Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
9 кл
16.02.2018
Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)
Великая Отечественная война является одной из главных тем в истории России. Конспект урока будет помощником для расставления акцентов в период коренного перелома войны. Данный период войны проходит "красной" линией в изучении Второй мировой войны, что требует детального изучения данного материала9 класс
Коренной перелом в ВОВ.doc
Конспект урока истории. 9 класс. Прохорова Инга Александровна Тема урока: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне». Программное   содержание:  Боевые   действия   весной­летом   1942   г. Наступление   фашистских   войск   на   юге   страны.   Оборона   Сталинграда. Разгром   немецко­фашистских   захватчиков   под   Сталинградом:   причины   и значение. Начало коренного перелома в ВОВ. Битва на Курской Дуге и ее значение.  Тип урока: комбинированный Цель урока: Показать военно­стратегическую роль Сталинградской и  Курской битв в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Задачи: 1) Сформировать представление о ходе и результатах военных  действий 1942­1943 гг. 2) Сформировать представление о сотрудничестве  стран антифашистской коалиции в борьбе с общим врагом. 3) Способствовать  осознанию исторического значения подвига советского народа. 4)  Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков  самостоятельной работы с учебным текстом. 5) Формирование  умение историческим источником. 6) Сформировать чувство гордости за подвиги, совершенные в ходе  Коренного перелома Великой Отечественной войны. Основные даты: 17 июля­18 ноября 1942 г; 28 июля; 23 августа; 5 сентября;  12 сентября: 19 ноября 1942 г – 2 февраля 1943 г.; 19­20 ноября 1942 года; 23 ноября 1942 г.; 8 января 1943 г; 31 января 1943 г; 2 февраля 1943 г; 5 июля –  23 августа 1943 г; 5 ­ 23 июля 1943 г; 12 июля – 18 августа 1943 г; 3 – 23  августа 1943 г. Основные понятия: Коренной перелом; Сталинградская битва; операция  «Уран»; коренной перелом; Курская дуга: операция «Цитадель» Имена исторических деятелей: Ф. Паулюс; В.Чуйков; М.Шумилов; А.  Василевский; П.Ротмистров; Р.Малиновский; Н.Ватутин. Г.Жуков;  К.Рокоссовский; И.Конев; Г.Гот; Э.Манштейн; И.Сталин; А.Гитлер. Оборудование урока: Карта «Разгром немецко­фашистских войск под  Сталинградом 19 ноября 1942 г – 2 февраля 1943 гг»; карта  «Контрнаступление советских войск под Курском лето 1943 г».Презентация;  фильм «Великая Отечественная война» План изучения нового материала: 1) События весны ­ лета 1942 г. 2)Сталинградская битва 3) Советско­германский фронт весной 1943 г  4) Битва на Курской Дуге  Домашнее задание: & 55, ответы на вопросы 1 Ход урока: Деятельность  учителя   I Организационный момент        Приветствие учащихся     Отметка присутствующих в классе     Проверка готовности к уроку II Проверка домашнего задания Деятельность учащихся    Дежурный называет  отсутствующих Фронтальный опрос по вопросам в конце  & 54  Отвечают на вопросы в конце  & 54. События весны­лета 1942 г III Изучение нового материала. Учитель записывает тему и план урока  на доске. 1) При планировании весенне­летней кампании 1942 г.  советским  командованием был допущен ряд ошибок.  Во­первых, неверно определены планы противника.  Предполагалось, что, как и в 1941 г., основным ударом  будет московское направление. На самом же деле планы  гитлеровцев на 1942 г предусматривали нанесение  основного удара на южных участках фронта с целью  выйти на Закавказье.  Вопрос: Если бы эти планы осуществились, чтобы  произошло с южными районами СССР? Второй ошибкой советского командования была  недооценка сил противника после Московской битвы и  переоценка возможностей Красной армии. В результате  на 1942 г было запланировано наступление по всему  2 Работа с тетрадями. Ответ: 1) Если бы эти планы  осуществились, то в руки  фашистов попали нефтяные  месторождения. 2) Были бы  перерезаны транспортные  пути в Иран, игравшие  важную роль в поставках  англо­американской помощи. фронту, протянувшемуся от Баренцева до Черного  морей. Однако Германия в 1942 г сосредоточила на  восточном фронте львиную долю своих сил. Попытка  советского наступления оказалось сорванной, а  фашистские войска перешли в контрнаступление на  северо­западном и южном направлениях. Красная армия  несла большие потери. К началу лета на южном направлении сложилась  ситуация, близкая к катастрофической. После  героической обороны пал Севастополь; немецкие войска  форсировали Дон и устремились к Северному Кавказу и  Волге. 2)Сталинградская битва. 