Конспект урока и презентация к итоговому уроку химии по теме "Наука химия ковала победу" ( 9 класс ,химия)
Оценка 4.6

Конспект урока и презентация к итоговому уроку химии по теме "Наука химия ковала победу" ( 9 класс ,химия)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
10.11.2018
Конспект  урока и презентация  к  итоговому уроку химии по теме "Наука  химия ковала победу" ( 9 класс ,химия)
Конспект к уроку химии в 9 классе
Урок химии 9 класс НАУКА ХИМИЯ КОВАЛА ПОБЕДУ! Валитова Р.Х..docx

Разида  Хадыевна  Валитова

Филиал МАОУ Новотарманской СОШ «Салаирская СОШ» ,

Тюменский  муниципальный район, Тюменская область

Наука  химия ковала  Победу

Тип урока: обобщение материала.

Методы и методические приёмы: эвристическая беседа, сообщения обучающихся.

Форма проведения: урок – конференция

Оборудование: компьютер, проектор,  музейные  экспонаты

Цель занятия: обобщить знания о химии  и их практическую значимость.

Задачи:   

Познавательные – формировать познавательный интерес учащихся, реализуя межпредметные связи химии и истории;

Развивающие - используя интегрированный подход, развивать у учащихся умения логически рассуждать, сравнивать, сопоставлять, находить практическое применение своим знаниям; Показать какое применение химические знания  нашли на войне.

Воспитательные – формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям;

Подготовительные мероприятия: учащиеся получили индивидуальные задания -  подготовить сообщения: «Химические вещества на страже Родины»

(используя  музейные  экспонаты)   
Оформление: рисунки и фотографии оружия, портреты ученых, выставка книг о войне, презентация к уроку

План урока:

1.     Организационный  момент.

Сегодня мы начинаем серию   заключительных уроков   повторения курса  химии основной школы .

Первый урок  повторения  мы посвящаем  предмету  ХИМИЯ

 юбилейной  дате,   которую мы отмечаем всей страной  -70лет   Победы.

 и история,  которую  мы  можем узнать из залов -  школьного   музея.

Каждый  из  вас   получил  задание:

Найти  музейный  экспонат   в зале  Боевой  славы ,  установить связь с предметом  химия ,  на основе материала определить ,что «Наука химия  ковала Победу!»

         Учитель: Вся страна откликнулась на зов родины-матери.

(Звучит песня «Вставай, страна огромная»).

Чтобы приблизить победу, солдаты воевали на  фронте, труженики тыла трудились днем и ночью на заводах, и советские ученые внесли свой вклад в победу над фашистской Германией.

Великая Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о годах войны вечна, как сама жизнь!

 Время – это река, где наши жизни – только молекулы воды.

И сколько бы времени не прошло с начала Великой Отечественной войны, мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. Это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики.                Тема нашего урока «Наука  химия  ковала победу».

 На митинге советских ученых в 1941 году академик А.Е. Ферсман сказал: “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, бронебойной стали; магний, стронций для осветительных ракет и факелов; больше йода и самых разнообразных веществ. Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом,

.… Только шесть химических элементов не нашли себе применения в военной технике…»- писал в те годы Александр Евгеньевич Ферсман.

…У каждого была своя война,

Свой путь вперёд,

Свои участки боя,

И каждый был

Во всём самим собой,

И только цель

У всех была одна. ( М. Алигер)

Музейные экспонаты  нам помогут определить роль химии в ВОВ

ЧИСЛО  -ТЕМА – ЛИСТЫ   С   ЗАДАНИЯМИ

Учитель: Музейные  экспонаты   -    которые служили   жизнеобеспечению  советских солдат   на  фронте

1 ученик Я расскажу о  музейном экспонате – солдатском котелке.

Котел́ок арме́йский (солдатский, также походный котелок) — предназначен для приёма пищи в походных условиях, и по сей день входит в снаряжение солдат большинства армий мира.
Котелок образца 1931 г. изогнутый в поперечном сечении в форме почки состоял из двух частей — крышки (сковородки) и непосредственно самого котелка. Неглубокую сковородку можно было использовать для еды или готовки, она также служила котелку крышкой, у нее была складывающаяся стальная ручка, которая удерживала крышку на котелке в походном положении. Котелок емкостью 1, 7 л имел проволочную ручку-дужку, из него ели супы.

К ручке сковороды крепилась металлическая скоба, через которую проходил черный кожаный ремешок, удерживающий котелок и сковороду в месте для ношения. Внешние поверхности красились в темно-серый цвет до апреля 1941 г., в последствии - в оливково-зеленый.

Котелок образца 1931 г. примерно до 1943 г. изготавливался из алюминия  (легкий, теплопроводный металл)  а затем, , из-за нехватки цветных металлов, - из стали, сплава  железа.

