Конспект урока и презентация по теме "Леса России" (4 класс, окружающий мир)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала зона лесов.docx
Тема урока: « Леса России» Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи урока:  1) создать условия для: ­ усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге,  смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны; ­ формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон,  различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны; 2) содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, умение работать с  вопросами, различными источниками информации, развивать умение делать выводы, умение работать  в паре, группе. Планируемые результаты: Предметные: ­ показывать природную зону на карте природных зон; ­ иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные); ­ моделировать цепи питания природной зоны; ­ иметь представление об освоении природных богатств природной зоны. Метапредметные: ­ определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень  ее достижения; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ рассказывать о природной зоне по плану; ­ сравнивать природные зоны: восстанавливать деформированный текст. Личностные: ­ осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; ­ проявлять целостный взляд на мир, понимать разнообразие природы России; ­ понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.  Тип урока: урок изучения нового материала. Формы организации учебно­познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая. Оборудование: карта природных зон, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для  учащихся, учебники, рабочие тетради.            Ход урока. 1. Орг.момент,  2 Проблемная ситуация. Проверка д/з Какая это природная зона…­ С метеорологической станции пришли письма. Необходимо  определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с  образным выражением. 1. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над  горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)  2. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных  комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы.  Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)  Тест «Тундра» 1.  Зона тундры расположена ... а)  севернее арктических пустынь; б)  южнее арктических пустынь. 2.  Растения тундры ... а)  высокие с мощными корнями и широкими листьями; б)  низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 3.  В тундре обитают ... а)  тюлени, моржи, киты;                                             • б)  песцы, лемминги, волки; в)  верблюды, лошади, коровы.Ответы: 1 б); 2 б); 3 б);  3. постановка цели.  : (слайд 3) Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»( слайд 2) Учитель читает стихотворение   Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!  Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! ­ Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса) И так мы отправляемся в путешествие по лесу (НАСТЯ) Если в лес пришел гулять,                                                                                                                                   Свежим воздухом дышать,  Бегай, прыгай и играй,  Только, чур, не забывай,  Что в лесу нельзя шуметь,  Даже очень громко петь.  Испугаются зверюшки,  Убегут с лесной опушки.  Здесь не нужно всех ловить,  Топать, хлопать, палкой бить.                                                                                                                            Ты в лесу всего лишь гость,  Здесь хозяин — дуб и лось.  Их покой побереги,  Ведь они нам не враги!     ­  Ребята, мы с вами  живем в зоне лесов. ­ А что означает слово « лес»? (высказывания детей) ­ Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»?  (тёмный, густой, труднопроходимый) ­ А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые) ­ Почему одни леса тёмные, а другие светлые?  Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования. Работа по учебнику. ­ Между зоной тундры и лесов есть промежуток, закрашенный тёмным цветом. Что это?  (лесотундра) ­ Как вы думаете, какую роль играет лесотундра? (переход от 1 природной зоны к другой) 4. 5.   ­   В   учебнике   на   стр.   84   прочитать   1   абзац   текста   и   найдите,   что   говорится   о   общей характеристике зоны лесов.  Работаем с картой… стр 84 (задание) карта на стр 60­61 ­ Молодцы! Вы многое узнали о зоне лесов. Какие 3 части мы выделили в лесной зоне? (тайга,  смешанный лес, широколиственный лес) ( слайд )  Речевая разминка.   ­Сегодня утром  сорока сообщила, что лесные жители собираются устроить собрание. — Угадайте, кто придет на лесное собрание: Пышный хвост торчит с верхушки.  Что за странная зверюшка?Щелкает орехи мелко,  Ну конечно, это... (белка). Кто зимой холодной  В лесу бродит злой, голодный? (Волк) Недотрога, весь в иголках.  Я живу в норе под елкой.  Хоть открыты настежь двери,  Но ко мне не ходят звери. (Еж) Кто любит морковку                                                                                                                                        И прыгает ловко,                                                                                                                                                      Портит в огороде грядки,                                                                                                                                   Удирает без  оглядки                                                                                                                                                        (Заяц) Хозяин лесной  Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой  Спит в избушке снеговой. (Медведь) Посмотрите­ка какая —                                                                                                                                       Вся горит, как золотая,                                                                                                                                      Ходит в шубе дорогой,                                                                                                                                         Хвост пушистый и большой. (Лиса)             3. — Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором  трещала сорока. А речь пойдет о растительном и животном мире в лесной зоне (работа с таблицей)  Тест «Природная зона лесов 1. Природная зона лесов состоит из… а) пяти частей; б) двух частей; в) трёх частей       2. Самую большую территорию занимают…                                                                                         а) смешанные леса; б) широколиственные леса: в) хвойные леса (тайга) 3. Природные зоны России расположены так (с севера на юг):                                                               а) тундра, арктическая зона, зона лесов;                                                                                                           б) арктическая зона, зона лесов, тундра;                                                                                                           в) арктическая зона, тундра, зона лесов. 4. В тайге растут:                                                                                                                                               а) дубы, сосны, ели; б) берёзы, липы, лиственницы; в) пихты, ели, лиственницы.  5. Экологические проблемы лесной зоны связаны….                                                                           