1 слайд  2 слайд 3 слайд  4 слайд. Сталинградская битва продолжалась с  непрерывно возрастающим напряжением сил обеих  противоборствующих сторон в течение 200 дней и ночей  и включала оборонительную (17 июля – 18 ноября 1942  г) и наступательную (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 г)  операции. На Сталинградском направлении 12 июля,  накануне начала оборонительной операции, был создан  Сталинградский фронт, перед которым стояла задача,  обороняясь в полосе шириной 520 км, остановить  продвижение противника, который превосходил наши  войска в людях в 1,4 раза, танках и Самоходных  артиллерийских установках – в 2 раза,  в самолетах – в  3,5 раза.   5 слайд Оборонительная операция началась 17 июля 1942 г на дальних подступах к Сталинграду. До 10 августа  продолжались ожесточенные оборонительные сражения  наших войск, с целью захвата у противника инициативы  на всем Юго­Западном направлении. 23 августа 1942 г  противнику удалось прорваться к Волге севернее  Сталинграда, после чего немцы попытались захватить  город ударом с севера вдоль Волги, но их попытка с ходу ворваться в город была сорвана. Немецкие войска были  остановлены на северо­западных окраинах города. И  только 12 сентября вплотную подошли к Сталинграду с  запада и юго­запада, и в городе развернулись  ожесточенные уличные бои. 13 сентября Паулюс нанес  3 Работа с картой. Работа с тетрадями Работа с тетрадями. Работа с картой. 1й удар по Сталинграду. 8­14 октября – передышка. 14  октября немцы захватили тракторный завод. 18 октября  – немцы остановлены. К 10­11 ноября – немцы в трех местах вышли к Волге. 18 ноября закончился оборонительный период. 6 слайд. План контрнаступления под кодовым названием  «Уран», разработанный советским командованием,  предусматривал нанесение глубоких охватывающих  ударов по флангам вражеской группировки под  Сталинградом по сходящимся направлениям на Калач в  целях окружения и полного разгрома нескольких армий  противника.  7 слайд. В 7 ч 20 минут 19 ноября 1942 г залпами 7 тыс  орудий и реактивных установок началось  контрнаступление советских войск под Сталинградом.  Войска Юго­Западного фронта, наступавшие из районов  Серафимовича и Клетской, в первый же день прорвали  оборону 3­йрумынской армии и продвинулись на юго­ восток в направлении населенных пунктов Калач на  глубину 25­35 км. Войска 65й армии Донского фронта,  встретив сопротивление, продвинулись лишь на 305 км.  20 ноября перешли в наступление войска  Сталинградского фронта, нанося удар южнее  Сталинграда. 62я армия вела сковывающие бои в городе.  23 ноября капитулировали 5 румынских дивизий. А  также соединились Юго­Западный фронт с частями  Сталинградского фронта в районе населенных пунктов  Калач, Советский. В окружении оказались 22 дивизии и  160 отдельных частей противника, в том числе и 6я  армия Паулюса.  30 ноября 1942 г – советские войска сжали кольцо  окружения, сократив чем вдвое территорию, занимаемую противником, но рассечь и уничтожить его группировку  с ходу не смогли в связи с недостатком сил.  К началу января 1943 г численность группировки  противника сократилась до 250 тыс человек.  8 января Паулюсу предложили капитулировать, на что  он отказался. И 10 января 1943 г войска советских  фронтов перешли в наступление, которому  предшествовала мощная артиллерийская и авиационная  подготовка. В результате вражеская группировка была  рассечена на две части.  31 января 1943 прекратила сопротивление южная группа  4 Работа с тетрадями. Работа с тетрадями. Работа с тетрадями. Работа с картой. Работа с картой. Работа с тетрадями. Работа с картой Работа с тетрадями.  Работа с картой. Работа с тетрадями. войск 6й армии во главе с генералом­фельдмаршалом  Паулюсом. 2 февраля капитулировала и северная группа. Вопрос: Каково же историческое значение победы в  Сталинградской битве советскими войсками?   Работа с тетрадями. Работа с картой. Ответ на вопрос: 1) Победа  под Сталинградом  продемонстрировала  возросшие мощь Красной  армии и военное искусство  наших военачальников. 2) В  итоге Сталинградской битвы  Красная армия вырвала у  врага стратегическую  инициативу в войне и  перешла в общее наступление на широком фронте от  Ленинграда до предгорий  Кавказа. 3) Разгром немецко­ фашистских войск под  Сталинградом имел большое  международное значение.  После Сталинграда еще ниже  упал международный  престиж Германии. Победа  под Сталинградом усилила  антифашистское движение  как в самой Германии, так и в странах фашистского блока.  4) Победа под Сталинградом  еще выше подняла  международный авторитет  нашей страны, вызвала  чувство глубокого уважения  к советскому народу. 