2 ученик Моё  внимание  привлекло  остатки стеклянного  изделия,  производство  стекла  мы изучили в  теме «Соединения кремния. Силикатная промышленность»  - что это могло бы быть ?   Это горлышко от  Фляжки

Фляга – это неотъемлемая часть экипировки солдат всех армий мира.

В нашем музее есть  два  вида   фляги:  остатки стеклянной фляги   с мест  раскопок  алюминиевая фляга.

  Оригинальная солдатская фляжка образца 1918 г. с пробкой, изготовленная из темного стекла с толстой стенкой и предназначенная для хранения и переноса питьевой воды. В начале войны, в целях экономии, со снабжения были сняты фляги из алюминия и заменены на стеклянные аналоги. Армейская фляжка помещена в прочный тряпичный чехол, который фиксируется при помощи простой пуговицы и может быть отстиран по мере необходимости. Стекло является превосходным средством сохранения качества воды, не изменяя ее вкусовые свойства.

А ведь бойцы Красной армии пользовались стеклянными фляжками первые годы Великой отечественной войны.
Оказывается, в самом начале войны оборонка Советского Союза была не в состоянии обеспечить армию достаточным количеством алюминия - дефицитный металл шел в основном на строительство самолётов.

Учитель: Вдумайтесь! Пять суровых и жестоких лет войны. За эти годы промышленность дала армии:

§  миллионы винтовок, миллионы пулеметов;

§  сотни тысяч танков и самоходных орудий, самолетов.

Миллионы. Миллионы. Миллионы…

Задумайтесь над этими цифрами – за ними небывалый в истории трудовой подвиг народа.

 

 

3 ученик

На  одной  из  витрин  в зале Боевой славы  представлены пули, которые переданы  нашему музею поисковым отрядом «Неугомонные»   С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца. Свинец – тяжелый металл.. Именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии. Свинцовыми метательными снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

4 ученик  Бутылки с горючей смесью

Вспомним начало войны. 1941 год. Немецкие танки рвались к Москве. Красная армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия, боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина – Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. в Берлине.

Что представляли собой эти бутылки? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру,  в бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе

разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

Окислительно – восстановительные реакции нашли широкое применение на войне:

 - бутылки с горючей смесью,

 - зажигательные бомбы,

 - осветительные ракеты,

 - использование царской водки для сбережения золота от немецких захватчиков,

 - порох,

 - шары с водородом,

 - дымовые завесы.

     Использование окислительно-восстановительных реакций в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, помогло нам выстоять и победить в Великой Отечественной войне.

5  ученик Танк Т-34

Я изучал   подвиг  нашего героя земляка Тимофея Егоровича Незговорова  в классе 6.

Великое танковое сражение на Курской дуге в августе 43 года , где в боях под деревней Пархомовка  сражался  наш земляк. Почему наши танки сильнее оказались огромных стальных немецких  машин?  В этом заслуга наших ученых химиков.

Никель – серебристо-белый металл, значащийся в периодической системе Менделеева под №28, тугоплавкий, твердый, не изменяющийся на воздухе, - был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может, и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах второй мировой войны.На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков.

Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что к 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры”, и “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”.

Перед входом в Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк Т-34.

Осенью 1941 г., когда враг был уже в пригородах Москвы, а западные и южные районы страны были оккупированы, Нижний Тагил стал одной из главных кузниц оружия для фронта. В то время стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Три качества этой машины — мощность огня, скорость, прочность брони — должны были так сочетаться, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны. В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, Т-34 оставался единственным танком, которому было не страшно бездорожье. Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10с вместо обычных 35с. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой. Производство “тридцатьчетверок”, как их называли, было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г. отправили на фронт первый эшелон с боевыми машинами. Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И. С. Конев. Он писал: “Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам!”

Учитель: ОВР  Окислительно – восстановительные реакции нашли широкое применение на войне

1 вариант     KClO 3  +  S Þ  KCl +  SO2

2 вариант    KClO3 ® 2KCl + 3O2

3 вариант     S + O2  ® SO

4 вариант     Мg + O2 ® Мg O 

5 вариант     KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O

Учитель: Химическая  промышленность  в военное время обеспечивала армию средствами защиты

6  ученик  На витрине     в  зале  боевой  славы  представлена  каска  солдата,   я решил  узнать  немного истории, найти связь с предметом и вот, что я узнал ..

 Каска

Это был первый стальной шлем, созданный в СССР и распределенный в войсках в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком(«носом»)и боковыми полями –скатами («ушами»). СШ-36 придавал  советскому солдату узнаваемость. .

