Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.
Оценка 4.6

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
4 кл
26.02.2017
Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.
Данный урок помогает в формировании у детей отношения к семье, как к ценности: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких, способствует укреплению авторитета семьи; способствует возникновению у детей интереса к истории семьи и истории государства; воспитывает толерантность, уважительное отношение друг к другу, умение общаться в коллективе;Данная презентация помогает в формировании у детей отношения к семье, как к ценности: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких и т.п., способствует укреплению авторитета семьи; способствует возникновению у детей интереса к истории семьи и истории государства; воспитывает толерантность, уважительное отношение друг к другу, умение общаться в коллективе;
Конспект урока ОРСЭИ «Семья».doc
Модуль Урок № 19 Автор Основы светской этики На тему: «Семья» Халитова И.Н., учитель начальных классов, высшей  квалификационной категории,  МОБУ «СОШ №48  г.Оренбурга. Конспект урока ОРСЭИ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.    Цель: формирование у детей отношения к семье, как к ценности. Задачи:  ­ способствовать укреплению авторитета семьи; ­ формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, ­ уважение старших, послушание, забота о близких и т.п.; ­ способствовать возникновению у детей интереса к истории семьи и истории   государства; ­ воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение  общаться в коллективе; ­ способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности  учащихся; ­ способствовать расширению словарного запаса учащихся. Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный  проектор, акустическая система (колонки), экран. Оборудование: 1.     Презентация  к  уроку; 2.     ТСО, ИКТ 3.     Рисунки детей на тему «Моя семья» 4.     Семейные фотографии 5.     Мини­сочинения учащихся и родителей 6.     Пословицы и поговорки; 7.     Анкета на каждого ребёнка (Приложение 2), 8.     Лист с генеалогическим деревом на каждого ребёнка (Приложение 3). Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point  (Приложение 1), со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows  Media. Использование ИКТ делает занятие наиболее информативным, зрелищным и  динамичным. Способствует повышению эффективности процесса обучения и  воспитания, позволяет учителю вовлечь в работу детей с разными каналами восприятия (аудиалов, визуалов и кинестетов). Форма компьютерной  презентации позволяет удерживать внимание учеников начальных классов на  протяжении всего занятия.  Использование на уроке фрагментов мультипликационных фильмов позволяет устранить психологический барьер перед восприятием сложного материала,  повысить интерес к теме, помогает детям решить проблемные вопросы. Ход урока:   I. Введение:        1.Сейчас внимательно послушайте песню и как можно точнее определите тему урока.  Перед началом звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Под крышей  дома          твоего». 2.Группа уч­ся исполняют песню «Родительский дом». I. Где бы ни были мы, но по­прежнему   Неизменно уверены в том,   Что нас примет с любовью и нежностью   Наша пристань ­ родительский дом. Припев:               Родительский дом – начало начал,               Ты в жизни моей надежный причал.               Родительский дом, пускай много лет               Горит в твоих окнах добрый свет. II. И пускай наше детство не кончится      Хоть мы взрослыми стали людьми,      Потому что родителям хочется,      Чтобы мы оставались детьми. Припев: III. Поклонись до земли моей матери        И отцу до земли поклонись.        Мы с тобою в долгу неоплаченном        Свято помни об этом всю жизнь. 2.    Сообщение темы  цели урока:      ­ Пожалуйста, ваши версии?      ­ Совершенно верно!  Моя семья. Тема урока: «Семья»  Сегодня мы с вами, ребята,  поговорим о самом важном в жизни каждого человека ­ семье. Семья­это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие   люди,   которые   сплочены   чувствами,   интересами,   отношением   к жизни. Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и   дети,   очень   часто   страдают?   