5)  Наши войска вырвали  стратегическую инициативу у противника.  3) Советско­германский фронт весной 1943 г  Победа под Сталинградом стала началом коренного  перелома в ходе Великой Отечественной войны.  Стратегическая инициатива на советско­германском  фронте перешла к СССР. Но эта победа имела огромное  значение и для хода Второй мировой войны в целом.  Понесенные потери заставили Германию в значительной  степени ослабить активность на других фронтах. К маю  5 1943 г германо­итальянские войска были вынуждены  эвакуироваться из Северной Африки. В середине 1943 г  фашистское правительство Б.Муссолини в Италии, и  Италия вышла из войны. В сочетании с победами  американского флота на Тихом океане эти события  ознаменовали начало нового этапа в ходе Второй  мировой войны – этапа, завершившегося крахом  фашистских режимов.  4) Битва на Курской Дуге. 8 слайд.  Курская битва занимает в истории Великой  Отечественной особое место. Он стала поворотным  пунктом в ходе всей войны, после которого гитлеровская армия так и не смогла взять инициативу в свои руки.  После советского контрнаступления под Москвой и  Сталинградской битвой это была третья операция,  которая окончательно решила исход противоборства  между Советским Союзом и Третьим рейхом. Сама битва продолжалась около 50 дней: с 5 июля по 23 августа  1943 г.  Слайд 9 Гитлер долго откладывал решение о летнем наступлении  1943 года: с одной стороны, для подготовки более  крупных сил, а с другой стороны, и потому, что очень  сомневался в возможности успеха. 15 апреля он  утвердил план операции «Цитадель»: 4­я танковая армия с юга (командующий – генерал­полковник Герман Гот) и  9­я армия с севера (командующий – генерал­полковник  Вальтер Модель) должны были наступать навстречу друг другу и на 4й день наступления соединиться восточнее  Курска, окружив и разгромив советские войска. Слайд 10 12 апреля 1943 года на стол Сталина лег только что  переведенный с немецкого точный текст директивы № 6  немецкого верховного командования «О плане операции  «Цитадель», завизированный всеми службами вермахта,  но еще не подписанный Гитлером. Фюрер утвердил  директиву только спустя три дня. Такого успеха  разведки военная история еще не знала. В тот же день на  заседании Ставки Верховного Главнокомандования был  принят план. Он предусматривал на первом этапе  переход к преднамеренной обороне для изматывания  врага в оборонительных боях, а затем – развитие  6 Работа с тетрадями. Работа с тетрадями. Работа с картой. крупномасштабного контрнаступления.  11 слайд   Документальный фильм «Великая Отечественная  война», фрагмент, посвященный Курской битве. 12  слайд. IV Подведение итогов. Вопросы: 1)  Какую цель ставили немцы при  планировании операции?  2) Какие шаги предпринимало немецкое командование  для подготовки наступления?   3) Что можно сказать о советском командовании? 4) Каково значение Курской битвы? Работа с тетрадями. Работа с картой. Работа с картой. Просмотр фильма. Отвечают на вопросы: 1) Взять реванш за  проигрыш под Сталинградом 2) Огромная подготовка к операции, разработаны  планы, превосходство в  живой силе и технике. 3) Возросшее мастерство  советского командования.  Новая стратегия и тактика.  Предложение Г.К. Жукова  – активная оборона,  изматывание противника и  переход в наступление.  Предложение  Рокоссовского –  упреждающий удар.  4) Стратегическая инициатива   окончательно перешла   в   руки   советской армии. Поднят боевой дух солдат. Началось массовое изгнание   немцев.   Вырос авторитет СССР. Крупное сражение на Курской дуге явилось для  немецкой армии началом стремительного конца.  Сокрушительный разгром гитлеровских войск на  Курской дуге завершил коренной перелом в ходе войны.  В итоге битвы под Курском Красная армия заставила  окончательно перейти немцев к стратегической обороне  и прочно захватила стратегическую инициативу.  Поражение под Курском подорвало моральный дух  7 немецко­фашистской армии, обострило кризис внутри  гитлеровского блока. Вскоре после победы на Курской  дуге из войны вышла Италия. В то же время укрепился  авторитет Советского Союза как главной силы  антигитлеровской коалиции.  За проявленные отвагу и героизм в битве под Курском  более 100 тысяч солдат, офицеров и генералов Красной  Армии были награждены орденами и медалями, 180  особо отличившихся воинов удостоились звания Героя  Советского Союза.    V Домашнее задание  & 55, ответы на вопросы. Записывают домашнее  задание 8

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)

Конспект урока "Коренной перелом в Великой Отечественной войне" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018