   Окрашивался шлем в темно – зеленый цвет или в цвет хаки. Спереди наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение шлем получил во время гражданской войны в Испании 1936-39гг. В ходе боев у шлема был выявлен ряд недостатков: например, широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты от удара шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а  большой козырек ухудшал обзор. Кроме того, защитные качества шлема оказались довольно низкими. Однако и с началом Великой  Отечественной войны  в виду острой нехватки стальных средств защиты,  солдатам выдавались СШ-36, в том числе и собранные с полей сражений. Назывались такие шлемы «ремонтированными» .

  Силуэт русского солдата в каске  стал символом воина-победителя на долгие годы. каска изготавливалась из стали, сталь это сплав железа, где 98% железа и 2% примеси углерода и других компонентов

7  ученик  На музейной полке  противогаз.

Противогаз снаряжение , которая защищала органы дыхания от вредных газов.

А что нужно знать с уроков химии о противогазе?

В коробке противогаза древесный уголь.

 Древесный уголь твердый, пористый продукт, образуется при пиролизе древесины,  то есть нагревают без доступа воздуха.

 Древесный уголь при обычных условиях поглощает различные газы и вредные растворенные вещества именно  это свойство используется в противогазах .

Противогаз в войнах спас миллионы людей от мучений и смерти,

в знак благодарности демонстрируется на музея

Учитель: За проявленный героизм  и мужество в годы ВОВ  награждали медалями и орденами,  тех кто ковал победу -  воевал на передовой, трудился в тылу, в научных институтах, лабораториях, заводах…

8  ученик  Медали и ордена

«Нет ребята, я не гордый,

Не заглядывая в даль,

Так скажу: зачем мне орден,

Я согласен на медаль»

 А. Твардовский

Я хотела бы остановиться  на витрине с наградами …За годы Великой Отечественной войны Советским правительством было учреждено 10 орденов и 21 наградная медаль для того, чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве. Но советские люди встали на защиту своей Родины не ради наград, а ради мира на земле. И в этой жестокой кровопролитной борьбе смогли отстоять его.

Медаль "За отвагу" был учрежден в1943 году.,и у нас в музее есть экспонат этой медали, им награждён был Вагин  Михаил Федорович. Медаль "За отвагу"  имеет форму правильного круга диаметром 37 мм.
На лицевой стороне медали в верхней части изображены три летящих друг за другом самолета в направлении налево вверх. Ниже самолетов помещена в две строки надпись "ЗА ОТВАГУ", под которой изображен танк ..
Все изображения на медали рельефные, надписи вдавленные, покрытые рубиново-красной эмалью..
Медаль изготовляется из серебра 925 пробы.

Учитель:  Бронза – сплав меди и олова. Из бронзы во всем мире создают памятники воинам.

Задача  Масса  бронзового  бюста  героя Советского Союза  Т.Е. Незговорова  300 кг. 

(бронза   сплав    меди wCu=  60%,     олова  w Sn=  20%  и другие компоненты сплава).

 Вычислите  массы  металлов  в бюсте (mCu,   mSn)          

Учитель: На фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.

9  ученик  Достойное  место в зале Боевой славы занимают фотографии ветеранов и участников Великой Отечественной войны.  Среди них  Валитов  Афтах  Набиевич.

Афтах  Набиевич   1927 года  рождения  родился и жил в нашем селе, закончил сельскохозяйственный институт и педагогический институт города Тюмени.  Афтах Набиевич  был призван в  армию в1944году, военному искусству учился в эвакуированной воинской части в Ялуторовске, вскоре было отправлен на фронт  Освобождал Эстонию,  служил в Панфиловской дивизии. Вернулся домой в 1950году. Афтах Набиевич по профессии агроном , 18 лет  работал учителем  химии и биологии  (с 1950-1973 гг). В своей работе он поддерживал  всё новое, прогрессивное, а также занимался внеклассной работой и вел  кружок юннатов, подходя к работе с душой.. Благодаря его стараниям, пришкольный участок был весь в цветах, а школьный сад был образцовым. Более того,  Афтах Набиевич  работал  вместе с учениками на сельскохозяйственных работах в колхозе и совхозе и на уборке урожая. В школьном музее есть раздел,  посвящённый истории школы, где есть документы, фотографии прошлых лет.  На жёлтых от времени снимках мы узнаём учителя - педагога Валитова  Афтаха Набиевича в зале «История школы», а  в  зале  «Боевой славы»  Афтах Набиевич    участник  войны,вот связь предмета химия - учителя химии и Великой Победы.

Учитель:  Великая победа это заслуга не только солдат .

Не нужно забывать людей, которые трудились в тылу, а это были и дети .

10  ученик  Буторина  Анна  Петровна  - дети войны  Победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей.   Буторина  Анна   Петровна  родиласьв1930 году.  Ей было 11лет, когда началась война  Вот её воспоминания «  ………………….»