Почему   ребенок,   имеющий   абсолютно   все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым;   чтобы   его   успехам   радовались   и   в   первую   очередь,  родные люди;   чтобы   он   мог   развиваться   и   реализовать   свои   возможности;   чтобы благодаря   всему   перечисленному   он   научился   уважать   себя.   В   первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом­это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается   токами   самых   высоких   человеческих   побуждений:   стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому   сила   любви   к   своему   Дому   особым   светом   освещает   подлинно счастливое детство.    3. Этапы изучения нового материала   ­ Как появилось слово «семья»? (Чтение стихотворения учеником) 1. Так что же такое семья? Когда­то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе 7 вопросов задам: кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я». «Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос мой, подруга моя...» «Я, я, я», ­ Ева молвила: «Я». Сказала она знаменитых семь «Я», И так на земле появилась семья». 2. Как вы понимаете, что такое – семья?  Предполагаемые ответы учащихся:  «Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую  минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!» «Семья – это «золотое», то без чего жить нельзя». «Семья – это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все  понимают руг друга». «Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе.  Которые, не смотря не на что помогут, успокоят». «Семья – это очень близкие любимые люди, самые родные, самые­самые  для каждого человека. Кроме твоих родителей ты никому не нужен на  Земле». 3.Обратимся к словарю Ожигова. Семья –группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с  детьми)  Семья – это связь поколений. 4.  Провека дмашнего задания. Чтение детских мини­сочинений и их анализ  1)«Что такое семья?» ­ мнения учащихся в мини­сочинениях . Ребята,   как   вы   писали   в   своих   сочинениях,   семья­это   те,   кто   дорог   вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает,   приголубит,   поймет   и   утешит?   Конечно   же   ваши   родные   и близкие вам люди­ это ваша семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях, замечательные семьи, есть «родительский дом­   начало   всех   начал».   Но   все   семьи   разные,   разнятся   они   своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? а) Вот как написали ребята в своих сочинениях о своем свободном  времени в семье.  Дети читают свои сочинения. Саша М.: «Летом мы ездим в отпуск к бабушке на Украину. Там очень тепло, растут яблоки,   груши,   сливы   и   другие   фрукты.   Я   помогаю   бабушке   и   дедушке ухаживать за их хозяйством. После этого мы ходим с дедушкой на рыбалку. А еще мы ездим на море в Одессу». Паша Г.: «В нашей семье всегда взаимопонимание. В выходные и в праздничные дни мы часто   выходим   на   природу.   Там   мы   жарим   шашлыки   и   печем   картошку. Иногда мы с папой ходим на рыбалку. Зимними, холодными вечерами мы тоже не скучаем, играем в шахматы, шашки, собираем пазлы.» Вова К.: «Мы очень любим путешествовать и отдыхать в разных городах и странах. Я был с семьей в Иркутске, Баку, Ростове, Канске, Москве, Новосибирске и в Китае ­ в Пекине, откуда привез очень много красивых сувениров» б)  «Кем   я   могу   гордиться   в   моей   семье?»  ­   выступления   учащихся   с отрывками из своих мини­сочинений. Одной из традиций было также то, что люди гордились своими  знаменитыми предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских)  гордятся своим великим предком А.С. Пушкиным.  И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а  были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими  мыслями. 1.Юля Ф. (прадедушка)     «Я могу гордиться многими в нашей семье. Но особенно я горжусь моими  прадедушкой, бабушкой и братом. Мой дедушка Василий был на войне. Он  уничтожил много врагов и героически пал в бою. Прадедушка был награжден  медалью «За храбрость», которая храниться в музее. Я уже с 6 лет поняла,  какую он принес пользу Родине». 2.Наташа С. (папа)     «Я очень горжусь нашей семьей. Особенно папой! Несмотря на то, что мы  все вредные  и непослушные, он умеет держать нас в руках. Хотя у нас очень  большая семья: три  брата, две сестры и самый любимый член семьи собака  Цой, мы все живем дружно и  весело». 3.