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. - Проявлять положительное отношение к учебной деятельности - Уметь соблюдать дисциплину на уроке; - Уважительно относиться к одноклассникам; - Понимать необходимость повторения для закрепления и систематизации знаний. - Личностное осмысление причин и последствий раздробленности. Коммуникативные: - Устанавливать соответствие между объектами и определениями. - Уметь слушать учителя. - Согласовывать свои действия с одноклассниками и учителем; - Выражать свои мысли полно и точно. - Развивать умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. - Представлять и сообщать конкретное содержание в письменной форме. Познавательные: - Анализировать текст, находить главное в тексте. - Сравнивать княжества и их характеризовать. - Уметь воспроизводить информацию по памяти. - Устанавливать причинно-следственные связи. - Уметь использовать историческую карту как источник информации. - Знать исторические даты. |
- технология игровых методов; - индивидуальный и дифференцированный подход
|
- мультимедийное оборудование; - карточки с заданиями; - компьютерная версия заданий; - иллюстрации; - лента времени; - контурная карта на экране; - таблица для выставления отметок. |
|
Образовательные ресурсы: 1. История России. –6 класс А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С. В. Тырин. 2. БАЛАСС 2014 год |
|||
ХОД УРОКА:
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Базовые учебные действия |
Формы организации со- взаимодействия на уроке |
Результат |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
I. Организационный момент |
||||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность. |
Приветствует учащихся. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Личностные: Проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
фронтальная |
Включение в учебный процесс |
|
II. Актуализация знаний, введение в тему |
||||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность. |
Определение типа урока. |
|
Личностные: - Уметь соблюдать дисциплину на уроке; - Уважительно относиться к одноклассникам; Коммуникативные: - Уметь слушать учителя. Познавательные: - Анализировать текст, находить главное в тексте. |
фронтальная |
Определение типа урока |
|
III. Постановка цели и задач урока. |
||||||
|
Слайд 1 - Итак, сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по разделу «Русь в IX - XIII веках. - Что мы с вами будем делать? Определение целей и задач
|
Формулируют учебные задачи урока – повторить и обобщить изученный материал Знакомятся с ходом урока.
|
Личностные: - Понимать необходимость повторения для закрепления и систематизации знаний. Коммуникативные: - Согласовывать свои действия с одноклассниками и учителем; - Выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: - Выделяют и сохраняют учебные задачи. - Договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности. |
фронтальная |
Принятие установки |
|
IV. Выполнение учащимися заданий |
||||||
Цель: повторение и закрепление ранее изученного; проверка и корректировка знаний учащихся.
|
Слайд 2 1 блок – «Исторический алфавит» Цель: повторить изученную терминологию Мотивация: тема нашего урока морское путешествие по океану исторических знаний. Для того чтобы понимать друг друга у моряков есть азбука Морзе, есть свои понятия и у историков. Раздаёт задания. Подводит итог. |
Записывают термины по данному историческому периоду Выбирают 3 и задают команде соперников
|
Личностные: - Понимать необходимость повторения для закрепления и систематизации знаний. Коммуникативные: - Согласовывать свои действия с одноклассниками и учителем; - Выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: - Уметь воспроизводить информацию по памяти. - Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: - Анализировать результаты своей работы.
|
индивидуальная
фронтальная
|
Повторение терминологии |
|
|
Слайд 3 2 блок – «Сверим карты» Цель: повторение основных географических понятий, связанных с данным историческим периодом. Раздаёт задания. Подводит итог. |
Выполняют действия с картой, записывают названия морей, стран, городов
|
Коммуникативные: - Развивать умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: историческую карту как источник информации. Регулятивные: - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. |
Групповая
|
Повторение карты |
|
|
Слайд 4 3 блок – «Правители» Цель: вспомнить основных князей Киевской Руси и правителей других стран, связанных с нашей историей. Демонстрирует презентацию.
