Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
15.11.2018
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)
Цели урока: ознакомить со стихами и рассказами об осени А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина,М.Пришвина и других русских поэтов и писателей; раскрыть прелесть и образность художе¬ственных описаний природы, давать словесные иллюстрации; раз¬вивать речь, воображение, образное мышление; воспитывать лю¬бовь к природе, учить видеть ее красоту.
Литературное чтение Осень.docx
Урок внеклассного чтения.                                     16.09.18 Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени . Цели урока: ознакомить со стихами и рассказами об осени А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А.  Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина,М.Пришвина и других русских поэтов и писателей; раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы, давать словесные иллюстрации; развивать речь,  воображение, образное мышление; воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту. Оборудование: детские рисунки об осени, портреты русских поэтов и писателей, аудиозаписи Вивальди  «Времена года. Осень», П.И. Чайковского «Осенняя песня»                                                       Ход урока 1.Организация класса. Осень чудная пора, Погулять зовет она. Соберу ­ ка я друзей, И отправимся скорей. 2.Мотивация — Прочитайте слоги. Составьте из них слова, соединяя «пазлы», подходящие друг другу  (Листопад, дожди, лужи, заморозки, урожай, осень.)( 3.Сообщение цели урока Какое слово здесь ключевое? (Осень.) ­О чем мы сегодня будем читать стихи? (Об осени, осенних изменениях в природе.)(слайд 4) На фоне музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» читаю стихотворение  В. Авдиенко «Осень»(  Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где­то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто­розовый, кленовый. 4.Работа над темой урока 1).Беседа. Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось теплое время,  закончились каникулы. Но об осени говорят и по­другому: золотая, багряная, кормилица! ­А вы любите осень? (Ответы детей.) Великие русские поэты часто обращались в своих стихах к данной теме. Читая эти стихи, можно  почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда... Давайте послушаем стихи, которые вы читали дома, попытаемся уловить настроение, которое хотел  передать поэт. 2).Чтение стихов детьми, анализ. (Сначала два разных по настроению стихотворения читают два подготовленных ученика). Осень  Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (С. Пушкин) ­ Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение? (Красная, желтая, темно­синяя.) ­  Какие выражения, сравнения помогли в этом? (Багрец, золото, мглой волнистою.) ­ Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, восхищение, радость, тоска.) — Почему такие разные чувства вызвало стихотворение? Какие слова, образы передают грусть, тоску?  (Унылая пора, увяданье, седой зимы у грозы.) — А восхищение, радость? («Очей очарованье», «прощальная краса».) — В стихотворении А.С. Пушкин использует олицетворение. Какому неживому явлению придаются,  приписываются человеческие черты? (Седая зима, в золото одетые леса).     Как вы понимаете  последнюю строчку? (Скоро станет холодно, выпадет снег, будут дутьхолодные ветры.) — Какое короткое, образное выражение «седой зимы угрозы», а сколько картин оно рисует! — Какую иллюстрацию из представленных рисунков вы выберете? «Подпишите» рисунок словами,  прочитайте строчки из стихотворения. (Дети выбирают рисунки и обосновывают свой ответ, подбирая  строчки из стихотворения). Нивы сжаты   Нивы сжаты, рощи голы,  От воды туман и сырость,  Колесом за сини горы  Солнце тихое скатилось  Дремлет взрытая дорога.   Ей сегодня примечталось,  Что совсем­совсем немного   Ждать зимы седой осталось, Ах, и сам я в чаще звонкой  Увидал вчера в тумане:  Рыжий месяц жеребенком    Запрягался в наши сани. (С. Есенин) — Какую картину представили вы, слушая это стихотворение? (Грустное, тоскливое.) — Нарисуйте словами, что вы представили. (Словесное рисование картин из стихотворения). — Какие краски вы использовали бы на уроке рисования, иллюстрируя стихи? (Серая, черная,  коричневая, темно­синяя.) — Назовите строчки, подтверждающие ваши слова. («От воды туман и сырость», «дремлет взрытая  дорога», «нивы сжаты».) Какое интересное сравнение передает поэт, чтобы показать время суток? («Колесом за сини горы солнце  тихое скатилось».) Найдите строчки, в которых используется прием олицетворения. («Дремлет... дорога», «ей...  примечталосъ», «зимы седой») ­Какую иллюстрацию вы выбрали бы к этому стихотворению?(слайд 9) 3). Чтение стихов детьми класса. Работа идет по плану:  Чтение стихов наизусть. Рассматривание портрета писателя. ( словесное рисование картин. Нахождение ярких эпитетов, олицетворений, сравнений, объяснение их смысла, подбор синонимов.) 4).Работа в группах  Подберите эпитеты­образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя,  дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.  