Тема урока: « Леса России»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Задачи урока:
1) создать условия для:
усвоения учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге,
смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой природной зоны;
формирования умения определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон,
различать наиболее характерные для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны;
2) содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи, умение работать с
вопросами, различными источниками информации, развивать умение делать выводы, умение работать
в паре, группе.
Планируемые результаты:
Предметные: показывать природную зону на карте природных зон;
иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные);
моделировать цепи питания природной зоны;
иметь представление об освоении природных богатств природной зоны.
Метапредметные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень
ее достижения;
устанавливать причинноследственные связи;
рассказывать о природной зоне по плану;
сравнивать природные зоны: восстанавливать деформированный текст.
Личностные: осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
проявлять целостный взляд на мир, понимать разнообразие природы России;
понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебнопознавательной деятельности:
фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: карта природных зон, компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для
учащихся, учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
1. Орг.момент,
2 Проблемная ситуация. Проверка д/з
Какая это природная зона… С метеорологической станции пришли письма. Необходимо
определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с
образным выражением.
1. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над
горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
2. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных
комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы.
Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
Тест «Тундра»
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
3. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты; •
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.Ответы: 1 б); 2 б); 3 б);
3. постановка цели.
: (слайд 3)
Звучит аудиозапись « Голоса птиц леса»( слайд 2)
Учитель читает стихотворение
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Какую природную зону мы будем исследовать? ( природную зону леса)
И так мы отправляемся в путешествие по лесу (НАСТЯ)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Ребята, мы с вами живем в зоне лесов.
А что означает слово « лес»? (высказывания детей)
Автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»?
(тёмный, густой, труднопроходимый)
А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)
Почему одни леса тёмные, а другие светлые?
Более точный ответ на этот вопрос узнаем в ходе нашего исследования.
Работа по учебнику.
Между зоной тундры и лесов есть промежуток, закрашенный тёмным цветом. Что это?
(лесотундра)
Как вы думаете, какую роль играет лесотундра? (переход от 1 природной зоны к другой)
4.
5.
В учебнике на стр. 84 прочитать 1 абзац текста и найдите, что говорится о общей
характеристике зоны лесов. Работаем с картой… стр 84 (задание) карта на стр 6061
Молодцы! Вы многое узнали о зоне лесов. Какие 3 части мы выделили в лесной зоне? (тайга,
смешанный лес, широколиственный лес) ( слайд )
Речевая разминка.
Сегодня утром сорока сообщила, что лесные жители собираются устроить собрание.
— Угадайте, кто придет на лесное собрание:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?Щелкает орехи мелко,
Ну конечно, это... (белка).
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Недотрога, весь в иголках.
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Еж)
Кто любит морковку И
прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без
оглядки
(Заяц)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Посмотритека какая —
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
3. — Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором
трещала сорока. А речь пойдет о растительном и животном мире в лесной зоне (работа с таблицей)
Тест «Природная зона лесов
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей; б) двух частей; в) трёх частей
2. Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса; б) широколиственные леса: в) хвойные леса (тайга)
3. Природные зоны России расположены так (с севера на юг):
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
4. В тайге растут:
а) дубы, сосны, ели; б) берёзы, липы, лиственницы; в) пихты, ели, лиственницы.
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны…. а)
с участившимися лесными пожарами;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой.
Домашнее задание.
Обязательное:
Статья из учебника на стр. 8491, ответы на вопросы, рабочая тетрадь
Вариативное:
Провести исследование и подготовить доклад о растениях и животных зоны лесов, занесенных в
Красную книгу России.
Составить викторину по данной теме.
Рефлексия.
Сейчас возьмите в руки лучики. Если на уроке вам было интересно, увлекательно,
вы получили удовлетворение от проделанной работы, узнали что
тоновое о лесной зоне, то прикрепите длинные лучики к солнышку. Если
вы испытывали затруднение при выполнении самостоятельных заданий,топрикрепите средней длины лучики. Ну, а если вы не смогли выполнить самостоятельно,
предложенные задания, то прикрепите короткие лучики.
Пустьсвет знаний озаряет не только обучающихся нашего класса, но и всей школы.
