Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Оценка 4.7

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
3 кл
07.05.2017
Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ Рассуждение. Вывод в рассуждении Цель: Знакомим школьников: · со структурой рассуждения; · с цитатой, её ролью в рассуждении, способами введения цитат в рассуждение.Беседа. – Мы с вами продолжаем изучение разных текстов. – Что значит рассуждать? Прочитаем об этом.Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ.doc
Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ  Рассуждение. Вывод в рассуждении Цель: Знакомим школьников:  ∙ со структурой рассуждения;  ∙ с цитатой, её ролью в рассуждении, способами введения цитат в рассуждение. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3 3 3 Беседа.  – Мы с вами продолжаем изучение разных текстов. – Что значит рассуждать? Прочитаем об этом. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. ΙI. Открытие  новых знаний. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Работа в учебнике. 3 4 2 3 Задание 92. Отвечая на вопросы задания, школьники могут привести примеры, опираясь на ситуации, изображённые на рисунке. Задание 93. – Какой вопрос задал ученику учитель? (Какая гласная пишется в корне слова «тяжёлый»?) –  Что объяснял ученик? (Ученик объяснял, почему в корне слова пишется гласная «я».) Ученику помогла объяснить написание гласной ссылка на правило. –  Давайте вспомним на этом примере, как строится объяснение, из каких частей оно состоит. Найдите ту часть, в которой указывается, что объясняется. (В слове «тяжёлый» напишу безударную гласную «я».) –  А теперь прочитайте ту часть, в которой дано само объяснение. (Под ударением  в  этом корне  пишется «я». Проверочное  слово  – «тяжесть».) –  Назовите   слово­мостик,   связывающее   две   части   рассуждения. («Потому что».) – Рассуждение можно построить иначе. Обратите внимание на схему 2 на с. 90. – А теперь постройте своё рассуждение по схеме на этой странице. С чего оно начинается? (Оно начинается с самого объяснения.) –  Что   представляет   собой   вторая   часть   рассуждения?   (Вывод, который можно сделать из объяснения, результат.) –  Обратите   внимание:   слова­связки,   используемые   в   речи   в   этом © ООО «Баласс», 2014 случае, другие. Они как бы готовят слушающего к тому, что далее последует вывод. Назовите   их.   («Поэтому»,   «вот   почему»,   «таким   образом», «следовательно».) –  Постройте   своё   рассуждение   по   данному   началу.   (Ртуть   очень ядовита. Вот почему нужно осторожно обращаться с приборами, в которых она содержится.) Задание 95.  – Прочитайте рассуждение ученика. На какой вопрос он отвечал? (Почему клесты выводят своих птенцов зимой?) –  Где   в   рассуждении   говорится   об   этом   необычном   явлении?   (В выводе: «Вот почему клесты выводят своих птенцов зимой».) –  Найдите   в   рассуждении   само   объяснение.   («Клесты   всю   зиму кормятся   семенами   хвойных   растений,   а   созревают   эти   семена   в самый разгар зимы».) Объяснение – первое предложение. Вывод – второе. Перестроенное рассуждение: … 1 3 2 Работа в учебнике.  Задание    –  Прочитайте   текст.   Какова   его   основная   мысль?   (Ртуть   очень ядовита,   она   опасна,   поэтому   с   приборами,   содержащими   ртуть, нужно обращаться осторожно.) –  Что   объясняется   в   этом   тексте?   (С   термометром,   которым измеряется   температура   тела   человека,   нужно   обращаться  94.  III. Развитие  умений.  Применение  знаний. © ООО «Баласс», 2014 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. осторожно, чтобы не разбить его.) – Передайте своими словами это объяснение. (Ртуть очень ядовита, если   термометр   вдруг   разобьётся,   нельзя   прикасаться   к разбежавшимся шарикам ртути.) –  Можете   ли   вы   объяснить,   почему   с   приборами,   содержащими ртуть, надо быть очень осторожным? Постройте своё рассуждение по схеме 1 на с. 9. (Дети строят рассуждение, используя слово­связку «потому что».) – Какие ещё слова­мостики из известных вам можно использовать в объяснении? («Так как», «ведь».) –  Верно.   С   этими   словами   мы   знакомились   во   втором   классе.   А теперь внимательно прочитайте слова в рамочке на этой странице. Какие   из   них   являются   для   вас   новыми?   («Дело   в   том,   что...»; «объясняется это тем, что...») – Постройте своё объяснение, используя одно из них. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания?  – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Задание 96. © ООО «Баласс», 2014 ΙV. Итог урока. Поэтому советуем хорошо продумать, как будут развлекаться твои гости.  