Конспект урока по литературному чтению на тему "Лирическое произведение К. Бальмонт «Поспевает брусника…»"

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Что является общей функцией урока? Что представляет собой цель урока? Что представляют собой задачи урока?
Иконка файла материала Конспект 2.docx
Тема урока: Лирическое произведение К. Бальмонт «Поспевает брусника…» Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: учить видеть красоту поэзии, находить и объяснять словосочетания, эпитеты, метафоры.  Технологическая карта Предметные  Создать условия для знакомства учащихся с автором, содержанием стихотворения, с  образными выражениями, используемыми  для изображения картин природы. Планируемые результаты: Метапредметные  Развивать умение анализировать  произведение с целью определения  эмоционального настроения, выявления и  исследования с помощью учителя в  стихотворении образных выражений и  дальнейшего их использования в речи.  Содействовать развитию умения находить главную мысль автора, выражать свои  чувства по отношению к прочитанному. Личностные  Способствовать формированию  умения работать в группе, оценивать  свою работу и работу одноклассников. Этап урока I. Организационные момент. II. Сообщение темы урока.  Деятельность учителя Деятельность учащихся – Прозвенел звонок. Начинается урок.  Тихо девочки за парту сели. Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. – Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в чудесный   мир   русской   поэзии.   Чтобы узнать,   о   чем   пойдет   речь   на   уроке, отгадайте мою загадку:  Утром мы во двор идем –  Листья сыплются дождем,III. Первичное восприятие произведения.          прочтения Под ногами шелестят И летят, летят, летят… – Какое это время года? –   Молодец!   Сегодня   мы   познакомимся   с лирическим   произведением   Константина Дмитриевича   Бальмонта   «Поспевает брусника…».   Знаем   какое   настроение   у поэта   и   какое   настроение   вызвало   у   вас после лирического произведения.  –   Сейчас   посмотрите   внимательно   на доску.   Мы   узнаем   некоторые   факты   из биографии поэта.  (На   экране   появляется   презентация   с биографией поэта. Учитель читает весь, предоставленный на презентации, текст) (Звучит   музыка   П.И.   Чайковского «Осень», читает учитель стихотворение). –   Какие   чувства   у   вас   вызвало   это стихотворение? –   А   как   вы   думаете,   какие   чувства испытывает поэт в этом стихотворении? –   Созвучно   ли   настроения   природы   и человека в этом стихотворении? –   Какие   чувства   испытывает   лирический герой? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с   вами   узнаем   кто   же   такое   лирический герой. Посмотрите на экран.  (на   экране   появляется   определение лирического   героя,   учитель   читает определение).  – Осень – Тоску, грусть, печаль. – Грустное, печальное, тоскливое. –   Да,   человеку   грустно,   потому   что наступает осень, становится холоднее, идут дожди   и   природе   тоже   грустно,   птицы улетают, в цветах нет прежнего аромата.IV. Работа с лирическим произведением. –   Какие   чувства   у   нас   испытывает лирический   герой   в   этом   стихотворении? Посмотрите,   у   нас   стихотворение   такое печальное, грустное. Какие чувства? – Сегодня мы с вами будем учиться читать выразительно это стихотворение. Откройте учебники   на   странице   69.   Прочитайте внимательно   первые   четыре   строчки   про себя.  – Прочитали? Что испытывает лирический герой в самом начале стихотворения? – А почему ему холодно? –   Как   передать   эти   чувства?   Давайте прочитаем с нужной интонацией. –   А   теперь   давайте   прочитаем   вторые четыре строчки про себя. –   Какие   чувства   испытывает   лирический герой в этих четырех строчках? – А теперь давайте прочитаем эти четыре строчки с нужной интонацией. –  Почему  птицы  улетают   прочь,  за  синие море? – А что значит  улететь прочь? Кто знает значение   этого   слова?   Может   быть   кто­ нибудь   слышал?   Давайте   посмотрим,   что значит прочь. (на   экране   появляются   слова   и   их значение). –   Какие   глаголы   использует   поэт,   чтобы передать приход осени? – Подберите синонимы к слову блистать. –   Давайте   с   вами   посмотрим,   какие   еще –   Лирический   герой   переживает   за природу, ему тоскливо и грустно. – Природа грустная и он грустный. – Ему грустно и холодно. – Осенью холодно же. Ученик читает –   Ему   тоскливо,   потому   что   птицы улетают. Ученик читает. –   Туда   они   улетают   в   теплые   края, перезимовать.