Конспект урока по музыке в 6 классе по теме «Русская духовная музыка. Концертная стмфония « Фрески Софии Киевской» на основе Программы «Музыка. 1-7классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Оценка 4.6

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме «Русская духовная музыка. Концертная стмфония « Фрески Софии Киевской» на основе Программы «Музыка. 1-7классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Оценка 4.6
Памятки +2
doc
музыка
6 кл
23.03.2017
Конспект урока по музыке в 6 классе по теме «Русская духовная музыка. Концертная стмфония « Фрески Софии Киевской» на основе Программы «Музыка. 1-7классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Презентация - кроссворд урока по музыке в 6 классе по теме «Русская духовная музыка. Концертная стмфония « Фрески Софии Киевской» на основе Программы «Музыка. 1-7классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
6.2.5. Фреска Софии Киевской.doc

                

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №2

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

 

 

             

 

 

                 

Конспект урока по музыке в 6 классе

по теме «Русская духовная музыка.

Концертная стмфония « Фрески Софии Киевской»

на основе Программы «Музыка. 1-7классы»

авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнила учитель музыки

                                                                 Первой  квалификационной категории

                                                                 Чумакова Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГО ЗАТО Светлый

2016 г.

 

 

 

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

Задачи:

Ø  Познакомиться с концертной симфонией В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской».

Ø  Развить навыки анализа музыкального произведения  и творческого мышления.

Ø  Познакомить с терминами «арпеджио», «музыкальный  орнамент».

ТЕХНОЛОГИИ: исследовательская (эвристическое погружение, мозговой штурм);

деятельностная (методы проектов, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения).

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в парах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, фортепиано.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник 6 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: «Дневник урока»: тестовые справочные материалы, текст песни Д.Гурдской “Молитва”.

Структура урока «Открытие новых знаний».

                                          I.            Этап мотивации к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что у меня есть возможность провести урок вместе с вами. Надеюсь, что нам будет интересно.

 Прежде чем перейти к  изучению новой темы, давайте вспомним, основные понятия прошлых уроков.

         С какой темой мы знакомились? (Музыкальное искусство Древней Руси)

  В каких  направлениях развивалось музыкальное искусство Древней Руси? (церковная музыка и народное музыкальное творчество - фольклор)

Что такое знаменный распев? (Основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками).

Характерные черты (одноголосный, унисонный, мужской, исполнительский приём “а капелла”).

Что такое Партесное пение? од русской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в православном богослужении).

Характерные черты (многоголосье, исполнительский приём “а капелла”).

Что такое пение a capella? (пение без музыкального сопровождения)

Приведите примеры духовной музыки.

Ребята, а в наши дни современные композиторы сочиняют музыку духовной направленности?

                                       II.            Этап актуализации и проблемного учебного действия.

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

- Встали.

1. Упражнение на умение экономить дыхание (“Надувная игрушка”)

- Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.(2раза)

2. “Задуваем сечи” (дышат 8раз)

3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)

б) Исполнение “Молитва” (5 мин.)

 

в) ВЫВОД:

- Чем отличается молитва XXI века от партесной молитвы XVII века?

20 вв.

17 вв.

одноголосный унисон

многоголосье - партесное пение

присутствует аккомпанемент

исполнительский приём “а капелла”

- А что их объединяет?

(название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) –

т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

 

                                   III.            Этап выявления места и причины затруднения.

У. – Представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание. О чём он хочет нам рассказать?

Видео «Фрески Софии Киевской» с темой «Орнамент 1»

А) формирование темы:

- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали музыкальный фрагмент?

( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

- Ребята, что вы увидели на экране? (фрески)

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О духовной музыке, об образах, рассказанных музыкой и фресками).

Слайд 1 Темой нашего урока станет название концертной симфонии В.Г.Кикты

                                                    «Фрески Софии Киевской»

Б) формирование личной цели:

- Что вы хотите узнать?

(В каком соборе находятся эти фрески, какая музыка может звучать с этих фресок)

 

В)  приём выбора цели из предложенных учителем.

Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты (8мин)

        Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся: Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

Слайд 2

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

Ø Познакомиться с концертной симфонией В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской».

Ø Развить навыки анализа музыкального произведения  и творческого мышления.

Ø Познакомить с терминами «арпеджио», «музыкальный  орнамент».

 

                                    IV.            Этап построения проекта выхода из затруднения (лекция учителя).

 

3 Слайд.                   «Музыканты – извечные маги. Вызывают виденья веков»                 

                                                                                            Борис Саввович Дубровин.

 

4 Слайд. Найдите и прочитайте в раздаточном материале «Дневник урока» информацию о композиторе.   

 

Биография

Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Донецкой области, Украина) — композитор, профессор Московской консерватории.

В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. — композиторское отделение Московской консерватории. Член правления Союза композиторов Москвы, создатель творческого объединения композиторов и балетмейстеров Москвы «Содружество».

Автор сочинений различных жанров — им написано 13 балетов (из них: Муха-Цокотуха (1978), Дубровский (1984)), симфонические произведения («Фрески Святой Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие.

 

5 Слайд.  Фото композитора и собора  Святой Софии. Концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» Валерий Григорьевич Кикта́ сочинил в 1973 году под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески.

 

6 Слайд.

Собор Святой Софии  - главный православный храм Древней Руси, воздвигли  по велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА в Киеве. Считалось, что Святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.

 

                                       V.            Этап реализации построенного проекта (работа учащихся с учебником, с раздаточным материалом «Дневник урока» и с презентацией).

 

                                    VI.            Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

 

 

7.Слайд.   - Давайте внимательно рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.

- Что вы видите на слайде?

-Да, украшает их (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор).

Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

Давайте вспомним, а что такое орнамент?

