План-конспект урока
Предмет -Русский язык
Урок №111
Тема: Корень-главная часть слова. Однокоренные слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Оборудование: Русский язык. 2кл. -учебник 2ч, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь к учебнику 2 часть, компьютер, электронное приложение к учебнику, изображение дерева.
Деятельностная цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Образовательная цель:
-формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I.Оргмо-мент. |
Долгожданный дан звонок Начинается урок! |
|
II.Актуа-лизация знаний. |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа. (на доске запись) Днжд, грмк, вдрг,скр,всл. Это слова из словаря, только без гласных букв. Надо правильно дописать буквы и объяснить значение слов. 2.Орфографическая работа. -Прочитайте слова на доске. -Мел-…,угол-…,брат-…,стал-… . -Поставьте вопросы к словам.( что? кто? что сделал? -Добавьте ь в конце слова и прочитайте новые слова с вопросами. -Что изменило значение слова?(буква ь) Спишите пары слов, подчеркните букву ь. – Что такое корень? (Подземная часть растения.) – Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) – Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.) – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.) |
Познавательные УУД 1. Наблюдать над однокоренными словами. 2.Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. 3.Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. 4.Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем(горе, гора, гореть)
|
III.Постановка учебной задачи |
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы. После ответов учеников на доске появляется план: 1. Что такое корень слова? 2. Однокоренные слова. 3. Значение корня. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, рабочей тетради. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. “Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
V.Пер-вичное закрепление.
VI.Само-стоятельная работа с провер-кой по эталону.Самоанализ и самокон-троль
VII. Включе-ние нового знания в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлек-сия |
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. (Е. Измайлов) – Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.) – Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.) – Выделите корень значком. – Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. – Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) – Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.) – Проведём маленький эксперимент (опыт). – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)
– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? (Без корня.) – Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.) – Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.) – Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.) – У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. – В корне заключён общий смысл однокоренных слов. – От него образуются («растут») другие слова. – Сравните свои выводы с выводом профессора Самоварова (с.49) 2.Работа с СД-диском. (Электронное приложение к учебнику.-Анимация.) – Что для вас было новым? Непонятным? 3.Физминутка. 4. Работа по учебнику. Упр. 61(с.46)– развивается умение находить общую часть однокоренных слов. – Какая общая часть есть у этих слов? – Что общего у них в значении? – С каким словом они все связаны? Докажите это. 5. Работа в Рабочей тетради. Задание № 131с.17(ч.2). (дети собирают группы родственных слов, выделяют корень) Род-Родина, родители, родной, родня, родственники. Сад-садовник, садовый, садик, садочек. Ход-ходок, ходули, ходить, ходики. -Как вы докажите, что каждая группа слов, которая у вас получилась это родственные слова? (ответы детей) -Обратите внимание на первую группу слов. Я вам хочу сказать, что от этих слов идёт какое-то тепло. Почему?(Ответы детей.) Правильно. От этих слов на душе становится светло и радостно, потому что мы любим, когда вместе собираются родственники, родные люди. Хочется друг другу сделать приятное. Мы должны беречь отношения между родственниками, родными, заботиться друг о друге. Тогда и любая беда будет не беда, когда знаешь, что родственники рядом. Берегите своих родителей, помогайте им и жалейте их! 6. Работа в паре. – Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет слово -дом. (Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен). Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 7. Работа с СД-диском (Электронное приложение к учебнику- Упражнения.) «Помоги паучку сплести паутину» – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? – Найдите правильное определение корня. Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов». Буратино: «Корень – это главная часть предложения». Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1.Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3.Выявлять сущность, особенности объектов. 4.На основе анализа объектов делать выводы. 5.Обобщать и классифицировать по признакам. 6.Ориентироваться на развороте учебника. 7. Развиваем умения высказывать своё мнение. 8.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
IX. Домаш-нее задание |
с.47 упр 62 придумать сказку про корень(по желанию) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.