Конспект урока по риторике.Тема: Читаем учебные тексты

  • Работа в классе
  • doc
  • 07.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по риторике.Тема: Читаем учебные тексты Цель: – Знакомим с понятием учебные тексты, их особенностями. – Формируем: · некоторые приёмы работы с учебным текстом; · установку на понимание значения учебной книги для образования каждого человека, а в дальнейшем – и для самообразования.Конспект урока по риторике.Тема: Читаем учебные тексты
Иконка файла материала Читаем учебные тексты.doc
Тема: Читаем учебные тексты Цель: – Знакомим с понятием учебные тексты, их особенностями. – Формируем:  ∙ некоторые приёмы работы с учебным текстом;  ∙ установку на понимание значения учебной книги для образования каждого человека, а в дальнейшем – и для  самообразования. В этом параграфе уделяется внимание чтению учебных текстов. В третьем классе на уроках риторики мы рассматриваем в основном тексты учебников, а также научно­популярных изданий для школьников. Этапы урока Формирование УУД и Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3 3 3 Беседа.  – На прошлых уроках мы изучали говорение и слушание, связанные с устной формой речи. Но существует и письменная речь, с помощью которой   также   происходит   общение.   Мы   живём   в   огромном информационном мире, окружены множеством книг, газет, журналов. Задание 93.  Возможные ответы: Чтобы   получить   удовольствие,   развлечься,   мы   читаем   книги   о приключениях, комиксы, сказки, например книги о Гарри Поттере, рассказы   и   повести   Э.   Успенского,   В.   Драгунского,   Н.   Носова, Астрид Линдгрен, Туве Янссон и т.д. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 20135. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.  Чтобы   изучить   что­то   и   запомнить,   мы   читаем   учебники, энциклопедии для детей, разные словари и т.д. Чтобы узнать о чём­нибудь интересном, мы читаем детские журналы и газеты. Задание 95.  Цель   учебных   книг   –   в   доступной   форме   изложить   современные научные сведения в самых различных областях знаний: о природе, обществе, человеке и т.д. Авторы школьных учебников стремятся подготовить ребят к жизни, развить   любознательность,   память, настойчивость   в   достижении   целей,   творческие   способности.   И конечно,   все   школьные   учебники   воспитывают   любовь   к   знаниям, интерес к предмету. – А в каких учебных книгах, по вашему мнению, говорится о добре и зле,   о   дружбе   и   предательстве,   о   любви   к   Родине?   (Литература, риторика, история и т.д.) –  Мы   обсудили,   для   чего   пишут   учебные   книги.   А   теперь познакомимся с тем, для чего читают эти книги (на с. 83).   воображение,   внимание, ΙI. Открытие  новых знаний.  96.  Работа в учебнике.   3 4 2 3  Задание    Возможные ответы учеников:  ∙ Я узнал, что во многих очистных сооружениях вода очищается с помощью фильтров. ∙ Мне показалось особенно интересным, что есть особые микробы, Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. © ООО «Баласс», 20132. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. которые помогают очищать воду. ∙   Я   думаю,   что   интересен   опыт   тех   предприятий,   которые   сами очищают загрязнённые воды и потом снова их используют. Задание 97.  Возможные ответы учеников: Третий текст начинается со слов: «В Риме...», поэтому я его легко нашёл. Второй текст – учебный, потому что в нём приводятся сведения о части речи – местоимении; объясняется, почему слова Я, ТЫ, ОН и т.д. называются указательными. Работа с памяткой на с. 85. – Прочитаем внимательно первую часть памятки. Всё ли понятно? – О чём важно не забыть при первом чтении? – Применим эти знания при чтении текста в задании 98. (В   тексте   нет   шрифтовых   выделений,   но   есть   непонятное   слово «латы», значение которого нужно выяснить по словарю.) – Что говорится в памятке о втором чтении? – Прочитайте текст ещё раз. – Ответьте на вопросы задания. III. Развитие  умений.  Применение  знаний. Работа по учебнику. 1 3 2  Задание 98. Возможные ответы: –  Я   много   раз   видел   скульптуру   Фальконе,   которую   называют «Медный всадник». На самом деле это памятник Петру I, который сидит   на   коне.   Этого   коня   невозможно   забыть.   И   если   обойдёшь Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии  © ООО «Баласс», 2013памятник, то увидишь очень разного коня: то он как будто берёт крутой подъём, то как будто уже одолел его и вот помчится куда­то вдаль. с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. –  У   меня   дома   есть   альбом   произведений   художника­анималиста Василия Алексеевича Ватагина. Его называют мастером «звериного портрета». Меня поражает, как он изображает животных – не только их внешний вид, но и характер. Вот, например, скульптура тигра. Он изображён в момент встречи с врагом. Тигр поднял лапу, оскалил пасть. Он могуч, силён и очень красив. © ООО «Баласс», 2013© ООО «Баласс», 2013Задание 100.  Второй   текст   читается   и   понимается   легче,   потому   что   в   нём абзацные и шрифтовые выделения (выделены ключевые слова). Тему текста   можно   определить   по   первому   предложению.   Озаглавить текст можно так: Лошадиная почта в древности. Лошади­почтальоны. С чего начиналась почта. Текст разделен на 4 части (абзаца). Задание 101.  Во втором абзаце школьники подчёркивают слова:  самки лягушек и жаб; в воду икру; головастики; живут в воде. В третьем абзаце – самки ящериц, змей, черепах; яйца; маленькие ящерицы, змейки, черепахи. Задание 102.  Возможные надписи под рисунками (план): Египтянин Имхотеп – самый древний архитектор. Пирамида, построенная Имхотепом. Книга Имхотепа о строительстве храмов. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? © ООО «Баласс», 2013ΙV. Итог урока.   – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Задание 103. – Как вы считаете, А.С. Пушкин писал о чтении учебных книг или вообще всех книг? (Наверное, поэт имел в виду чтение самых разных книг.) –  Какую   роль   в   образовании   имеет   изучение   учебных   книг? (Несмотря на то, что в настоящее время существует много учебных видеофильмов,   телепередач,   именно   чтение   даёт   возможность вдуматься в текст, лучше осмыслить его, приобрести новые сведения, сделать их своим личным достоянием и т.д. Даже учебные тексты из Интернета надо уметь читать, то есть осмысливать их.) –  Итак, и в наше время по­настоящему  образованным человеком можно стать, только если ты умеешь читать. V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2013