Слайд 5-6Взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир Ответ: Олег Слайд 7-8«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву». И откликнулись: Рюрик, Синеус и Трувор Слайд 9-10«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас едва не взяли печенеги» Ответ: Святослав Слайд
11-12И на берег вышел, душой возрожден, Слайд 13-14Именно этот правитель а) провел первую в истории России государственную реформу, установив размеры дани и места её соборов; б) управляя государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним; в) изощренно отомстил за гибель близкого человека; г) этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. Ответ: Ольга Слайд 15-16«И стала при нем вера христианская множиться на Руси и расширяться. И к книгам был склонен, читал часто, и днем, и ночью. И собрал писцов много, и переводили они из греческого на словенское Письмо. И очень радовался, созерцая множество церквей и людей христианской веры …». Ответ: Ярослав Мудрый Слайд 17-18«Отроки (дружина) Свенельдаизоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью в землю древлянскую, да и ты добудешь, и мы». Ответ: Игорь Слайд 19-20Получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции. В его правление Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии оно стало ядром современного Российского государства. Ответ: Андрей Боголюбский. Слайд 21-22Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля. Ответ: Александр Невский Слайд 23-24 Согласно сложившейся традиции, многие короли Франции во время торжественной церемонии коронования, проходившей в Реймском соборе, давали клятву на Евангелии. При этом они соприкасались с … эпохой киевского князя Ярослава Мудрого. Каким же образом?Ответ: Дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короляГенриха 1. Из Киева в Париж она привезла древнеславянское Евангелие, позднее известное как Реймсское ( по месту егохранения). Именно на нем давали клятву дофины, становящиеся королями. Слайд 25-26Монгольский хан основатель и первый правитель Золотой Орды. Дважды совершил поход на Русь. Ответ: Батый Слайд 27-28Основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи Ответ: Чингисхан Слайд 29-30Правление этого хана стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. В русских летописях известен как Алабуга, Азбяк, Озбяк. Ответ: Узбек |
Работают с заданиями презентации. Ведут записи в бортжупнал. |
Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. Коммуникативные: - Уметь воспроизводить информацию по памяти. - Устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: - Устанавливать соответствие между объектами и определениями. Регулятивные: - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. |
фронтальная
|
Повторение исторических личностей и событий, связанных сними |
|
|
4 блок- хозяйство Древней Руси Цель: определять занятия для конкретного исторического периода. Демонстрирует презентацию. Слайд: 31-33
|
Работают с заданиями презентации |
Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. Коммуникативные: - Уметь воспроизводить информацию по памяти. - Устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: - Устанавливать соответствие между объектами и определениями. Регулятивные: - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. |
фронтальная
|
Повторение хозяйственной жизни |
|
Физкультминутка слайд 34 Облако, облако! Белое, хорошее, Подари нам, облако, капельку дождя, Маленькое зернышко Нами в землю брошено, Маленькому зернышку Без воды нельзя. Зернышко,
зернышко! Прорастай,
пожалуйста, Нас
увидишь, зернышко, |
||||||
|
4 5блок – исторические даты и события Цель: повторение основных дат и связанных с ними событий по исследуемому историческому периоду. Раздаёт задания. Подводит итог. Слайд 35-36 |
Работают на карточках. |
Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. Коммуникативные: - Представлять и сообщать конкретное содержание в письменной форме. Познавательные: - Уметь воспроизводить информацию по памяти. Регулятивные: - Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя. |
фронтальная |
Повторение дат и событий |
|
|
5 7 блок – «Духовная жизнь» Цель: повторение основных фактов духовной культуры. Демонстрирует презентацию. Слайд 37-43 |
Работают с иллюстрациями презентации
|
Личностные: - Уважительно относиться к одноклассникам. Коммуникативные: - Представлять и сообщать конкретное содержание в письменной форме. Познавательные: - Уметь воспроизводить информацию по памяти |
фронтальная |
Повторение информации по теме «Культура» |
|
V. Подведение итогов. Оценка результатов урока слайд 44 |
||||||
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кому пока было трудно? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу. В бортовом журнале |
Регулятивные: - Уметь оценивать свою работу. |
фронтальная |
Оценивание работы |
|
VI. Задание на дом |
||||||
|
Подготовить раздел, который менее изучен |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: - принять учебную задачу для самостоятельного выполнения |
индивидуальная |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.