Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Что является общей функцией урока? Что представляет собой цель урока? Что представляют собой задачи урока?
Тема урока: Лирическое произведение К. Бальмонт «Поспевает брусника…»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: учить видеть красоту поэзии, находить и объяснять словосочетания, эпитеты, метафоры.
Технологическая карта
Предметные
Создать условия для знакомства учащихся
с автором, содержанием стихотворения, с
образными выражениями, используемыми
для изображения картин природы.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Развивать умение анализировать
произведение с целью определения
эмоционального настроения, выявления и
исследования с помощью учителя в
стихотворении образных выражений и
дальнейшего их использования в речи.
Содействовать развитию умения находить
главную мысль автора, выражать свои
чувства по отношению к прочитанному.
Личностные
Способствовать формированию
умения работать в группе, оценивать
свою работу и работу одноклассников.
Этап урока
I.
Организационные момент.
II.
Сообщение темы урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
– Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели.
– Сегодня у нас с вами будет необычный
урок. Мы с вами совершим путешествие в
чудесный мир русской поэзии. Чтобы
узнать, о чем пойдет речь на уроке,
отгадайте мою загадку:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,III.
Первичное восприятие произведения.
прочтения
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
– Какое это время года?
– Молодец! Сегодня мы познакомимся с
лирическим произведением Константина
Дмитриевича Бальмонта «Поспевает
брусника…». Знаем какое настроение у
поэта и какое настроение вызвало у вас
после
лирического
произведения.
– Сейчас посмотрите внимательно на
доску. Мы узнаем некоторые факты из
биографии поэта.
(На экране появляется презентация с
биографией поэта. Учитель читает весь,
предоставленный на презентации, текст)
(Звучит музыка П.И.
Чайковского
«Осень»,
читает
учитель
стихотворение).
– Какие чувства у вас вызвало это
стихотворение?
– А как вы думаете, какие чувства
испытывает поэт в этом стихотворении?
– Созвучно ли настроения природы и
человека в этом стихотворении?
– Какие чувства испытывает лирический
герой? Чтобы ответить на этот вопрос, мы
с вами узнаем кто же такое лирический
герой. Посмотрите на экран.
(на экране появляется определение
лирического героя, учитель читает
определение).
– Осень
– Тоску, грусть, печаль.
– Грустное, печальное, тоскливое.
– Да, человеку грустно, потому что
наступает осень, становится холоднее, идут
дожди и природе тоже грустно, птицы
улетают, в цветах нет прежнего аромата.IV.
Работа с лирическим произведением.
– Какие чувства у нас испытывает
лирический герой в этом стихотворении?
Посмотрите, у нас стихотворение такое
печальное, грустное. Какие чувства?
– Сегодня мы с вами будем учиться читать
выразительно это стихотворение. Откройте
учебники на странице 69. Прочитайте
внимательно первые четыре строчки про
себя.
– Прочитали? Что испытывает лирический
герой в самом начале стихотворения?
– А почему ему холодно?
– Как передать эти чувства? Давайте
прочитаем с нужной интонацией.
– А теперь давайте прочитаем вторые
четыре строчки про себя.
– Какие чувства испытывает лирический
герой в этих четырех строчках?
– А теперь давайте прочитаем эти четыре
строчки с нужной интонацией.
– Почему птицы улетают прочь, за синие
море?
– А что значит улететь прочь? Кто знает
значение этого слова? Может быть кто
нибудь слышал? Давайте посмотрим, что
значит прочь.
(на экране появляются слова и их
значение).
– Какие глаголы использует поэт, чтобы
передать приход осени?
– Подберите синонимы к слову блистать.
– Давайте с вами посмотрим, какие еще
– Лирический герой переживает за
природу, ему тоскливо и грустно.
– Природа грустная и он грустный.
– Ему грустно и холодно.
– Осенью холодно же.
Ученик читает
– Ему тоскливо, потому что птицы
улетают.
Ученик читает.
– Туда они улетают в теплые края,
перезимовать.синонимы можно подобрать к слову
блистать.
(на экране появляются синонимы)
– Как вы понимаете эти строчки:
Все деревья блистают
В разноцветном уборе?
– Сейчас мы к этому придем. Никто не
знает, что такое убор?
