Конспект тренингового занятия для родителей - «Наше психологическое пространство»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект тренингового занятия для родителей - «Наше психологическое пространство», направлен на представление о психологическом пространстве человека, необходимости заботиться о самом себе; расширить представления о понятиях «близость», «влияние»; повысить ответственность родителей за собственное психофизическое состояние; способствовать сплочению семьи и оптимизации детско-родительских отношений; показать родителям необходимость уважения и соблюдения психологических границ ребенка и других членов семьи.Конспект тренингового занятия для родителей - «Наше психологическое пространство», направлен на представление о психологическом пространстве человека, необходимости заботиться о самом себе; расширить представления о понятиях «близость», «влияние»; повысить ответственность родителей за собственное психофизическое состояние; способствовать сплочению семьи и оптимизации детско-родительских отношений; показать родителям необходимость уважения и соблюдения психологических границ ребенка и других членов семьи.
Иконка файла материала Конспект тренингового занятия для родителей - «Наше психологическое пространство».docx
Конспект тренингового занятия для родителей «Наше психологическое пространство» Задачи: Дать представление о психологическом пространстве человека, необходимости заботиться о самом себе; Расширить представления о понятиях «близость», «влияние»; Повышать ответственность родителей за собственное психофизическое состояние; Способствовать сплочению семьи и оптимизации детско­родительских отношений; Показать   родителям   необходимость   уважения   и   соблюдения   психологических   границ ребенка и других членов семьи. Адресат: родители детей, посещающих дошкольные учреждения; педагоги 1. Вводная часть: Ритуал приветствия (в кругу). 2. Основная часть: Беседа «О смысле жизни». В чём Вы видите для себя смысл жизни? Этот вопрос (философский) возникает у многих  людей. Для большинства ответом на этот вопрос будет: «здоровая счастливая семья». Путь к  достижению своего смысла жизни длинен и лежит он через различные преграды, в том числе  «покорения вершины горы собственного Я». А сейчас откройте широко свои глаза и оглянитесь вокруг, что вы видите? Что вы  чувствуете? Дотроньтесь до чего­либо или до кого­либо. Подвигайтесь так, как вам нравится. Закройте глаза и уши, не двигайтесь. Мир перестал для вас существовать, вокруг ничего нет, если вас нет. Ответьте на вопрос: какая потеря самая значительная для человека? И если этот  ответ – потеря самого себя – всё становится на свои места. Когда нас нет, уже нельзя решить какие бы то ни было вопросы и исправить к­л. ошибки,  нельзя помочь другим, в том числе и своим детям. Как же важно оставаться у самого себя!   А  значит, как важно заботиться, прежде всего, о самой себе. Задумайтесь об этом. Это не эгоизм.  Это возможность, наполняя свой сосуд (чашу), отдавать другим.   Психолог демонстрирует рисунок «Кувшины». Главное для человека – это он сам. Если вам  хорошо, вы сможете помочь и другим. А если плохо, вряд ли. Упражнение «Границы моего тела» Участникам нужно разделиться на группы по 5 человек и встать в круг, в центре человек,  определяющий свои психологические границы. Сначала группа находится достаточно далеко от  центра, постепенно круг сжимается, делая медленные шаги внутрь. Человек в центре должен  сказать «стоп», когда нужно закончить приближение к нему, когда ему становится дискомфортно. Обсуждение ощущений. Выводы: Границы важны для государства, важны для семьи и для  каждого отдельного человека в ней. И у каждого человека психологические границы свои. Что  допустимо для одного, может оказаться немыслимым для другого. Из чего же состоят границы? Что в себя включают? Как не нарушать границы мужа или  ребёнка? Упражнение «Ассоциации» На доске написаны понятия «БЛИЗОСТЬ» и «ВЛИЯНИЕ», родителям предлагается  подобрать слова, относящиеся к этим понятиям. Упражнение «Круги». Сейчас мы попробуем представить вас и членов вашей семьи, близких вам людей в виде  нескольких окружностей, олицетворяющих степень близости друг к другу. Встаньте, пожалуйста, на свободное место и нарисуйте на полу вокруг себя окружность. В  мифические времена сказок и легенд про нечистую силу, говорили, нарисованная таким образом  окружность являлась препятствием для проникновения к человеку, находящемуся внутри круга,  кого или чего бы то ни было дурного, пока человек из своего круга не выйдет. Так будет и ввашем случае. Пока вы в своём первом круге, вы защищены, способны адекватно мыслить,  оценивать ситуацию, эмоционально реагировать. Вы в согласии