Саша Е.: (о маме)      «Я, как и многие, из своей семьи больше всех люблю свою маму. Я с ней  делюсь своими секретами, тайнами. Она меня всегда поддерживает во всем. Я знаю ее любимый город, даже любимые конфеты. С мамой мы бываем во  многих городах. Когда мы вместе идем прогуляться, можем прокатиться с  горки, поесть мороженного. Она у меня самая лучшая мама на свете». в) Мини­сочинения о кулинарных традициях в семье.         Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким­ либо кушаньем.  Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод ­ клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков ­ пиво, квас. Все течет, все меняются вкусы людей, и другие   блюда   появляются   на   наших   столах,   ставятся   традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду. а) Саша Ц.:          «По   традиции   мы   каждую   субботу   лепим   вареники,   почти   всегда   с картофелем. В лепке вареников принимает участие вся семья: мама, папа, я и младшая сестра. Я очень люблю печь, поэтому в воскресенье я стряпаю всем известный медовый торт». б) Саша Д.:      «А мы по традиции каждое воскресенье готовим салат «оливье». В нашей семье этот салат любят. Лучше всех готовит мама. Недавно мама еще одно блюдо внесла в нашу семью. Это печенье «Розочки».  г)  Мини­ сочинения о семейных праздниках.     К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье? Рассказы уч­ся.    а)Юля Г.: «Мы всегда встречаем Новый год вместе. Самое мое любимое  занятие­ это ходить с папой в лес за елкой. Потом мы с папой наряжаем ее, а  мама готовит праздничный ужин, состоящий из любимых блюд всех членов семьи. Потом я помогаю маме печь торты и  делать, разные салаты. Потом мы  украшаем стол. Под бой курантов мы загадываем желания и обмениваемся подарками, и от этого на душе становится тепло и радостно,  как будто попадаешь в какую­ то сказку, где все хорошо и прекрасно».      б)Антон Г.  «Мне особенно нравится День рождения и Новый год. В эти праздники   вся   семья   собирается   дома   за   столом,   приходят   гости.   Мы придумываем   конкурсы,   поздравления   и   проводим   их.   Праздники   нужны людям, на празднике человек отдыхает, веселится, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем сплоченнее, добрее и дружнее становится». д) Мини­сочинения родителей о своих детях. Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших   сочинениях   о   вас   написали   следующее,   и,   может   быть,   вы отгадаете, о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас и плохое, и хорошее.   Послушаем несколько из них. А вы постарайтесь отгадать о ком идет речь.        «Моя дочь целеустремленная, если она захочет, то добьется всего, чего захочет. Порой загорится какой ­ то идеей или делом, сделает и так же быстро остывает. Но, что положительного и чем горжусь я, то это тем, что дело доводит   до   конца.   Потом   берется   за   другое   дело,   причем   абсолютно противоположное  предыдущему. Но  думаю,  что, чуть  повзрослев,  она  все­ таки определится с одним делом».        «Мой сын не всегда внимательный, ему приходится говорить по 10 раз, забывает переодеваться после школы и не любит убирать за кошкой Виской, но зато он помогает по дому, выносит мусор, любит убирать, часто  ходит бабушке в аптеку за лекарствами, сам встает утром и готовит себе и папе завтрак. Помогает на даче, в основном сажает и копает картошку».    «Моя дочь хоть и ведет себя не так, как мне бы хотелось, но зато она мне всегда   посоветует,   что­то   поможет   мне,   когда   я   себя   чувствую,   она   моя маленькая подушечка, мне с ней легко и тепло и она иногда удивляет меня своими   шедеврами   в   выпечке.   Мне   это   очень   приятно.   Спасибо   тебе   моя дорогая синичка за то, что ты есть у меня!»      « Мой сын упрямый, настойчивый, если перед ним есть цель, которая его интересует.   Может   лениться,   но   помогает   делать   домашнюю   работу, особенно, если нужно что­то прокрутить на мясорубке. Помогает мне лепить вареники.   Убирает   в   квартире,   но   без   удовольствия.   А   вообще­то   он ласковый».   ­ Молодцы, удачные у вас получились сочинения. 5. Физинутка  (Всеселая музыкальная зарядка) 6.   Как вы понимаете выражение «Почитай родителей»  Почитать родителей – значит: в детстве их слушать, в молодости – с  ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. 