Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Знать: определение понятия, способы выражения дополнения.
Уметь: находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.
Урок 39. Дополнение
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся находят грамматические основы предложений.
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3.
Наш садовод — неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне.
(М. Джалиль.)
II. Проверка домашнего задания.
III. Запись, а затем разбор предложения Письмо брату мальчик пишет карандашом.
Мальчик пишет
что? чем? кому?
Письмо карандашом брату
— На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного
предложения? От какого слова зависят?
Делается вывод о том, что второстепенный член предложения — дополнение —
отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения,
дополнения в предложение (обозначает предмет, на который направлено действие, и
адресат действия, и его орудие).
Составляется план ответа о второстепенном члене предложения. Этот план может
быть оформлен в виде таблицы и вывешен в классе. Учащиеся могут пользоваться им при
ответе о том или ином второстепенном члене предложения.
1. От какого слова зависит?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Чем может быть выражено?
Один из пятиклассников составляет устный ответ о дополнении, используя план
ответа.
IV. Закрепление материала.
1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические
основы о дополнения.
1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну. 3. Ураган
приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.
(По мере нависания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют
безударную гласную в корне глаголов.)
2. Устная работа.
Укажите грамматические основы предложений.
Правилопомощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с
дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.
1 1. Село украшает сад. 2. Альбом взял этот мальчик. 3. Кудри берез расчесывает ветер. 4.
Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 5. Приметы осени во всем встречает взор. (И.
Греков.) 6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский.)
3. Составьте и запишите предложения по данным схемам.
1. .
2. .
4. Составление таблицы.
Роль имени существительного в предложении
Члены предложения
Примеры
Т а б л и ц а 91
1. Подлежащее
2. Сказуемое
3. Дополнение
Домашнее задание: § 28; заполнить таблицу примерами; подготовить по таблице
11 рассказ о роли существительного в предложении; рассказать по плану о дополнении;
подготовить карточку «Дополнение» для наборного полотна; упр. 171 (устно).
1 Работа над таблицей будет продолжена на уроке 41.
2
Конспект урока "Дополнение"
Конспект урока "Дополнение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.