с собой, а значит в согласии с  миром. Что же входит в первый круг? Вы и ваша здоровая личность, словно стержень, состоящий из 4 прутьев: Физическое «Я» (здоровое и красивое тело, дом, одежда, еда, материальное обеспечение) Интеллектуальное «Я» (знания, опыт, интересы, общение, достижения в работе…) Эмоциональное «Я» (эмоциональные реакции, любовь, привязанности…) Духовное «Я» (ценности, потребности, мировоззрение, вера…) Наполнение этих сфер – эта ваша обязанность и ответственность (об этом мы говорили в  начале нашей встречи). Учитесь уделять СЕБЕ внимание, прежде всего! Теперь, не выходя из начерченного круга, вам предстоит нарисовать ещё 3 окружности  вокруг себя. Можно подойти к границам 1­й окружности, но переступать её нельзя. Нарисовали?  Не слишком большое пространство получилось, не правда ли? Это и есть психологическая  территория для самых близких и дорогих вам людей. Сейчас перечислите в уме тех, кого вы считаете для себя самыми близкими. Сколько  человек вы вспомнили? Распределите их в оставшихся кругах (участники рисуют в кругах). Мы не зря разобрали понятия «близость» и «влияние». Действительно, чем сильнее может  влиять на вас человек и вы на него, тем ближе он находится к вам. Итак, разберёмся, кто же  находится во 2­м круге. Анкета для родителей. Анкета для определения самого близкого человека С кем из названных вами людей чаще всего у вас бывает телесный контакт? С кем ваши интересы совпадают? С кем вы готовы поделиться вашей радостью или горем? С кем вы в первую очередь поделитесь новой идеей, мыслью, открытием? Кому вы готовы доверить самое сокровенное? Чьё мнение для вас будет самым значимым? Чьё восприятие мира соответствует вашему восприятию? Кто, как вы считаете, понимает вас лучше других? Чья любовь и забота для вас самые приятные? Итак, второй круг принадлежит одному человеку ­ мужу. Вы его выбирали сами, исходя из  ваших интересов и вкусов. Именно с мужем может быть взаимообмен по всем 4­м сферам. Если нет второй половины – этот круг должен оставаться пустым и ждать, что его наполнят. Третий круг – для ваших несовершеннолетних детей. До рождения ребёнка и впервые месяцы жизни мама и малыш – одно целое –  психологическая пуповина не разорвана, ребёнок находится в вашем первом круге. Эмоции мамы  ребёнок переживает как свои: съела мама что­то не то, щёчки ребёнка порозовели… . Но вот  ребёнок немного подрос. Он уже ходит, пытается что­то говорить, у него появились свои  интересы. Настала пора ему занять место, которое ему принадлежит до 14 лет – 3­й круг. У  ребёнка должно формироваться своё психологическое пространство, наполняться свои 4 сферы.  Вы не сможете контролировать его царапины и разбитые коленки. Вы не сможете отвечать за его  эмоции, за него учиться говорить, думать. Но вы сможете ему показать: как выражать эмоции,  чтобы никого не обидеть, как реагировать на различные ситуации, дать знания из различных  областей науки и т.д. Примерно, с 1 года до 14­15 лет мы должны дать ребёнку знания, наполнить его 4 сферы  жизни, чтобы в дальнейшем, используя наш опыт и знания, мог самостоятельно наполнять себя.  Ничего, не прося взамен. Дать ребёнку знания, свободу выбора, формирования своих интересов и ценностей. После 15 лет ваши дети перемещаются в 4­й круг. Ваше влияние друг на друга сокращается.Четвёртый круг – родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, тёти (не более 5­6  человек). Посмотрите, какое огромное пространство за пределами кругов, что вы нарисовали – оно  для всех остальных (коллеги, знакомые….). Чтобы построить здоровую счастливую семью нужно соблюдать и уважать психологические  границы каждого из тех, кого мы любим, и кто нас окружает.      Метафора «Золотой шар» (под музыку).  Психолог предлагает вниманию родителей метафору. Ту любовь, что я получил от своего отца, Я не вернул ему, потому что, Будучи ребёнком, не мог ещё оценить таких даров И был суров к отцу.   Теперь у меня растёт сын, так горячо любимый, Как никто, моим отцовским сердцем; И я растрачиваю то, что было мною получено в детстве, На того, кто мне ничего не вернёт.   Ведь когда он станет мужчиной и станет думать, Как все мужчины, Он, как и я, пойдёт собственным путём: С тоской, но без зависти я буду смотреть, Как он дарит моему внуку то, что предназначалось мне.   Я устремляю свой взор далеко в будущее, В зеркало жизни: Каждый с улыбкой бросает золотой шар дальше, Но никто не возвращает его! 3. Заключительная часть: Прощание. Литература. 1. Леус Т.В. Папины дочки или маменькины сынки: игры, в которые играют семьи. –  Екатеринбург: У­Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. ­ 256 с.                            Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь