Конспект урока по литературе. Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
20.05.2017
На уроке выявляются способы юмористического повествования, те приемы, с помощью которых автор высмеивает такие пороки, как чинопочитание, лицемерие. Анализируя текст, шестиклассники находят конкретные юмористические приемы, такие, как неожиданность, несоответствие, гипербола и литота. Итогом такой аналитической работы является осмысление особенностей стиля А.П.Чехова.Урок выявления художественных особенностей рассказа Чехова "Толстый и тонкий".
Толстый и Тонкий.docx
Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования.
Чехов — «художник жизни»
Цель: Отметить мастерство Чехова в изображении жизни, способы юмористического
повествования.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
Прочитать выписанные дома глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила
(толстого) друг к другу: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал.
Особое внимание уделим абзацу: «Тонкий вдруг побледнел...» — в нем сосредоточены глаголы, которые
усиливают друг друга и общее впечатление. Побледнел, окаменел, (лицо) искривилось, посыпались (искры),
съежился, сгорбился, сузился, съежились, поморщились — эти глаголы ярко и рельефно описывают
происходящую с тонким метаморфозу.
II. «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования.
Понятие юмористической ситуации.
Юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.
Способы юмористического повествования:
1) неожиданность;
2) несоответствие;
3) гипербола, литота.
Беседа:
Найдите в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.
Неожиданность: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один
из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.
Несоответствие:
1. Речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачемто несколько раз повторяет, что его жена —
лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует
воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
2. Превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от
лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от «почтительной кислоты», когда мы говорим о
широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются
от удара лбом обо чтото, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по
точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.
Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез»,
«спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий
пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хихихи».
Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились,
поморщились...»
Выразительное чтение по ролям – итог аналитической работы с текстом.
III. А. П. Чехов — «художник жизни»
Чтение вслух статьи учебника «Л. Н. Толстой об А. П. Чехове»
Как вы поняли, в чем заключаются особенности стиля Чехова?
IV. Домашнее задание
Придумать короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные способы создания
юмористической ситуации: неожиданность, несоответствие и гипербола. В рассказе должны быть быстрое
начало и неожиданный финал.
Конспект урока по литературе. Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.