7. Изучение новой темы с использованием презентации. ­ Знаете ли вы какие­либо интересные семьи? ­ Хотите познакомимся с некоторыми из них. 1.Учитель рассказывает, чем интересна каждая семья. Показ презентации. 1)­ Пётр и Феврония Муромские. Муромские Петр и Феврония ­ православные покровители семьи и брака, чей  супружеский союз считается образцом христианского брака. Святой  благоверный князь Петр и святая благоверная княгиня Феврония, Муромские  чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя  Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За  несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не  мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может  исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни  Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.  Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие,  мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая  Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли  любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь  княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой  Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного  города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре  город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся  вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и  милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв  перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.  Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в  брак. 2) ­ Семья императора Александра II. Его прозвали в народе  Освободителем. Алекс ндр II Никол евич освободитель — император  всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из  династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года  императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны. 3) ­ Семья последнего российского императора Николая II причислена к  лику святых.  Царь Николай II Александрович  — Император Всероссийский, отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился  вместе с семьей под домашним арестом в царском сельском дворце. Летом  1917 года, по решению Временного правительства, был вместе с семьей  аа аа отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками  в Екатеринбург, где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с семьёй и  приближенными. 4) Семья великого русского писателя и мыслителя, создателя школы для  бедных детей, Л.Н.Толстого. 5) Семья мецената, гражданина г. Иванова, Д.Г.Бурылина. 6) Семья известного детского писателя, автора гимна России,  С.В.Михалкова. 7) Телевизионная многодетная семья Васнецовых. 8) Семья Шишкиных, в которой 20 собственных детей. 9) Семьи близнецов Григоращуков. 10) Семьи бывшего и действующего президента России.    В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по  социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении  нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Одним из главных  инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева — Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как  символа праздника. ­С какими интересными семьями вы познакомились? (Ответы детей)   Дети смотрят на экран, рассматривают фотографии, слушают комментарии  учителя, отвечают на поставленные вопросы.  2. Учитель знакомит детей с главными героями занятия ­ семьёй дяди Фёдора, созданной Э.Успенским. 3. ­Вспомним сюжет мультфильма про дядю Фёдора. Не всегда семья была  такой дружной, случались и конфликты. Почему они возникали?       Вспоминают сюжет мультфильма. По иллюстрациям вспоминают,  почему возник тот или иной конфликт. Учитель даёт задание для  групповой работы: 4.Работа в группах. Каждая группа обсуждает свою ситуацию.  ­Найти выход из создавшейся ситуации. Слушает ответы детей. Делает вывод о том, что проблемные ситуации в семье можно разрешить. Предлагают пути решения конфликта. 5. Предлагает вопрос для "Мозгового штурма" для каждой групы:    ­Чем крепка семья?   ­Какими качествами должна обладать члены семь, чтобы семья была  крепкой?  (Помощь друг другу,терпение,  верность,любовь,взаимопонимание,уважение, достаток) Дети высказывают своё мнение по вопросу. Проверка ответов на слайде.  Сопоставляют свои ответы, дополняют свои знания. 6. Работа с анктой: Оцените, есть ли эти качества у вашей семьи.  Настрой учащихся на работу. Заполните анкету (Приложение 2).  Поставьте напротив каждого качества  слова "да" или "нет". Заполняют анкету. Выясняют, крепкая ли у них семья. 