Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
чтение
2 кл
14.04.2017
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ" Урок составлен по УМК "Школа России"
Цель: создание условий для развития критического мышления на основе знакомства с рассказом Е.И.Чарушина "Страшный рассказ".развивать навык выразительного чтения, прививать любовь к природе, бережно относиться к ней.
лит чтение.docx
МКОУ «Никольская СОШ» Солнцевского района Курской области
Конспект урока по
литературному
чтению
Тема: : Е.И.Чарушин
"Страшный рассказ"
Подготовила учитель начальных классов
Чекулаева Л.В.
Тема урока: Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Цель: создание условий для развития критического мышления на основе
знакомства с рассказом Е.И.Чарушина "Страшный рассказ"
Планируемые результаты:
1. Предметные: умение читать текст осознанно с правильной
интонацией, анализировать поведение героев, находить фрагменты
текста для ответа.
2. Личностные: умение оценивать поступки героев по отношению к
окружающему миру, доброжелательно и бережно относиться к
«братьям нашим меньшим».
3. Метопредметные
Регулятивные:
осознание значимости чтения для личного развития;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; саморегуляция;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
использование знаковосимволических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
1. Организационный момент.
Ход урока
Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я
чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы
радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. 2. Гимнастика дыхательная .
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями.
3.Речевая разминка.
А) Читаем стихотворение хором.
Что ж ты, еж, такой колючий?,
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б) Почувствуем ритм стихотворения. Положили руки на парту ладонями
вниз. Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово.
В) Постепенно увеличиваем темп (желающие).
Г) Чтение «от тихого к громкому» (желающие).
Д) Рассказ по памяти (можно подсматривать).
Е) Чтение хором.
II. Проверка домашнего задания.
1. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята»
Эксперты: 3 человека. (оцениваем последовательность и четкость
изложения материала, грамотную речь рассказчика, умение заинтересовать
слушателей)
2. Тест по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята».
5 человек получают тест (тест проверяют эксперты по эталону)
1.Как звали в рассказе дикую уточку?
А)Крякря;
Б)Нартнарт;
В)Чироксвистунок.
2.Куда вела утка своих утят?
А)Из болота на речку; Б)Из леса в озеро;
В)Из деревни в город.
3.Где утка вывела своих утят?
А)На кочке, в болотистом лесу;
Б)В камышах, на берегу озера;
В)На дереве, в теплом гнездышке.
4.Почему так далеко от озера пришлось выводить утят?
А)Уткамама боялась лисы;
Б)На озере не было еды;
В)Весной озеро широко разливалось, и не было прочного места для гнезда.
5.Что делали утка с утятами около кузницы?
А)Щипали траву;
Б)Купались в песке;
В)Переходили дорогу.
6.Кто увидел утят около кузницы?
А)Заяц Кирюха;
Б)Ребята;
В)Дедушка Мазай.
7.Что сделали ребята с утятами?
А)Стали ловить;
Б)Покормили хлебом;
В)Погнали на озеро.
8.Кто помог освободить утят? А)Собака Мухтар;
Б)Автор рассказа М.Пришвин;
В)Уткамама.
Вывод.
Ребята, чему же научил нас этот рассказ? (высказывания детей)
III. Постановка темы и целей урока
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто герой нового произведения..
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Сообщение подготовленного ученика
Ёж – маленький ночной хищник. Живут ежи в основном в смешанных
лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди
кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят
кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки,
ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ёжик свертывается в клубок.
Физкультминутка:
1. Найдите их глазами буквы и сложите название рассказа.
2. Танцевальные движения под песенку про ёжика.
3. Постановка темы урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил
животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился. .Выставка книг Е. И. Чарушина
Какие рассказы Чарушина вы уже читали? Поделитесь своими
впечатлениями о них.
Составьте из букв слова и вы узнаете, как называется произведение, которое
мы будем читать.
трсаншйы арссазк
Было ли вам когданибудь страшно?
IV. Работа по теме
Подумайте о том, какие ассоциации (представления) вызовет у вас такое
название рассказа.
1. Знакомство с биографией Е. Чарушина
Давайте подумаем, может чтото в наших предположениях изменится, когда
вы узнаете немного о самом писателе
Метод «Инсерт» (чтение с пометками, карточки с биографией у каждого
ученика)
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
— я думал подругому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Отец Евгения Чарушина был архитектором (придумывал, рисовал дома) –
ватман,
С детства Е. Чарушин полюбил поездки за город с отцом. Матери сын
помогал собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал
краски – всё это нравилось мальчику.
тушь, их в саду около дома. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Е.
Чарушина с животными. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах —
банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. Увлечение Чарушина
природой порой доходило до смешного. Однажды он решил есть все, что едят
его друзьяптицы, и заболел брюшным тифом. А однажды вместе со стадом
коров переплыл широкую реку Вятку.На его детских рисунках чаще всего
были изображены птицы и звери. С 15 лет он стал писать стихи всё о тех же
животных, птицах. Став взрослым, Чарушин стал иллюстратором книг
М.Горького, В. Бианки, М. Пришвина. Среди лучших работ Чарушина –
иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке». Художник, который
рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным
анималистом. Его рисунки узнаешь без подписи. В годы войны Евгений
Иванович преподавал рисование в школе, а в 1942 году так расписал стены
одного детского сада, что они превратились в зеленые лужайки и диковинные
леса с героями сказок.
Прожил Чарушин 64 года. Но осталось много его книг и большая любовь к
своей Родине.
2. Аналитическая работа.
(Дети заполняют таблицу)
Я знаю
+
Для меня новое
!
Любит природу
Рисует
Пишет
30 лет писательской
деятельности
анималист
Иллюстрирует книги
М.Пришвина, В.Бианки,
С.Я. Маршака
М.Горького.
Физкультминутка:
По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично
семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо –
влево.)
Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и
сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком ,кружиться
на месте.)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)
4.Словарная работа.
В тексте вы встретите незнакомые слова.
Прочитаем их на доске.
Кто знает значение этих слов?
Сени – в деревенских избах помещение, примыкающее к жилой части
дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан небольшое подсобное помещение, служащие кладовкой.
Клеть кладовая при избе или в отдельной постройке. Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать
словарь)
5.Первичное чтение.
Ребята, примите удобную позу и приготовьтесь слушать рассказ.
(Читает учитель.)
6.Проверка понимания прочитанного:
Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?
Понравился вам рассказ?
Кого испугались мальчики?
Где произошёл случай, описанный в рассказе?
С чего всё началось?
Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков.
Можно ли назвать детей смелыми? Почему?
А что думает о них автор?
Почему испугались мальчики?
Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.
Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе.
Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
Что больше всего испугало ребят?
Прочитайте в тексте строки к иллюстрации. V Рефлексия
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Какие задания показались интересными?
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
Чему учит нас этот рассказ?
Синквейн
Еж
Колючий, любопытный
Топать, пугать, шуршать
Маленький еж напугал ребят.
Животное
VI. Домашнее задание
Попробует сделать одно из трех перечисленных заданий по выбору
Еще раз прочитать рассказ.
Сделать рисунок – иллюстрацию.
Написать эссе о прочитанном рассказе.
Список литературы:
1. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
2. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе», М: Просвещение, 2010
3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд
психолога и взгляд учителя», 2002, №8
5. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №812; 2008, №1,3)
6.Поурочные разработки по литературному чтению С.В.Кутявина Москва
«Вако» 2012
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Конспект урока по литературному чтению Тема: : Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.