– Правильно.
(на экране появляется значение слова
убор. Учитель читает)
– Давайте прочитаем первые и вторые
строчки с той интонацией, которая была у
лирического героя.
– Как вы думаете поэт говорит: «В сердце
стало грустнее»? Найдите слова,
подтверждающие это?
– А теперь прочитаем последние четыре
строчки про себя.
– Давайте прочитаем их с нужной
интонацией.
– В стихотворение поэт использует такое
средство художественной выразительности,
при котором неодушевленные предметы
говорят, думают, чувствуют, как человек.
Найди в последних четырех строчках
подтверждение этому.
– Правильно. Это художественное средство
выразительности
называется
олицетворение. Давайте посмотрим на
– Улетают, блистают.
– Сиять, сверкать.
– Это значит, что листья поменяли цвет.
Стали красными, желтыми. Поэтому они
блистают.
– Что такое в уборе?
– Может это наряд.
– Я думаю, что это чтото из одежды, а у
деревьев это листики.
Ученик читает.что же такое
экран и узнаем,
олицетворение.
(на экране появляется определение)
– Давайте найдем в последних двух
строчках стихотворения подтверждение
этому.
– А ком можно сказать проснется и
заплачет?
– А о ком нам хотел сказать поэт? Кто
проснется и заплачет?
– Давайте прочитаем все стихотворение с
нужной интонацией.
– У нас здесь выделено слово благовонье.
Кто знает, что такое благовонье?
– Благовонье – это запах, приятный аромат.
А как вы понимаете слова автора: «Нет в
цветах благовонья»?
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
– Сейчас мы с вами познакомимся с двумя
картинами русских художников В.Д.
Поленова «Золотая осень» и И.И. Левитана
«Поздняя осень»
(на экране появляется первая картина и
– Стали дни холоднее.
– Солнце смеется.
– Осень проснется и осень заплачет.
– О ребенке.
– Может быть дождь.
Ученик читает стихотворение.
– Это запах.
– Они не пахнут.
– Здесь настроение веселее.
– Настроение разное, а птиц нет.
Ответы детей
V.
Физкультминутка.
VI.
Работа с картинами В.Д. Поленова
«Золотая осень» и И.И. Левитана
«Поздняя осень».портер художника)
– Первая картина с которой мы
познакомимся, эта картина В.Д. Поленова
«Золотая осень». Она был написана в 1893
году.
– Посмотрите внимательно на картину.
Рассмотрите пейзаж. Соответствует ли
картина тексту стихотворения К.Д.
Бальмонта «Поспевает брусника…»?
– Похожа ли картина и стихотворение по
настроению?
– Какие строчки из стихотворения могут
описать эту картину?
– Какие цвета использует художник для
передачи настроения?
– Можно ли сказать по картине, что
природа печальна?
– Почему?
– Давайте рассмотрим картину И.И.
Левитана «Поздняя осень». Соответствует
ли картина тексту стихотворения?
– Похожа ли картина и стихотворение по
настроению?
– Какие цвета использовал художник для
написания картины?
– Какое настроение у вас возникает, глядя
на эту картину?
– Почему?
– Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
– Желтый, серый, красный, зеленый.
– Нет.
– Картина нарисована в ярких красках, нет
темных цветов.
– Оно не смеется, нет солнца, холодно.
– Деревья не блистают.
– Да. Грустно, небо серое, птиц нет.
– Темные, темнооранжевые.
– Грустное, хмурое, печальное.
– Цвета темные, небо все в тучах.
– Золотая осень яркая, солнышко светит.
Поздняя осень не осень, это уже
наступление зимы, цвета такие темные.VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
– Давайте сравним две картины. Какие
средства живописи помогают создать
настроение? Какие цвета?
– С каким лирическим произведением мы
сегодня познакомились?
– Кто автор этого стихотворения?
– С каким средством художественной
выразительности мы с вами сегодня
познакомились?
– Картины, каких известных художников
мы рассматривали?
– Выучить стихотворение. Подготовиться к
фотовыставке «Осенний пейзаж».
– «Поспевает брусника…»
– Константин Дмитриевич Бальмонт.
– Олицетворение.
– И.И. Левитана, В.Д. Поленова.