Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема "Корень-главная часть слова. Однокоренные слова."
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема "Корень-главная часть слова. Однокоренные слова."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
23.03.2017
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема "Корень-главная часть слова. Однокоренные слова."
Конспект урока составлен по УМК "Перспектива". Большое внимание уделила работе с электронным приложением к учебнику Русский язык Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. Задания в приложении очень интересны, познавательны и к тому же проходят в игровой форме, а детям это очень нравится. От этого урока я получила большую отдачу.конспект урока
урок №2.docx

План-конспект урока

Предмет -Русский язык

Урок №111

Тема:  Корень-главная часть слова. Однокоренные слова.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Оборудование: Русский язык. 2кл. -учебник  2ч, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь к учебнику 2 часть, компьютер, электронное приложение к учебнику, изображение дерева.

Деятельностная цель:

  развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Образовательная цель:

-формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Оргмо-мент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

 

 

II.Актуа-лизация

знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1.     Словарная работа.

(на доске запись)

Днжд, грмк, вдрг,скр,всл.

Это слова из словаря, только без гласных букв. Надо правильно дописать буквы и объяснить значение слов.

    2.Орфографическая работа.

-Прочитайте слова на доске.

-Мел-…,угол-…,брат-…,стал-… .

-Поставьте вопросы к словам.( что? кто? что сделал?

-Добавьте ь в конце слова и прочитайте новые слова с вопросами.

-Что изменило значение слова?(буква ь)

Спишите пары слов, подчеркните букву ь.

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

Познавательные

УУД

1. Наблюдать над однокоренными словами.

2.Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

3.Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

4.Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем(горе, гора, гореть)

 

 

 

III.Постановка учебной задачи

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, рабочей тетради.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. “Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Пер-вичное закрепление.

 

 

 

VI.Само-стоятельная работа с провер-кой по эталону.Самоанализ и самокон-троль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Включе-ние нового знания в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.

Рефлек-сия

  1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

 

На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

 

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

                         (Е. Измайлов)

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

 

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

– Сравните свои выводы с выводом профессора Самоварова (с.49)

2.Работа с СД-диском. (Электронное приложение к учебнику.-Анимация.)

– Что для вас было новым? Непонятным?

3.Физминутка.

4. Работа по учебнику.

Упр. 61(с.46)– развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

5. Работа в Рабочей тетради.

Задание № 131с.17(ч.2).

(дети собирают группы родственных слов, выделяют корень)

Род-Родина, родители, родной, родня, родственники.

Сад-садовник, садовый, садик, садочек.

Ход-ходок, ходули, ходить, ходики.

-Как вы докажите, что каждая группа слов, которая у вас получилась это родственные слова?

(ответы детей)

-Обратите внимание на первую группу слов. Я вам хочу сказать, что от этих слов идёт какое-то тепло. Почему?(Ответы детей.) Правильно. От этих слов на душе становится светло и радостно, потому что мы любим, когда вместе собираются родственники, родные люди. Хочется друг другу сделать приятное. Мы должны беречь отношения между родственниками, родными, заботиться друг о друге. Тогда и любая беда будет не беда, когда знаешь, что родственники рядом. Берегите своих родителей, помогайте им и жалейте их!

6. Работа в паре.

– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет слово -дом.

(Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен).

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

7. Работа с СД-диском (Электронное приложение к учебнику- Упражнения.)

«Помоги паучку сплести паутину»

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

– Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1.Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

7. Развиваем умения высказывать своё мнение.

8.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.

Домаш-нее задание

с.47 упр 62

придумать сказку про корень(по желанию)

 

 


 

План-конспект урока Предмет -Русский язык

План-конспект урока Предмет -Русский язык

Оказывается, у слова корень несколько значений

Оказывается, у слова корень несколько значений

V .Пер-вичное закрепление.

V .Пер-вичное закрепление.

V .Пер-вичное закрепление.

V .Пер-вичное закрепление.

IV . “Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

IV . “Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017