Оценки за урок:
Путеводный лист учащегося 4 класса _________________________________
Тема: ____________________________________________________________
Цель урока:________________________________________________________
Хочу всё знать
ЗНАЮ
ХОЧУ
ЗНАТЬ
УЗНАЛхарактеристика
Тайга
Смешанный лес Широколиственный
лес
Зоны лесов
Географическое
положение
Растительный
мир
Животный мир
Деятельность
человекаПроблемы,
решения
Путеводный лист по моим знаниям
1. Д/З Какая это природная зона…- С метеорологической станции пришли письма.
Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести
название с образным выражением.
1. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над
горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (_________________)
2. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных
комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы.
Мхи и лишайники господствуют всюду. (__________________)
Тест «Тундра»
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые
со стелющимися корнями и мелкими листьями.
3. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты; б) песцы,
лемминги, волки; в) верблюды,
лошади, коровы.
Закрепление нового материала Тест «Природная зона лесов
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей; б) двух частей; в) трёх частей
2. Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса; б) широколиственные леса: в) хвойные леса (тайга)
3. Природные зоны России расположены так (с севера на юг):
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.4. В тайге растут:
а) дубы, сосны, ели; б) берёзы, липы, лиственницы; в) пихты, ели, лиственницы.
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны…. а)
с участившимися лесными пожарами;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой.
За проверку
домашнего задания
Закрепление нового
материала
Самооценка
Средняя оценка за
урок
Мои оценки
Урок окружающего мира в технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
в 4 классе
Тема урока: Леса России
Педагогические цели: познакомить учащихся с географическим положением зоны лесов, с частями
зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным
миром лесов.
Задачи урока: создать условия для развития познавательной активности детей; способствовать
развитию навыков работы с информацией в процессе чтения; развивать умение делать выводы из
результатов исследовательской деятельности.
Оборудование: компьютер, карта природных зон, запись голосов птиц, тексты. Эмблемы.
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», стратегия «Зигзаг».
Содержание деятельности учащихся
Организационная структура урока
Стадии
урока
I. «Вызов»
Содержание деятельности учителя
На экране панорама «Зона лесов»
(звучит запись «Голоса птиц)».
Учитель читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
В этом стихотворении спрятаны
темы и цели нашего урока. Как вы
думаете, в какую природную зону
отправиться наша экспедиция?
Да, это так. Тема нашего
путешествия – «Леса России».
В стихотворении говориться о лесе,
значит, мы отправимся в лесную зону.
Ученики вспоминают всё, что они знают о
лесе, работают индивидуально, затем в(Запись на доске и в тетради)
II.
«Смысловая
» Стадия.
III.
«Рефлексия»
.
IV. Итог
урока.
Домашнее
задание
В удобной форме (минисочинение,
рисунок) выразить своё отношение к
лесам России.
парах. После этого учащиеся читают свои
записи, а учитель фиксирует ответы
учеников на доске. Затем ученики
работают парами и составляют один
синквейн на двоих, с которым оба будут
согласны, читают его.
Лес
Дремучий, тёмный.
Пугает, страшит, манит.
«Лес, да лес до небес, полон сказок и
чудес…»
Тайна.
Класс объединяется в «Кооперативные»
группы по количеству эмблем («Тайга»,
«Смешанный и широколиственный лес»,
«Звери», «Птицы», «Насекомые»).
Каждый ученик в группе выбирает одну
эмблему, читает текст из учебника,
соответствующий выбранной эмблеме.
Работа в группе «экспертов» (с
одинаковыми эмблемами).Ученики
выделяю главное, составляют кластер и
обмениваются мнениями. В результате
совместной работы составляется общая
презентационная схема рассказа по тете и
решает вопрос о том кто из «экспертной»
группы будет проводить итоговую
презентацию. После этого ученики
возвращаются в свои «кооперативные»
группы. Пользуясь презентационный
схемой, каждый из экспертов знакомит
других членов группы со своей темой. Таким
образом, в группе учащиеся обмениваются
информацией, и у каждого складывается
общее представление о теме. Один из
экспертов проводит презентацию сведений
по тексту, соответствующий эмблеме,
другие дополняют и отвечают на вопросы.
Коллективное заполнение сводной таблицы
на доске.
Природная
зона
Расположение и
климатические
условия