Конспект занятия
«Земля – наш общий дом».
Разработчик: Кузьменко Т.В., педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дом детского творчества № 4», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком
Задачи:
- Образовательные:
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.
2. Формировать желание любить и беречь Землю.
3. Расширять представления детей об охране природы.
4. Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
5. Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, её свойствах, их использовании человеком, формировать представления о профессиях, связанных с природой и её защитой.
- Развивающие:
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля.
- Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т.д.
2. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать педагога, товарищей.
3. Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь (социализация).
Материалы и оборудование: - схематические изображения солнца, воды, воздуха, картинки с изображением планеты Земля, Солнца, глобус, листы с нарисованным кругом
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения, аппликация.
Ход:
Организационный момент:
Педагог: - День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. Флаг Земли представляет собой семь белых пересекающихся колец на синем фоне. Семь колец в центре флага образуют цветок - символ жизни на Земле. Кольца соединены друг с другом, что указывает на то, что все на нашей планете связано между собой. Синий фон представляет собой воду, которая имеет очень важное значение для жизни. Внешние кольца цветка образуют круг, который можно рассматривать как символ Земли как планеты, а синий фон представляет собой Вселенную. И вот сегодня мы с вами празднуем День рождения Земли.
- Сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы.
Давайте вспомним, что это такое? Это все, что не создано руками человека. Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.
- Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа» и для этого вспомним, что относится к живой и неживой природе (ответы детей)
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, грибы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы.
Педагог: - У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом.
И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (вывешивает карту мира) (Земля).
- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.
- На ноге стоит одной
Крутит – вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это? (Глобус)
- Верно, это глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
- Она круглая похожа на шар
- Каким цветом обозначена на глобусе суша? - Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.
- Много ли на нашей планете воды? - Воды больше, чем суши.
- Каким цветом она обозначена на глобусе? - Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.
- Наша планета самая красивая из всех планет. Какие ещё планеты вы знаете? - Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др. - На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды.
Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц.
- Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить не возможно. А именно вам подскажут загадки:
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет. (Солнце)
Педагог вывешивает символы.
-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? - Нет. - Почему? (ответы детей)
-Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него прожить не можем. (Воздух)
- А без воздуха можем мы прожить? (Нет).
–Почему?
- Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. - Почему на картинке ничего не изображено? - Потому что воздух - невидимый.
- Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.
Следующая загадка:
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто такая я? (Вода)
- Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей) - Без воды невозможно существование всего живого:
Повсюду, где бежит вода,
Цветет земля, цветет страна…
- Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? - Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д. - А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как? - Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т. д. - Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся.
В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред живому и растительному миру. Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.
Что такое заповедники? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам.
Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, который каждый может гордиться.
- Что запрещается делать в заповеднике?
- Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных.
- А что разрешается делать в заповеднике?
- Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.
- Человек на Земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.
Как вы думаете, вы будите настоящими друзьями природы? Что будите для этого делать? (Ответы детей)
-Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (Ответы детей) - Молодцы, ребята!
Игра «ДА – НЕТ»
Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса- все, что нас окружает. Давайте поиграем в игру «ДА- НЕТ». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)
- Молодцы! Вы, ребята, должны всегда помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Физкультминутка «Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
- Ребята, есть такая профессия — эколог. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи? (ответы детей)
- Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ.
Сейчас мы проведем с вами опыт «Загрязнение почвы». Часто так бывает, что на берегу речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную, а потом загрязняющие вещества проникают в почву и влияют на растительный и животный мир.
Как нужно себя вести в лаборатории?
-не мешать друг другу, работать тихо;
-приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения;
-после проведения опыта все нужно убрать;
-после завершения работы вытирать руки салфеткой.
Ход опыта:
Рассмотрите воду в первом и во втором стаканчике. Чем отличается вода? В первом стаканчике - чистая вода, во втором – грязная (мыльный раствор);
Полейте первый стаканчик с землей – чистой водой, а второй стаканчик с землей – грязной водой. Что произошло с почвой?
В первом стаканчике почва стала влажной и темной, а во втором стаканчике почва стала влажной и на ней появились мыльные следы (она стала грязной).
Вывод: в загрязненной почве не могут расти растения и жить животные.
- Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.
Но загрязняться может не только вода, почва, но и воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
Дети: Горит свеча.
- Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Дети: Нет не может.
- Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? (Копоть.)
- Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?
Дети: Черного.
- Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Дети: От пожаров, заводских труб.
- Как защитить воздух от дыма? (Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.)
- Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?
Дети: Нет.
- На какой планете вы хотели бы жить?
Дети: Красивой, цветной.
- А теперь, я предлагаю вам каждому создать свой макет нашей Земли (раздаются листы бумаги с изображенным кругом, дети дорисовывают изображение планеты Земля)
Рефлексия:
- Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали, чему научились и, что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
- Природа дарит нам много тепла, добра, красоты и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
Сегодня вы показали себя настоящими защитниками и помощниками природы, и я хочу вам вручить эмблемы «Юный защитник природы».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.