синонимы   можно   подобрать   к   слову блистать.  (на экране появляются синонимы) – Как вы понимаете эти строчки:  Все деревья блистают В разноцветном уборе?  –   Сейчас   мы   к   этому   придем.   Никто   не знает, что такое убор? – Правильно.  (на   экране   появляется   значение   слова убор. Учитель читает) –   Давайте   прочитаем   первые   и   вторые строчки с той интонацией, которая была у лирического героя. – Как вы думаете поэт говорит: «В сердце стало   грустнее»?   Найдите   слова, подтверждающие это? –   А   теперь   прочитаем   последние   четыре строчки про себя. –   Давайте   прочитаем   их   с   нужной интонацией.  – В стихотворение поэт использует такое средство художественной выразительности, при   котором   неодушевленные   предметы говорят, думают, чувствуют, как человек. Найди   в   последних   четырех   строчках подтверждение этому. – Правильно. Это художественное средство выразительности называется олицетворение.   Давайте   посмотрим   на   – Улетают, блистают.  – Сиять, сверкать. –   Это   значит,   что   листья   поменяли   цвет. Стали   красными,   желтыми.   Поэтому   они блистают.  – Что такое в уборе? – Может это наряд. – Я думаю, что это что­то из одежды, а у деревьев это листики. Ученик читает.что   же   такое экран   и   узнаем, олицетворение. (на экране появляется определение) –   Давайте   найдем   в   последних   двух строчках   стихотворения   подтверждение этому. –   А   ком   можно   сказать   проснется   и заплачет? –   А   о   ком   нам   хотел   сказать   поэт?   Кто проснется и заплачет?  – Давайте прочитаем все стихотворение с нужной интонацией.  – У нас здесь выделено слово благовонье. Кто знает, что такое благовонье? – Благовонье – это запах, приятный аромат. А как вы понимаете слова автора: «Нет в цветах благовонья»? Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели, Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. – Сейчас мы с вами познакомимся с двумя картинами   русских   художников   В.Д. Поленова «Золотая осень» и И.И. Левитана «Поздняя осень» (на экране появляется первая картина и – Стали дни холоднее. – Солнце смеется. – Осень проснется и осень заплачет. – О ребенке. – Может быть дождь. Ученик читает стихотворение. – Это запах. – Они не пахнут.  – Здесь настроение веселее. – Настроение разное, а птиц нет. Ответы детей V. Физкультминутка. VI. Работа с картинами В.Д. Поленова  «Золотая осень» и И.И. Левитана  «Поздняя осень».портер художника) –   Первая   картина   с   которой   мы познакомимся, эта картина В.Д. Поленова «Золотая осень». Она был написана в 1893 году. –   Посмотрите   внимательно   на   картину. Рассмотрите   пейзаж.   Соответствует   ли картина   тексту   стихотворения   К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…»? – Похожа ли картина и стихотворение по настроению?  –   Какие   строчки   из   стихотворения   могут описать эту картину? –   Какие   цвета   использует   художник   для передачи настроения? –   Можно   ли   сказать   по   картине,   что природа печальна? – Почему? –   Давайте   рассмотрим   картину   И.И. Левитана «Поздняя осень». Соответствует ли картина тексту стихотворения? – Похожа ли картина и стихотворение по настроению?  – Какие цвета использовал художник для написания картины? – Какое настроение у вас возникает, глядя на эту картину? – Почему? – Все деревья блистают В разноцветном уборе. – Желтый, серый, красный, зеленый. – Нет. – Картина нарисована в ярких красках, нет темных цветов. – Оно не смеется, нет солнца, холодно. – Деревья не блистают. – Да. Грустно, небо серое, птиц нет. – Темные, темно­оранжевые. – Грустное, хмурое, печальное. – Цвета темные, небо все в тучах. –   Золотая   осень  яркая,   солнышко   светит. Поздняя   осень   не   осень,   это   уже наступление зимы, цвета такие темные.VII. Итог урока. VIII. Домашнее задание. –   Давайте   сравним   две   картины.   Какие средства   живописи   помогают   создать настроение? Какие цвета? – С каким лирическим произведением мы сегодня познакомились? – Кто автор этого стихотворения? –   С   каким   средством   художественной выразительности   мы   с   вами   сегодня познакомились? –   Картины,   каких   известных   художников мы рассматривали?  – Выучить стихотворение. Подготовиться к фотовыставке «Осенний пейзаж». – «Поспевает брусника…» – Константин Дмитриевич Бальмонт. – Олицетворение. – И.И. Левитана, В.Д. Поленова.