7. Прочитайте диалог между дядей Фёдором и Матроскиным. ­Что такое фамилия? (Гиперссылка на словарик) ­Как появилась фамилия Матроскин? Читают, отвечают на поставленный  вопрос, делают вывод о том, как образовалась фамилия. 8. Беседа о том, как появляются фамилии. Дети слушают, смотрят, отвечают на вопросы учителя. Учитель даёт  задание для работы в группах: Выяснить, как образовались фамилии детей из вашей группы.Обсуждают.  Сталкиваются с проблемой: в группах есть такие фамилии,  происхождение которых трудно объяснить. С помощью книги "Первое наследство" учитель объясняет происхождение фамилий. Слушают, запоминают. ­Придумайте фамилию для своей группы. Напишите её на табличке. Придумывают фамилию, оформляют табличку. 9­Прочитайте вопрос со слайда. Почему мама так удивилась? Кого мы  называем родственниками? (Гиперссылка на словарик) Внимание на экран.  Читают, высказывают своё мнение. 10­12. Рассказ учителя с опорой на знания детей. Слушают, помогают  заполнить схемы родственных связей, вспоминают, как кого в семье называют. ­Распределите роли в своей группе. Кто каким членом семьи будет.  Распределяют роли. Интерактивная игра "Родственники" Учитель объясняет условия игры. Дети встают лицом в круг. В кругу стоит водящий. Он называет любого  родственника, в это время, дети, выполняющие эту роль в группе должны  поменяться местами. Водящий стремится занять освободившееся место. Если  ему это удаётся, то водящим становится тот, кому не хватило места. Дети  слушают условия игры, а затем выполняют их. 13. Прочитайте вопрос дяди Фёдора. ­Кто знает, что такое родословная? Определение понятия, гиперссылка на  словарик.  Внимание на экран. Ответы детей. 14. Рассказ учителя. Слушают, запоминают принцип построения  родословной. 15. ­Дядя Фёдор сделал для себя схему­опору "Как составить родовое дерево  семьи" Рассмотрите её. Попробуйте дома вместе с родителями составить  свою родословную, подставляя в рисунок имена, отчества и фамилии своих  родных. Учитель выдаёт листы для составления генеалогического дерева  семьи (Приложение 3). Внимание на экран. а) Наш класс ­ тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится   к   каждому   из   вас.   И   если   что­то   у   нас   не   получается,   не складывается,   то   страдает   весь   класс.   Если   мы   где­то   проявляем   себя   с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них ­ это чаепитие. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева ­ это наши гости, мы их приглашаем и угощаем.  16.Работа с выставкой рисунков и с семейными фотографиями. ­ Своё тепло  к родной семье  вы передали  и в своих рисунках.  ­ Как   же сберечь тепло  в родном доме, как сделать его по­ настоящему теплым, уютным, привлекательным? ­   Что   от   вас   лично   зависит,   как   сберечь   тепло   родного   очага?  (Надо проявлять   заботу  о  других,  уважать  старших,   помогать  по  хозяйству, делать приятные сюрпризы.) 17. ­Шарик приготовил вам сюрприз ­ альбом с вашими фотографиями. Просмотр видеофильма. 18.Итог занятия. Собрать слова в пословицу. Семья сильна, когда над  ней крыша одна. Когда нет семьи, так и нет дома. ­ Итак, что же надо делать и вам что бы семья была крепкая? ­ Надо  стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы  гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную,  глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо  вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной.  Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом. В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. 19. Домашнее задание: 1.  Попробуйте дома вместе с родителями составить свою родословную,  подставляя в рисунок имена, отчества и фамилии своих   родных.                 2.Ответиь на вопросы анкеты стр.учебника 101  Ресурсы: • Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,  1999  • Первое наследство, Иваново,1992  • М.Т.Студеникин « Основы светской этики»,Москва, Русское слово,  2012г.  • Успенский Э. « Дядя Фёдор, пёс и кот», М., 2005  • www.cwer.ru  • www.adventist.kz

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ «Семья» в 4 классе, по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» 4 класс.

Конспект урока ОРКСЭ  «Семья» в 4 классе, по учебнику  М.Т. Студеникина «Основы светской этики»  4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017