Фазы Луны
Первая четверть (видна
правая j половина диска Луны)
Полнолуние (виден весь диск
Луны)
Последняя четверть (видна
левая половина диска Луны)
19.00
На юге
На
востоке
тных предметов, ставлю
перед учащимися
вопрос: «Как можно
определить направления
на стороны горизонта,
если нет компаса и небо
покрыто облаками (нет
возможности видеть
Солнце, Луну,
звезды)?».
Даю задание: найти
наиболее характерные
признаки, по которым
можно определить
стороны горизонта.
Обобщая и дополняя
ответы, перечисляю и
практически показываю
способы определения
сторон горизонта по
признакам местных
предметов,
подчеркивая, что этот
способ менее надежен,
чем изложенные выше.
Но в определенной
обстановке он может
оказаться полезным, а
иногда единственно воз
можным. Из
долголетних на
блюдений
установлено,что:
муравейники почти
всегда находятся с
южной стороны деревьев,
их северная сторона кру
че южной;
мох, лишайник
покрывает стволы
деревьев, камни, старые
деревянные постройки с
северной стороны;
кора деревьев с
северной стороны обычно
грубее и темнее, чем с
южной, особенно это
хорошо заметно на березе
в жаркую погоду на
стволах сосен и елей
смола больше накапли
вается с южной стороны;
ягоды и фрукты
раньше приобретают
окраску зрелости с
южной стороны;
на склонах,
обращенных к югу,
весной снег тает
быстрее, чем на
склонах, обращенные к
северу.
Здесь мы
рассматриваем лишь
наиболее общие и часто
встречающиеся
признаки. Но всегда
найдутся и другие при
знаки, например
просеки в больших
1.00
7.00
На западе
На юге
На западе
На
востоке
На юге
лесных массивах, как
правило, прорубают
почти строго по линии
«север юг» и
«востокзапад».
Кроме того, на
торцах столбцов,
устанавливаемых на
перекрестках просек,
кварталы нумеруются
с запада на восток
(слева направо),
цифры с
меньшими,номерами
располагаются на
северозападе и
северо востоке,с
большими на юго
западе и юговостоке.
Алтари и часовни
христианских церквей
обращены на
востоксток, а
колокольни на запад.
•Алтари католических
церквей на запад,
буддийские храмы
фасадами смотрят на
юг. Для закрепления
материала предлагаю
школьникам
перечислить основные
способы определения
сторон горизонта днем
и в тем е время суток.
Третий учебный
вопрос. Обращаю
внимание учащихся на
то, что определение
своего
местонахождения (точ
ки стояния) входит в
понятие
ориентирования. Для
указания своего
местонахождения отно
сительно известных
ориентиров надо назвать
их и сообщить, в каком
направлении и на каком
расстоянии от них
находится точка
стояния. Излагаю при
мерную форму доклада:
«Нахожусь на высоте
«Безымянная», север в
направлении на детскую
площадку,юг на здание
школы восток на
двухэтажное желтое
здание, запад на
башенный кран. В одном
километре на северо
восток башенный кран,
в 600 м на юго запад
линия электропередачи, в
800 м на северозапад
группа деревьев и т.д.».
Заслушав доклады,
определяю, как учащиеся
усвоили способы
ориентирования на мест
ности, и при
необходимости до
полнительно объясняю
непонятные вопросы.
Подводя итоги урока,
кратко останавливаюсь
на особенностях
ориентирования в слож
ных условиях: в темное
время суток, зимой, в
горной местности, в
степной и пустынной
местности.
Домашнее задание.
Закрепить
полученные знания при
ориентировании во вре
мя походов, экскурсий,
прогулок на местности.
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Ориентирование на местности без карты». (10 класс)
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Ориентирование на местности без карты». (10 класс)
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Ориентирование на местности без карты». (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.