Конспект урока по литературе. Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»
Оценка 5

Конспект урока по литературе. Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
20.05.2017
Конспект урока по литературе. Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»
На уроке выявляются способы юмористического повествования, те приемы, с помощью которых автор высмеивает такие пороки, как чинопочитание, лицемерие. Анализируя текст, шестиклассники находят конкретные юмористические приемы, такие, как неожиданность, несоответствие, гипербола и литота. Итогом такой аналитической работы является осмысление особенностей стиля А.П.Чехова.Урок выявления художественных особенностей рассказа Чехова "Толстый и тонкий".
Толстый и Тонкий.docx
Тема:   А.П.Чехов   «Толстый   и   тонкий».   Способы   юмористического   повествования. Чехов — «художник жизни» Цель: Отметить мастерство Чехова в изображении жизни, способы юмористического повествования. Ход урока:       I. Проверка домашнего задания         Прочитать выписанные дома глаголы, которые характеризуют отношение Порфирия (тонкого) и Михаила (толстого) друг к другу: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал.        Особое внимание уделим абзацу: «Тонкий вдруг побледнел...» — в нем сосредоточены глаголы, которые усиливают друг друга и общее впечатление. Побледнел, окаменел, (лицо) искривилось, посыпались (искры), съежился,   сгорбился,   сузился,   съежились,   поморщились   —   эти   глаголы   ярко   и   рельефно   описывают происходящую с тонким метаморфозу.        II. «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Понятие юмористической ситуации.        Юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.  Способы юмористического повествования:        1) неожиданность;        2) несоответствие;        3) гипербола, литота.       Беседа:  Найдите в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.        Неожиданность: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.        Несоответствие:  1. Речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем­то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.  2.  Превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица   и   глаз   его   посыпались   искры».   Лицо   кривится   от   «почтительной   кислоты»,   когда   мы   говорим   о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что­то, и это бывает больно.  Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.              Гиперболы:  «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи­хи­хи».                Литота:  «Сам   он   съежился,   сгорбился,   сузился...   Его   чемоданы,   узлы   и   картонки   съежились, поморщились...»       Выразительное чтение по ролям – итог аналитической работы с текстом.       III. А. П. Чехов — «художник жизни»         Чтение вслух статьи учебника «Л. Н. Толстой об А. П. Чехове»   Как вы поняли, в чем заключаются особенности стиля Чехова?       IV. Домашнее задание  Придумать короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные способы создания юмористической ситуации: неожиданность, несоответствие и гипербола. В рассказе должны быть быстрое начало и неожиданный финал.

Конспект урока по литературе. Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»

Конспект урока по литературе. Тема: А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Способы юмористического повествования. Чехов — «художник жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2017