Может   быть,  ты   начнёшь   читать   стихи,  и   гости   последуют твоему   примеру,   может   быть,   среди   гостей   есть   запевала,   и   все поддержат его пение, может быть, ты подготовишь смешные тесты... Мало   ли   что   можно   организовать   в   хорошей   дружной   компании. Только надо заранее подумать о тех, кто навестит тебя, о том, что будет интересно и что будет приятно твоим гостям. Задание 97. ...Ю­Ю   хорошо   запомнила   неделикатные   действия   Жоржика.   Она была умной кошкой и быстро пряталась при его появлении. –  Прослушайте   текст.   Вам   предстоит   объяснить,   почему   моря получили такие названия. В сказках, песнях что ни море, то обязательно «сине море». Если же взглянуть на карту мира – ни одно не называется синим. Зато тут есть и Черное море, и Белое море, и Жёлтое, и даже Красное. Но   спроси   моряков:   какого   цвета   морская   вода?   В   один   голос скажут: «И в Черном море – синяя, и в Красном – синяя...» Что за путаница такая? Отчего и Чёрное море синее, и Красное – синее? Да   никакой   путаницы   нет.   Просто   Красное   море   иногда действительно бывает красным, когда на его поверхность всплывают буровато­красные водоросли. Жёлтое море, и правда, жёлтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ – Жёлтая река. Хуанхэ выносит в море столько   мути,   что   море   на   десятки   километров   становится   © ООО «Баласс», 2014 мутновато­ жёлтым. – Напишите рассуждения­объяснения, используя две разные схемы: ∙ Почему Белое море – Белое?  ∙ Почему Коралловое море получило такое название?  ∙ Как вы объясните названия моря Лаптевых и Берингова моря? Возможные ответы учеников:  ∙ 1. Белое море так названо потому, что оно северное, покрыто льдом и снегом большую часть года. 2.   На   севере   есть   море,   покрытое   большую   часть   года   снегом   и льдом, поэтому оно названо Белым морем.  ∙   1.   Коралловое   море   называется   так   потому,   что   в   нём   тысячи коралловых островков. 2.  В  тёплых   водах   есть  тысячи  коралловых   островов,  вот   почему море, которое их омывает, называется Коралловым. V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. Урок 30 Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ © ООО «Баласс», 2014 Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве. Цель:  Формируем установку на использование точных, истинных доказательств (правил, цитат) в рассуждении. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3 3 3 Беседа.  –  Ребята! Рассуждая, мы всегда стремимся к тому, чтобы сделать нашу   речь   убедительнее,   чтобы   доказать   собеседнику   истинность высказанной   мысли.   На   уроках,   объясняя,   доказывая   какую­либо мысль, мы ссылаемся на правила. На   уроках   литературного   чтения   мы   ссылаемся   на   текст   басни, сказки,   рассказа   и   приводим   из   них   точные,   слово   в   слово, высказывания (они называются цитатами). –  Но   умеем   ли   мы   доказательно   и   уместно   приводить   правила   и цитаты? Это умение нам необходимо, когда мы отвечаем на уроке, обсуждаем спорные вопросы. © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. ΙI. Открытие  новых знаний.  3 4 2 3 Задание 98.   –  Для   объяснения   нам   понадобится   правило   о   правописании непроизносимых согласных в корне слова. – Постройте своё объяснение по двум схемам: чтобы сначала шло то, что   объясняется,   затем   само   объяснение;   а   теперь   поставьте объяснение на первое место и закончите своё рассуждение выводом. Не   забудьте   о   специальных   словах,   которые   помогут   вам   связать части рассуждения в одно целое. 1. В корне слова «свистнул» пишется согласная «т», потому что в проверочном   слове   «свистеть»   отчётливо   слышится   «т», следовательно, в корне слова «свистнул» букву «т» следует писать. 2.   В   проверочном   слове   «свистеть»   отчётливо   слышится   «т», следовательно, в однокоренном слове «свистнул» пишется согласная «т».  III. Развитие  умений.  Применение  знаний. 1 3 2 Работа в учебнике.  Задание 99.   –  Что   доказывал   ученик?   (Что   в   трёх   словах:   «горе»,   «гора»   и «горный» – один и тот же корень.) – Прочитайте ту часть, в которой говорится о том, что доказывается. (Слова «горе», «гора» и «горный» – однокоренные.) © ООО «Баласс», 2014 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – А теперь назовите само доказательство. (В этих словах одинаковый корень – «гор».) –  Согласны ли вы  с мнением ученика? Считаете  ли вы эти слова однокоренными?   Какое   правило   вы   будете   использовать   в рассуждении,   чтобы   доказать   свою   точку   зрения?   (Правило   об однокоренных словах.) Возможный ученический ответ: Я не согласен с этой точкой зрения. Только два слова – «гора» и «горный»   являются   однокоренными,   так   как   в   корнях   этих   слов заключено одинаковое лексическое значение и эти слова близки по смыслу:  гора – возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью; горный – расположенных в горах. В   слове   же   «горе»   мы   выделяем   другой   корень   –   с   совершенно другим значением: горе (беда, несчастье) – это событие, вызывающее у   человека   страдание.   Вот   почему   оно   не   входит   в   группу однокоренных слов «гора» и «горный». Ученик допустил ошибку, потому что он полностью не воспроизвёл (забыл) существенную часть правила об однокоренных словах, о том, что они должны иметь общее лексическое значение. Задание 100. Возможный ответ: Наташа сделала ошибку – существительное «дедушка» относится к первому склонению, потому что оно оканчивается на «а», хотя оно и мужского рода. Наташа упустила часть правила, где говорится об © ООО «Баласс», 2014 окончаниях существительных первого склонения. –  Итак,   сделаем   вывод.   Как   нужно   приводить   правила   в объяснительной   и   доказательной   части   рассуждения,   чтобы   не допустить ошибок? Задание 101, 102.  Ученик отвечал на вопрос: «Почему Моська лаяла на слона?» Для подтверждения своей точки зрения можно использовать третью цитату   полностью;   но   лучше   частично,   последние   три   строчки: «Пускай же говорят собаки: ...» Задание 103, 104. – На какую тему пишет девочка, над каким вопросом размышляет? (Нужно или не нужно ставить отметки в начальных классах.) – Что хочет сказать нам Вероника своим письмом? (Отметки ставить нужно.) –  Как   она   доказывает   эту   мысль?   Прочитайте   предложения, заключающие   в   себе   доказательство   («...ни   родителям,   ни   детям такое положение не нравится. Дети хотят знать, на что они способны, они   хотят   получать   хорошие   отметки   и   гордиться   ими   перед родителями. Да и родителям такое новшество не очень удобно... А так надо идти к учителю, спрашивать, как учится ребёнок»). –  Какие доводы приводит девочка в объяснительной части своего рассуждения?   Сколько   их?   (Вероника   приводит   два   довода,   два аргумента: это нужно детям и родителям.) – Ответьте письменно, согласны ли вы с мнением автора письма. Нужно ли ставить отметки ученикам начальных классов? Объясните © ООО «Баласс», 2014 свою точку зрения, используя выражения в рамочке на с. 98. Возможные ответы учеников:  ∙ Я считаю, что ученикам начальных классов нужно ставить оценки, потому   что   хорошая   отметка   радует   нас,   поднимает   настроение, вызывает желание ещё лучше учиться. Поэтому нам мало услышать похвалу из уст учителя, но хочется, чтобы ещё было «вещественное доказательство».  ∙ Можно ставить не оценку в дневнике, а какой­нибудь определённый условный   знак   в   специальной   тетради:   например,   цветок   с   пятью лепестками,   или   смеющаюся   мордочку   Винни­Пуха,   или   что­то другое. И пусть каждый ученик знает, какую оценку обозначает тот или иной рисунок (значок). И конечно же, родители должны об этом знать.  ∙ Лучше не ставить плохие отметки. Я думаю, в начальной школе, особенно   в   первом   классе,   их   ставить   не   надо:   мы   ведь   только начинаем учиться; нам трудно писать буквы и цифры, трудно быть внимательными. Мне   кажется,   учитель   должен   сказать,   что   ученик   плохо   или недостаточно   хорошо   усвоил,   и   объяснить   ему   ошибки.   А   мы, конечно же, должны их исправить. Если же мы просто ленимся, я считаю, плохая оценка должна всё же стоять в дневнике. Задание 105.  Возможный вариант рассуждения: Папа считает, что дядя Фёдор ушёл из дома из­за того, что ему не разрешили   держать   дома   кота.   С   котом   можно   играть,   гулять, © ООО «Баласс», 2014 дружить. Ведь он живой. И самое главное, папа сказал: «Ему не игрушка, ему товарищ нужен». Вопросы к ученику, выполнявшему работу: – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя) учились оценивать свою работу. ΙV. Итог урока. – Откройте с. 87. Как называется изученная глава? – Прочитайте изречение М.В. Ломоносова. Как вы его понимаете?   –  Покажите, как вы научились объяснять и доказывать на примере одной из данных тем:  ∙ почему нужно читать книги?  ∙ куда бы я хотел(а) поехать на каникулах (и почему)?  ∙ кем бы ты хотел(а) быть, когда вырастешь (и почему)?  ∙ какая телепередача тебе больше всего нравится (и почему)? V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2014 © ООО «Баласс», 2014

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Конспект урока по риторике.Тема: УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017