Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
МОУ «СОШ №4 г. Оса»
Нации и
межнациональные
отношения
Соколова И.В.
Боголюбов
10-11 класс
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Зачем нам изучать эту
тему?
Кто является источником власти
в России?
Сколько народностей проживают
на территории России?
Что такое «этнос»?
О каких межэтнических
конфликтах вы слышали?
Что такое толерантность?
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Задачи изучения темы
1. Знать, что такое этнос и
этнические общности.
2. Понимать смысл основных
понятий темы (нация,
национализм, нацизм, шовинизм,
расизм, ксенофобия, сепаратизм,
менталитет, самосознание)
3. Знать причины межэтнических
конфликтов и пути их решения.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Соотнесите тип общества и
этническую общность
Этническ
ая
общность
1.Род
2. Племя
3.
Народнос
ть
4. Нация
Тип общества
(стадиальный
подход)
А) индустриальное
Б)
доиндустриальное
В)
постиндустриально
е
Тип общества
(формационный
подход)
Г) капитализм
Д) феодализм
Е)
первобытнообщинн
ый
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Сравните два понятия «нация»
• историческая
общность людей,
характеризующаяся
общностью
происхождения,
языка, территории,
экономического
уклада, а также
психического
склада и культуры,
проявляющихся в
этническом
сознании и
самосознании.
• исторически
сложившаяся общность
людей на основе
общности территории,
экономического уклада,
системы политических
связей, языка, культуры
и психологического
склада,
проявляющегося в
общегражданском
сознании и
самосознании (чувство
принадлежности к
своему народу, к его
исторической судьбе).
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Нация
• Автономная, не
ограниченная
территориальными
рамками
политическая
группировка, члены
которой привержены
общим ценностям и
институтам
• Национальность –
принадлежность
человека к той или
иной нации
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Национальные ценности
— то, что особенно значимо и
важно для человека и
общества, что признано, с чем
люди в целом согласны.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Национальный менталитет
обычно определяют как образ
мышления, духовную настроенность,
свойственную данной конкретной
этнической общности.
Иначе говоря, национальный менталитет
— своего рода память о прошлом,
обусловливающая поведение людей
и помогающая им оставаться
верными своим исторически
сложившимся ценностям, традициям.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Межэтнические
(межнациональные) отношения
— отношения между этносами
(народами), охватывающие все
сферы общественной жизни.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Этнология
— наука, изучающая
процессы
формирования и
развития различных
этнических групп,
их идентичность,
формы их культурной
самоорганизации,
их коллективного
поведения,
взаимодействия
личности и социальной
среды.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Тенденции этнических процессов
современности
интеграции —
сотрудничества,
объединения
разных
этногосударстве
нных общностей,
сближения всех
сторон жизни
народов;.
дифференциаци
и — стремления
народов к
национальной
самостоятельно
сти
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Этнический конфликт
это любая конкуренция (соперничество)
между группами, от противоборства за
обладание ограниченными ресурсами
до социальной конкуренции между
разными этническими группами.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Основные причины
конфликтов
Территориальные — борьба за изменение
Экономические — борьба этносов за обладание
собственностью, материальными ресурсами, среди
большую ценность, в частности, имеют земля,
границ,
которых
недра.
оплате
на
Социальные — требования гражданского равно-
правия, равенства перед законом, в образовании, в
труда, равенства при приеме на работу, особенно
престижные места в органах власти.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Примеры конфликтов
• Фашистский диктатор Гитлер, придя к
власти в Германии в 1933 году, сделал
частью государственной политики
уничтожение еврейского населения
создать в Палестине, английской мандатной
территории, еврейское и арабское
государства – Израиль и Палестину. Май
1948 года – провозглашение создания
Израиля С этого времени начинается
конфликт, продолжающийся и по сей день.
• В ноябре 1947 ООН приняло решение
• Югославия и Албания
• Англия и Ирландия
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Пути предотвращения
конфликтных ситуаций
Первый — применение правовых механизмов,
Второй — переговоры между конфликтующими
сторонами, как прямые (между делегациями
сторон), так и через посредников
Третий — информационный. Он предполагает,
обмен сведениями между сторонами о
возможных мерах по преодолению конфликтных
ситуаций.
Уместен общественный диалог (в печати, на
телевидении) представителей всех этнических
групп, имеющий целью совместную разработку
предложений, отвечающих общим интересам.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Гуманистический подход
— главный ориентир в реализации морального,
политического, правового регулирования
межэтнических отношений. Основные черты
этого подхода:
• признание и уважение многообразия культур,
приверженность идеям мира, неприятие насилия
в отношениях между народами;
• развитие и постоянное функционирование
демократии,
обеспечение реализации прав и свобод личности,
независимо от национальной принадлежности;
• нацеленность государственных органов, средств
массовой информации, образования, спорта,
всех форм литературы и искусства на
формирование у граждан, особенно молодежи,
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Термины (запишите в тетрадь)
• Геноцид – истребление отдельных групп населения по
расовым, национальным, религиозным принципам
• Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям
• Расизм – существование неравноценных рас,
• Апартеид – законодательно закрепленная и
делящихся на высшие и низшие
поддерживаемая властями государства расовая
дискриминация
превосходства какой-либо нации над другой
независимости для этнической группы
• Национализм – идея исключительности и
• Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма
• Афроцентризм – идея превосходства черных
• Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим»
• Дискриминация – ущемление прав
• Сепаратизм - это требования суверенитета и
африканцев над людьми с белой и желтой кожей
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Толерантность
— уважение, доверие,
готовность к
сотрудничеству,
компромиссу с
людьми любой
национальной
принадлежности,
стремление понимать и
принимать их
культурные ценности,
образ жизни,
характер поведения.
Конспект урока и презентация по предмету обществознание 8 класс на тему "Нации и межнациональные отношения"
Домашнее задание
• Какие документы определяют в РФ
национальную политику и каковы ее
основные положения?
• Весной 2002 г молодая русская женщина
по
Сапунова,
Татьяна
оживленной трассе Киевского шоссе,
увидела на обочине плакат с призывом к
убийству евреев. Женщина попыталась
сорвать его, но он был заминирован.
Татьяна
была
В
награждена
плаката
некоторых
назвали фашистской вылазкой. Как вы
объясните, почему Татьяна не проехала
мимо плаката, как другие? Выскажите
вашу оценку: а) действий и позиций тех,
кто установил плакат; б) тех, кто
орденом Мужества.
выжила
СМИ
проезжая
и
позже
установку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.