Учитель : Сурикова Наталья Александровна
2013 - 2014 учебный год
Цели урока:
1. Способствовать развитию речи; формированию навыков чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное.
2. Эмоционально откликаться на прочитанное; учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
3. Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.
УУД: Познавательные умения: определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки стихотворения, его особенности и обосновывать своё мнение; ; Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и самооценку учебного задания; Коммуникативные умения: договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевые средства для представления результата деятельности; Личностные: творческое отношение к написанию собственного стихотворения; понимание успешности при изучении темы.
Оборудование: запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского, магнитофон, рисунок в учебнике, портрет Ф. И. Тютчева.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Поприветствуем наших гостей.
Итак, друзья,
внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения С. Есенина "С добрым утром"
Настроить детей на работу.
(Звучит грамзапись пьесы "Весна" П.И. Чайковского)
1. Беседа эмоцианально - оценочного характера.
· Что вы услышали в музыке?
· Что почувствовали?
· Что представили?
· Может быть, кто-то узнал пьесу?
2. Выделение темы, идеи стихотворения.
· Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор?
· Чувствуете ли приближение весны?
· Какие весенние месяцы вы знаете?
· Что несёт каждый месяц?
3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова.
· Какова, по-вашему, будет тема стихотворения?
· Давайте попробуем предположить, глядя на рисунок в учебнике, о чём это стихотворение, о чём хотел нам рассказать художник?
Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
Стихотворение «Весенняя гроза» удивительного поэта, поэта любящего и понимающего природу, умеющего видеть в природе необыкновенные картины, поэта, который о природных явлениях говорит как о живых существах, - Фёдора Ивановича Тютчева (портрет).
· Слышали ли вы, как гремит гром?
· Какие чувства испытываете при приближении грозы?
· А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.
II. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприятия. Проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.
· Какое настроение создаёт стихотворение?
· Нарисуйте картины, возникшие у вас при чтении.
· Какие краски вы используете? Почему?
· Попробуйте создать картины при помощи словесных рисунков с опорой на текст.
· Наши предположения - по названию, рисунку, совпали с текстом стихотворения? Давайте еще раз попробуем ответить, о чём говорит нам поэт?
Теперь возьмите карандаши и, отмечая непонятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. Повторное чтение. Совершенствовать навык чтения.
III. Физкультминутка.
Спал цветок и
вдруг проснулся -
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянутся)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться)
IV. Словарная работа.
Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся.
· Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, прибегая к помощи самих детей)
Перлы - жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
Гам - гул, гудение, крик птиц.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
V. Анализ произведения.
Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
Люблю грозу в
начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (дети).
· А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).
Да, гром становится героем стихотворения.
· А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть...).
Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром - герой стихотворения.
· Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые)
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
· А что значит молодые раскаты? (несильные, короткие).
· Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (дождь, солнце).
·
Какие картины вы себе представили?
Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.
· Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.
· Получается? (нет)
· Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)
3. Прочитаем третью строфу.
С горы бежит поток
проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный
Всё вторит весело громам.
- Как природа
встречает весеннюю грозу? ( с радостью)
- Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы
повторяют раскаты грома.)
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды.
Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
- Ребята,
какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения?
- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве
иллюстрации к этому стихотворению?( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи.
Блестящие капли)
- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?
ПЕЙЗАЖ – картина природы.
VI. Подготовка к выразительному чтению.
Учить вчитываться в каждую строчку.
- Приступим к работе над
выразительностью чтения стихотворения.
- Какие правила выразительности чтения вы знаете? (
читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать
паузы)
- правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова,
которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу,
поставим вот такой знак /
- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе,
везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему? (- Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное!
Дождь идёт быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.
- Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя. )
Выразительное
чтение осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет
и почему?
Пробуйте красками передать картину природы, изображающую весенний
гром, (дети рисуют).
VII. Итог урока.
Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
Что понравилось?
VIII. Домашнее задание.
Прочитать родителям выразительно стихотворение, выучить наизусть (по
желанию), закончить рисунок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.