а)  с участившимися лесными пожарами;                                                                                                               б) с неблагоприятными погодными условиями;                                                                                                в) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой. Домашнее задание. Обязательное: Статья из учебника на стр. 84­91, ответы на вопросы, рабочая тетрадь Вариативное: Провести  исследование и  подготовить доклад о растениях  и животных  зоны лесов,  занесенных  в Красную книгу России. Составить викторину по данной теме. Рефлексия. Сейчас возьмите в руки лучики. Если на уроке вам было интересно, увлекательно,  вы получили удовлетворение от проделанной работы, узнали что­ тоновое о лесной зоне, то прикрепите длинные лучики к солнышку. Если  вы испытывали затруднение при выполнении самостоятельных заданий,топрикрепите средней длины лучики. Ну, а если вы не смогли выполнить самостоятельно,  предложенные задания, то прикрепите короткие лучики.  Пустьсвет знаний озаряет не только обучающихся нашего класса, но и всей школы. Оценки за урок: Путеводный лист учащегося 4 класса _________________________________ Тема: ____________________________________________________________ Цель урока:________________________________________________________ Хочу всё знать ЗНАЮ ХОЧУ  ЗНАТЬ УЗНАЛхарактеристика Тайга Смешанный лес Широколиственный лес Зоны лесов Географическое положение Растительный мир Животный мир Деятельность человекаПроблемы, решения Путеводный лист по моим знаниям 1. Д/З      Какая это природная зона…- С метеорологической станции пришли письма.  Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести  название с образным выражением. 1. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над  горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (_________________)  2. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных  комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы.  Мхи и лишайники господствуют всюду. (__________________)  Тест «Тундра» 1.  Зона тундры расположена ...                                                                                                     а)  севернее арктических пустынь;                                                                                                                     б)  южнее арктических пустынь. 2.  Растения тундры ... а)  высокие с мощными корнями и широкими листьями;                                                     б)  низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 3.  В тундре обитают ...                                                                                                                    а)  тюлени, моржи, киты;                                                                                                                   б)  песцы, лемминги, волки;                                                                                                            в)  верблюды,  лошади, коровы. Закрепление нового материала               Тест «Природная зона лесов 1. Природная зона лесов состоит из… а) пяти частей; б) двух частей; в) трёх частей       2. Самую большую территорию занимают…                                                                                         а) смешанные леса; б) широколиственные леса: в) хвойные леса (тайга) 3. Природные зоны России расположены так (с севера на юг):                                                               а) тундра, арктическая зона, зона лесов;                                                                                                           б) арктическая зона, зона лесов, тундра;                                                                                                           в) арктическая зона, тундра, зона лесов.4. В тайге растут:                                                                                                                                               а) дубы, сосны, ели; б) берёзы, липы, лиственницы; в) пихты, ели, лиственницы.  5. Экологические проблемы лесной зоны связаны….                                                                           а)  с участившимися лесными пожарами;                                                                                                               б) с неблагоприятными погодными условиями;                                                                                                в) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой. За  проверку домашнего задания Закрепление нового  материала Самооценка Средняя оценка за урок Мои оценки                                                                   Урок окружающего мира в технологии                                                   «Развитие критического мышления через чтение и письмо»                                                                                              в 4 классе Тема урока: Леса России Педагогические цели: познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов, с частями  зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром лесов. Задачи урока: создать условия для развития познавательной активности детей; способствовать  развитию навыков работы с информацией в процессе чтения; развивать умение делать выводы из  результатов исследовательской деятельности. Оборудование: компьютер, карта природных зон, запись голосов птиц, тексты. Эмблемы. Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», стратегия «Зигзаг».           Содержание деятельности учащихся                                                                       Организационная структура урока Стадии  урока I. «Вызов» Содержание деятельности учителя На экране панорама «Зона лесов»  (звучит запись «Голоса птиц)». Учитель читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи:  Ты же видишь – мы свои!                                                       ­В этом стихотворении спрятаны  темы и цели нашего урока. Как вы  думаете, в какую природную зону  отправиться наша экспедиция? ­Да, это так. Тема нашего  путешествия – «Леса России».  В стихотворении говориться о лесе,  значит, мы отправимся в лесную зону. Ученики вспоминают всё, что они знают о  лесе, работают индивидуально, затем в(Запись на доске и в тетради) II.  «Смысловая » Стадия. III.  «Рефлексия» . IV. Итог  урока. Домашнее  задание ­В удобной форме (мини­сочинение,  рисунок) выразить своё отношение к  лесам России. парах. После этого учащиеся читают свои  записи, а учитель фиксирует ответы  учеников на доске. Затем ученики  работают парами и составляют один  синквейн на двоих, с которым оба будут  согласны, читают его. Лес Дремучий, тёмный. Пугает, страшит, манит. «Лес, да лес до небес, полон сказок и  чудес…» Тайна. Класс объединяется в «Кооперативные»  группы по количеству эмблем («Тайга»,  «Смешанный и широколиственный лес»,  «Звери», «Птицы», «Насекомые»).  Каждый ученик в группе выбирает одну  эмблему, читает текст из учебника,  соответствующий выбранной эмблеме. Работа в группе «экспертов» (с  одинаковыми эмблемами).Ученики  выделяю главное, составляют кластер и  обмениваются мнениями. В результате  совместной работы составляется общая  презентационная схема рассказа по тете и  решает вопрос о том кто из «экспертной»  группы будет проводить итоговую  презентацию. После этого ученики  возвращаются в свои «кооперативные»  группы. Пользуясь презентационный  схемой, каждый из экспертов знакомит  других членов группы со своей темой. Таким образом, в группе учащиеся обмениваются  информацией, и у каждого складывается  общее представление о теме. Один из  экспертов проводит презентацию сведений  по тексту, соответствующий эмблеме,  другие дополняют и отвечают на вопросы.  Коллективное заполнение сводной таблицы на доске. Природная     зона Расположение и  климатические       условия