С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…»
1. Организационный момент
2. Актуализация.
- Ребята, вы согласны со словами , что:
« Книга- это волшебница. Книга преобразила мир». ( Морозов Н. А.)
- Вы согласны с этим высказыванием?
- Сегодня окунемся в этот волшебный мир книг.
3. Сообщение темы урока.
- Фамилию автора, с произведениями которого мы окунемся в волшебный мир книги, я зашифровала в стихотворных строках. Попробуйте узнать его.
-Послушайте стихотворение и подумайте, кто автор этих строк.
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осиный свет,
Что-то есть в нем
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты...
- Услышали ли вы эту фамилию?
-Я предлагаю вам задание определить главные темы стихов С. Есенина.
- У вас на партах четверостишия. Прочтите и определите, какая тема объединяет эти четверостишия.
- Прочитайте понравившееся.
1 ряд- тема Родины.
О Родине
«Тема Родины, России,- подчеркивал Есенин неоднократно,- основная во всех моих стихах…»
2 ряд- тема люди.
- Человек пот его мнению – дивное творение природы.
«Я ДУМАЮ, КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК» ( С.Есенин)
- Поэтому не случайно С. А. Есенина называют знатоком русской души.
3 ряд- природа.
-Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная
Красота.
«Душа моя - поле безбрежное…»(С. Есенин)
- Кому понравились эти строки можете сходить в библиотеку и взять полный текст стихов.
3.Ознакомление со стихотворением С. Есенина
-Сегодня мы продолжим знакомство с чудесным, неповторимым миром поэзии Есенина с одним из его стихотворений, а чему оно будет посвящено определите сами:
1. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.
2. Она открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».
3. Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением этого дерева. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются …«черёмуховые».
-Название этого стихотворения «Сыплет черемуха снегом..»
-Вы ничему не удивились
- Вот оно, начало волшебства.
- Давайте же познакомимся со стихотворением и определим в чем особенность творчество поэта.
- Возьмите листы, вы сейчас услышите стихотворение. Проследите за текстом, а потом поделитесь своими впечатлениями.
(Звучит стихотворение «Сыплет черемуха…»)
Сыплет
черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
-Понравилось вам стихотворение?
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями.
- Читать стихотворение будем по - особенному, пропуская это стихотворение не только через ум, а через сердце , через душу.
- Я предлагаю создать музей проживания произведения. Экспонатами этого
музея будут образы, чувства, ароматы, настроения, которыми наполняет свое стихотворение поэт.
- В нашем музее будет 4 зала по количеству строф и 1 зал сюрпризный.
- Задание это групповое. В каждой группе нужно выбрать экскурсовода, который будет отчитываться за выполненные задания. Их в каждой группе 5.
- Первые 4 задания одинаковые для всех групп:
1.Прочитать внимательно текст.
2. Найти непонятные слова и объяснить их.
3. Выбрать экспонат своего музея.( образ)
4. Выбрать название экспоната.
5. Индивидуальное для каждой группы.
- Соблюдайте правила работы в группах. Музей временно закрыт, но через 5 минут он ждет своих посетителей. На работу -5 мин.
Физминутка:
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
- Проследим , как поэт наполняет стихотворение звуками, образами,ароматами.
1 группа
ИнсИ Инструкция по созданию музейного экспоната: 1. Прочитайте внимательно четверостишие. 2. Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3. Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: . 1. Любование приходом весны. 2.Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5.Чем является снег в стихотворении? Проиллюстрируй слова поэта.
|
-Как называется этот прием
2 группа
Инст Инструкция по созданию музейного экспоната: 1.Прочитайте внимательно четверостишие. 2.Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3.Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: . 1. Любование приходом весны. 2. Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5. Продолжи фразы: - Я увидел… - Я почувствовал… |
- Замените синонимом слово «никнут».
(Тлант помогает поэту найти из тысячи хранимых в его памяти слов одно, единственно верное, наиболее ярко передающее мысли и чувства поэта.)
- В творческом мире Есенина люди, растения, животные, стихии дети матери –природы. Обращаясь к ним он подчеркивает эту связь.
- Как понимаете слово «одурманен»?
( - Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной. Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни, полон надежд и мечтаний.)
3 группа
Инструкция по созданию музейного экспоната : 1.Прочитайте внимательно четверостишие. 2.Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3.Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: . 1. Любование приходом весны. 2.Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5. С кем автор сравнивает весну 6. Придумайте свои ассоциации к слову – весна. |
-Что имеет ввиду автор «радугой тайные вести»
- Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Человек оказывается под властью её очарования.
4группа
ИнсИ Инструкция по созданию музейного экспоната: 1. Прочитайте внимательно четверостишие. 2. Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3. Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: 1. Любование приходом весны. 2. Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе.
5.Выберите краски, которыми можно раскрасить картину.
|
- Закройте глаза. Произошло чудо – вы оживили картину.
- Перечитайте первые строки . Одинаково звучат с первыми строками стихотворения.
- Почему
- Как понимаете последние строки ( Эта пена- краски весны, которыми автор хочет раскрасить все вокруг).
- Какова главная
мысль стихотворения
(Весна- это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо. Природа вечна, прекрасна и удивительна - именно это подчёркивает в своём стихотворении )
5 группа
1 . Прочитайте стихотворение.
2. Найдите слово, которое подсказывает с какой интонацией нужно читать стихотворение.
3. Выберите музыкальный фон. Почему именно эта мелодия подходит.
Выразительное чтение
«Знаки препинания – ноты при чтении» (А.П.Чехов).
( Работа в парах - подготовка к выразительному чтению)
-Готовы ли вы прочитать стихотворение выразительно?
- Попробуем соединить образы, музыку, выразительное чтение
( М Е Д И О – С О Ч И Н Е Н И Е)
- Так в чем же волшебство поэзии С. Есенина.
- Оставим отзыв от посещения музея.
(Отзыв: это стихотворение создает радостное, восторженное настроение. Это стихотворение - любование лирического героя приходом весны Поэт ждет встречи с невестой, предвкушает ее.)
|
Стихотворение… |
|
|
|
|
Отзыв:
4.Итог
- Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение жизни откроете томик со стихами С.Есенина.
- Я благодарю вас за работу, А в бальной оценке-«5» экскурсоводам, чтецу.
5. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение стихотворения, составить отзыв.
- Желающим выучить стихотворение наизусть.
6. Рефлексия.
- Я попрошу выбрать букву алфавита и передать свое отношение к уроку.
Зы́бистый (бег) — отдельные участки территорий с мнимо-устойчивой поверхностью.
Одурманить - в данном случае околдован, очарован.
Никнуть- склоняться, пригибаться, опускаться.
Побег – часть растения , состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками.
Дубравы - лиственный лес с преобладанием дуба.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.