Анна Петровна   получила  образование  и преподавала более 30лет в  школе химию и  биологию  (выступление внука  Буторина С.-ученика этого класса)

Подведём итоги: Определив  связь музейных экспонатов зала Боевой славы,

с химией, тем самым определили роль в ВОВ.  Как видите, ребята, Великая Победа, была достигнута всеобщими усилиями героического советского народа и не последнюю роль в ней сыграли ученые, химики, металлурги, конструкторы.

Так не забудь их подвигов, товарищ!

Склонись к подножью в скорбной тишине

Они за землю, за тебя сражались,

Живи за них, дыши за них вдвойне!

Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны.

Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение бывший фронтовик З.И. Барсуков.(читает  ученица)

Кто про химика сказал: “ Мало воевал”
Кто сказал: “ Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков-друзей, –
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько пролегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

Опыт “Салют” искр из тигля”         (Звучит песня «День  Победы»).

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, спиртовка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия.

На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить. (Опыт эффективнее проводить в затемненном  помещении).

VI. Домашнее задание:

*В схеме расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Определите окислитель и восстановитель:  С + Н24 (конц.)  → СО2SО2 + Н2О

 Горение  бенгальского огня                     Ba(NO3)2 = BaO + NO2 + O2

Подведём итоги: Определим  связь музейных экспонатов зала Боевой славы,

с химией, тем самым определим роль в ВОВ

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я узнал(а) …

- Сегодня на уроке я научился(ась)…

- Мне было трудно…

- Я себя оцениваю…

Сегодня на уроке мы с вами охватили только часть материала о великой роли химии, для победы в Великой Отечественной войне.

Немаловажную роль в исходе войны сыграли не столько химические соединения, сколько знания  людей об их свойствах, применении этих свойств на практике. Это ещё раз доказывает огромную важность и значимость химических знаний для жизни, ведь химия по сути своей это и есть – жизнь.

И только от людей зависит, будет она разрушать или созидать.     

Литература:

1. Габриелян О.С. Химия, учебник для  учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

2.  Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/ И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.

4. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы (Серия “Школа радости”) – Ростов на Дону: изд-во “Феникс”, 2002.

5. Энциклопедический словарь юного химика.- Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990.

Ключевые  слова:   Победа,  предмет химия, музейный экспонат, наука химия ковала  победу.

Key word: victory, subject chemical, museum exhibit, science chemistry forged victor

Приложение

ЛИСТ    ЗАДАНИЙ

Задание

1

Сообщение        Музейный экспонат 

 Информация (экспонат – химия  -  Победа)

Солдатский  котелок –

Фляжка -

Пуля –

Бутылка с горючей смесью, граната –

Танк –

Каска –

Противогаз –

Медали и ордена –

Валитов А.Н. –

Буторина А.П.-

2

ОВР.

 В схеме расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Определите окислитель и восстановитель

1 вариант     KClO 3  +  S Þ  KCl +  SO2

2 вариант    KClO3 ® 2KCl + 3O2

3 вариант     S + O2  ® SO

4 вариант     Мg + O2 ® Мg O 

5 вариант     KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O

3

Задача

Масса  бронзового  бюста  героя Советского Союза  Т.Е. Незговорова  300 кг. 

(бронза   сплав    меди wCu=  60%,     олова  w Sn=  20%  и другие компоненты сплава).

 Вычислите  массы  металлов  в бюсте (mCu,   mSn)

4

Викторина по теме "Металлы тоже воевали".

1.Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?
2. Как используется магний в военном деле?

3. Какой металл является основой чугуна и стали?
4. Какой металл может "болеть чумой"?
5. Какой металл и почему называют "крылатым"?
6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?
7. Какой металл придает ума глупцу, честь - подлецу, трусливому - геройства?
8. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов?

5

Домашнее задание

В схеме расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Определите окислитель и восстановитель:  С + Н24 (конц.)  → СО2SО2 + Н2О

 Горение  бенгальского огня                     Ba(NO3)2 = BaO + NO2 + O2

 


 

Разида Хадыевна Валитова

Разида Хадыевна Валитова

Учитель: Вся страна откликнулась на зов родины-матери

Учитель: Вся страна откликнулась на зов родины-матери

Я расскажу о музейном экспонате – солдатском котелке

Я расскажу о музейном экспонате – солдатском котелке

Ганнибала метали в римлян свинцовые шары

Ганнибала метали в римлян свинцовые шары

Перед входом в Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк

Перед входом в Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк

На музейной полке противогаз

На музейной полке противогаз

Вернулся домой в 1950году. Афтах

Вернулся домой в 1950году. Афтах

Опыт “Салют” искр из тигля” (Звучит песня «День

Опыт “Салют” искр из тигля” (Звучит песня «День

Ключевые слова: Победа, предмет химия, музейный экспонат, наука химия ковала победу

Ключевые слова: Победа, предмет химия, музейный экспонат, наука химия ковала победу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018