(Орнамент — (от латинского - украшение) узор, в котором повторяются, ритмично чередуются какие – либо элементы).

 

   Проблемное поле. Мини-проект. На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

8.Слайд. Проведём маленькое исследование.

На экране есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами?

Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением:

(Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом.)

Продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора.

 

         Слайд 9. В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.

 

1. Орнамент 1

2. Зверь нападает на всадника

3. Орнамент  2

4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5. Михайловский Придел

6. Борьба Ряженых

7. Музыкант

8. Скоморохи

9. Орнамент 3

 

Обратите внимание, на слайде отсутствуют музыкальные фрагменты под номерами 1, 3 и 9. Это музыкальная тема,  которая является путеводителем в симфонии и скрепляет все музыкальные образы фресок. Она как  рефрен повторяется в них несколько раз.

- Как вы думаете, какое название дал композитор этой теме? Она похожа на узор с повторяющимся мотивом (орнамент).

Верно.

            Слайд 10.  «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства,  которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

- Прослушайте тему «Орнамент».

- Отметьте, какие изменения вносит композитор при повторении темы.

Слушание: В.Кикта “Орнамент 2”

(Ответы учащихся: меняется ритм, тембр, добавляется звучание других инструментов — трубы, колоколов).

 

11Слайд. Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр.59

(на слайде нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59)

- Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию)

Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

- Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа? (гуслям)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный аккорд по типу арпеджио (дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано или под фонограмму звучания арфы).

- Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

 

                                VII.            Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)

Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни.

 

11Слайд.  “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

 

- Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке).

- Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

      Сейчас вы будете работать в парах. Вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас в «Дневнике урока» имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.    

       1 вариант – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его;

       2 вариант – музыканты, находите в соответствии с живописным изображением элемент музыкальной речи и также фломастером выделяете его.

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

Живопись

Музыка

Линия – прямая, ломаная

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Колорит

ясный,

 

мерцающий,

 

яркий.

Тембр инструментов

ударные: ксилофон, барабан;

 

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

 

деревянные духовые: дудки, гудки.

Композиция – расположение частей: равномерное, повторное, хаотичное

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст

(дети работают, определяют элементы живописи и  музыкальной речи)

 

- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора.

12 слайд. Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Проверяем и сравниваем свои ответы с правильным вариантом на слайде 12  и со звучание музыки.

Музыка

Живопись

Мелодия – поступенная

Линия – прямая

 

Тембр инструментов

 

струнные: арфа, скрипка-тремоло

 

Колорит

 

мерцающий

 

 

Форма – вариация

Композиция – расположение частей повторное

 

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие художественной идеи – приближение

 

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала?

(будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

13 Слайд. Изображение скоморохов. Звучит фреска «Скоморохи»

 

Проанализируйте музыку, отвечая на вопросы, записанные в дневнике урока:

 

- Какое название вы дали бы этой музыке? («Скоморохи»)

-  Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?

- Какие особенности музыкального языка можно отметить в этой части?  (Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях, шутки, насмешки, движение, бряцанье, перезвоны…)

- Имитацию звучания, каких народных инструментов мы слышим в музыке «Скоморохов»? (Подражание балалаечным, свирельным наигрышам, перезвону бубенцов).

- Почему композитор ввёл в симфонию, посвящённую Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров – скоморохов? (образ народной жизни, для создания контраста образов в общей композиции симфонии)

 

14 Слайд. «Музыкант»

 

Образы народной жизни представлены в живописных фресках, которые получили названия «Борьба ряженых» и «Музыкант».

Слушание и письменное анализ музыкальных частей с аналогичными названиями будет вашим домашним заданием. Вопросы, по которым будет строиться анализ музыки, в «Дневнике урока».

 

Домашнее задание:                                                                                                 

1. Прослушать произведения, проанализировать и записать в тетрадях ответ на вопрос: Какими приёмами композитор достигает развития образов?

- «Борьба ряженых» (Контрастное изложение музыки);

- «Музыкант» (Варьирование главной темы)

2. Создать рисунок с изображением самостоятельно придуманной фрески.

 

                            VIII.            Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин.):

 

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

( Сохранить для нас, потомков, события древности, культуру народа древней Руси, ее фольклор, произведения живописи т.п.)

 

- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни?

(Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями.)

 

- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

 

 

Кроссворд:

Ключевое слово:  Роспись по сырой штукатурке?

1. Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей?

2. Струнный щипковый музыкальный инструмент

3. Музыкальный приём, где звуки воспроизводятся последовательно?

4. Музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединённых одной общей темой?

5. Композитор, написавший концертную симфонию «Фрески Софии Киевской»?

6. Узор, в котором повторяются, ритмично чередуются какие – либо элементы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

 

 

                                    IX.            Этап РЕФЛЕКСИИ учебной деятельности:

- Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

- Какие знания вам понадобились, чтобы создать  музыкальный проект? (умение определять живописные и музыкальные средства выразительности)


было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

Теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


 

Оценки за урок.

- Сегодня вы все справедливо хорошие оценки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2 городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2 городского округа

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы

Исполнение “Молитва” (5 мин.) в)

Исполнение “Молитва” (5 мин.) в)

Слайд. «Музыканты – извечные маги

Слайд. «Музыканты – извечные маги

Да, украшает их (узор). Какие особенности имеет этот узор? (Повтор)

Да, украшает их (узор). Какие особенности имеет этот узор? (Повтор)

Как вы думаете, какое название дал композитор этой теме?

Как вы думаете, какое название дал композитор этой теме?

Сейчас вы будете работать в парах

Сейчас вы будете работать в парах

Проанализируйте музыку, отвечая на вопросы, записанные в дневнике урока: -

Проанализируйте музыку, отвечая на вопросы, записанные в дневнике урока: -

К рупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей ? 2

К рупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей ? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017