Составьте пословицы: Осень велика,                   зима долга Осень идет,                       за собою дождь ведет Осень прикажет,               весна свое скажет Осень ­                          перемен восемь Осенний дождь мелко сеется,                   да долго тянется ­ Объясните значение одной из пословиц.  Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать  Осень добрая пришла, Нам подарки принесла. Яблоки и груши Очень любим кушать.  Прослушивание аудиозаписи «Времена года. Осень» Вивальди. ­Какие картины навеяла вам эта музыка?  ­Кого вы услышали, увидели? ­Какие строчки прочитанных сегодня стихов изображает музыка? ­Как меняется настроение в этом музыкальном произведении? Почему? (Осень бывает разная: золотая,  поздняя, дождливая.) ­ Есть такая пословица: «Осень — перемен восемь». Как вы понимаете ее смысл? (Погода осенью  постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя,  выпадает первый снег, а днем оттепель.) 5).Рассказы об осени ­Осень воспевали не только поэты,ей посвящали свои строки и писатели.Давайте прочитаем как описывает осеннее утро М.Пришвин.(чтение цепочкой) ­Какое осеннее утро помог тебе увидеть писатель? ­Как падают с деревьев осенние листья? ­Что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов? Физкультминутка( Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки ­ в стороны), Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают), И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо – влево), Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся). 4.Закрепление. Игра «Брейн­ринг» Давайте проверим, внимательны вы были на уроке, стихи каких авторов запомнили, каких поэтов,  написавших об осени, знаете. Задание будете выполнять в группах. Каждому ряду­группе присваивается свой цвет осеннего листочка — желтый, зеленый, красный. Команда, выполнившая задание, поднимает листочек. Если  даётправильный,  команда получает очко, если нет — слово передается другой команде. 1 вопрос —Соедините линией название стихотворения и поэта, который его написал. «Ласточки пропали...» К.Д. Бальмонт  «Осенняя радость»   А.С.Пушкин Ф.И.Тютчев «Листья»                                                        С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»   НА. Некрасов «Перед дождем»          А.Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало...»   А.А. Фет «Отдохну­ка, сяду у лесной опушки...»            2 вопрос  — Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках из стихотворении. Откройте их, вспомните  пропущенные строки, назовите автора. Есть в осени первоначальной Короткая, но ….. пора... (Дивная. Ф.И. Тютчев) …… осень клены, А ельник зелен и тернист; Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист. (Румянит. А.Н. Майков) Осень. Обсыпается высь наш ……. сад. Листья пожелтелые по ветру летят... (Бедный. А.К. Толстой) ….. солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (Редкий. А. С. Пушкин) Стаи птиц улетают  Прочь за синее море.'  Все деревья блистают….. уборе.(Разноцветном.К.Д.Бальмонт) С вечера все спится,  На дворе темно,  Лист ….        валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. (Сухой.АА. Фет) 3 вопрос  Н а листках, которые вам раздадут, выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов.  Назовите имя автора, которому принадлежат эти строки. «Весь день стоит как бы хрустальный» ( Ф.И. Тютчев) «Кисти ярко­красные вянущих рябин» (А. К. Толстой) «И отдаленные седой зимы угрозы» (А. С. Пушкин) «Скороосень проснется и заплачет  спросонья» (К.Д. Бальмонт) «Ночьюветер злится   Да стучит в окно» (А.А. Фет) Ель надломленная стонет, Тихо шепчет темный лес» (Н.А. Некрасов) 4 вопрос (слайд 20 ) О какой осенней поре вы услышали стихи? ( О начале осени, о поздней осени, о золотой осени — поре  листопада.) Перед вами названия стихов об осени. Распределите их в 2 группы — стихи о золотой осени и о поздней осени. И . Тютчев «Есть в осени первоначальной. . .» А. Некрасов «Перед дождем» К.Д. Бальмонт «Осенняя радость» Л. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» Л.Н. Майков «Пейзаж»  С.Л. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...» Л. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» К ,Д . Бальмонт «К зиме» 5.Подведение итогов I , Награждение команды­победителя. 2. Награждение лучших чтецов. 3. Беседа — Стихи каких поэтов вы сегодня слушали? —  Какое стихотворение понравилось больше всего, почему? — Какие приемы используют поэты для передачи настроения, осенних картин? (Сравнение, эпитеты,  олицетворения.) 6.   Домашнее задание На уроках чтения вы закончили читать стихи и рассказы об осени. В следующем разделе вы будете читать сказки и  рассказы русских писателей. К следующему уроку внеклассного чтения прочитайте сказки А.С.Пушкина,нарисуйте иллюстрацию к  понравившемуся отрывку. 7.Рефлексия.       Сегодня я узнал…. Теперь я умею….       Мне было интересно…       У меня вызвало трудности….

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018