Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).
Оценка 4.7

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Оценка 4.7
Презентации учебные
doc
русская литература
8 кл
26.05.2018
Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).
В данном конспекте говорится о влиянии Кавказа на творчество Лермонтова. Конспект построен методически правильно. Продвижение по этапам урока идёт с помощью решения проблемных ситуаций. Учащиеся во время урока работают активно, показывают хорошее знание учебного материала. Итоговый контроль показывает, что материал урока усваивается.
plan-konspekt_uroka_literatury_v_8_klasse_lermontov_na_kavkaze (2).doc
План­конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова». Цель:  1. изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова,  познакомить с его произведениями о Кавказе;  2. показать многогранность натуры поэта; 3. развивать  речь учащихся, их эстетический  вкус, навыки  исследования, выразительного чтения, анализа текста  художественного произведения; 4. воспитывать любовь к русской классической поэзии,  к родному  краю. Материалы и оборудование:   мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);    иллюстрации по теме. слайдовая презентация  (Приложение 1); выставка книг; Ход урока. Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… М.Ю. Лермонтов 1.Вступительное слово учителя. Кавказ   для   М.Ю.   Лермонтова   –   символ   вольной,   неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля таинственным образом связанная с судьбой поэта. (слайд 1) Образ Кавказа появляется в произведениях  Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина. 1 ученик.  Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. когда   Елизавета   Алексеевна   Арсеньева   привозила   его   на   воды,   чтобы поправить здоровье внука. Она трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818, 1820 и 1825годах. Останавливались бабушка и внук в имениях родственников   по   материнской   линии   Шелкозаводское   и   Столыпиновка, расположенных недалеко от казачьей станицы Шелковской и Горячеводска (ныне Пятигорска). Уже   первая   поездка   из   далекого   пензенского   имения   Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему   было   около   11   лет.   Из   Тархан   выехали   большим   обозом,   так   как   с Арсеньевой отправился на воды и её брат Александр Алексеевич Столыпин ­ он ехал с женой и детьми. Ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, ­ поездку на Горячие воды на целое лето.  Ехали   долго,   недели   две.   После   Ставрополя   увидели   горы.   На подъезде к маленькому городу Александрову вдруг открылось все Пятигорье. (Сайд 2)  Сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним словно облачка забелели   вершины   Большого   Кавказа.   Там   угадывались   легкие   очертания двуглавого Эльбруса, ­ он то скрывался за горами и скалами, то возникал снова. Проехали аул Бабуковский ­ первое горское поселение. Миша увидел плоскокрышие   сакли   с  узкими   щелями   окон,  сложенные   из   камня   ограды, толпу кабардинских детей, с любопытством глядевших на проезжающий обоз: Дальше ехали по каменистому берегу горного Подкумка. Вскоре показался конический,   поросший   лесом   Машук,   скрывающий   дома   Горячеводска. Правее широко растянулся Бештау, вздымая к облакам несколько скалистых вершин. (Слайд 3) И вот Горячеводск. Горячая гора, вся в известковых потеках, дымится от бегущих по ней серных ручейков... Позади возвышается Машук... На одной из открытых площадок его ­ казацкий дозорный пост. От подошвы Машука начинается   Главная   улица,   пересеченная   несколькими   переулками.   Дома почти все из тонкого леса, отштукатуренные и выбеленные, с камышовыми крышами.   Несколько   казенных   зданий   только   строится,   ­   солдаты   пилят известняк   здесь   же,   на   Машуке.   Городок   охраняют   егеря   и   казаки, расположившиеся с двумя пушками у въезда. (Слайд 4) 2 ученик. Позднее впечатления от поездок на воды вылились в такие  замечательные строки (ученик читает наизусть):  Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный. Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной; От юных лет к тебе мечты мои Прикованы судьбою неизбежной, На севере, в стране тебе чужой, Я сердцем твой – всегда и всюду твой. Еще ребенком, робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников Аллы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы, Я в гости к ним летал мечтой послушной И сердцем был – товарищ их воздушный. Лермонтов говорит о детских впечатлениях от пребывания на  Кавказе? Так когда же родилась его любовь к этим местам? 3 ученик. Вышедший из­под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле ­ это было место его службы,   а   точнее,   ссылки.   Первый   раз   он   был   сослан   в   1837   году   за стихотворение   "Смерть   поэта",   посвященное   трагической   гибели А.С.Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону". У Лермонтова и Раевского был сделан обыск. В конце февраля поэт пробыл несколько дней под   арестом   в   Главном   штабе.   Затем   он   был   переведен   из   гвардейского Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Полк этот находился на Кавказе, где шла война с горцами. 4   ученик.  В   первых   числах   мая   1837   года   Лермонтов   прибыл   в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства.  Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в посёлке появились красивые здания,  он   был   переименован   в  Пятигорск.  Там,  где  располагался   казачий пост, появилась изящная беседка "Эолова арфа", четко вырисовывающаяся на фоне неба. (Слайд 5) В нее вмонтировали музыкальный инструмент ­ арфу, струны которой приводились  в действие ветром через  флюгер  и специальное устройство и издавали   довольно   мелодичные   звуки.   "Я   теперь   на   водах,   ­   пишет   он   в Петербург, ­ пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь,   чтобы   взглянуть   на  этих   великанов,   так   они   прекрасны   и величественны... Ежедневно брожу по горам... Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов".  5 ученик. Хотя я судьбой на заре моих дней,  О южные горы, отторгнут от вас,  Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:  Как сладкую песню отчизны моей,  Люблю я Кавказ.  В младенческих летах я мать потерял.  Но мнилось, что в розовый вечера час  Та степь повторяла мне памятный глас.  За это люблю я вершины тех скал,  Люблю я Кавказ.  Я счастлив был с вами, ущелия гор,  Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.  Там видел я пару божественных глаз;  И сердце лепечет, воспомня тот взор:  Люблю я Кавказ.  "Кавказ", 1830 Беседа. Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в   данном   стихотворении   с   величественной   торжественностью   песнопения благодаря использованию церковно­славянских, книжных форм и слов. Задание: Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.     (   «Глас»   ­   голос,   «воспомня»   ­   вспоминая,   «летах»   ­   годах, «отторгнуть» ­ отделить, отнять насильственным путем).  С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? ( Со «сладкой песней отчизны) Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке  Сладкий   –  сладкозвучный,   приятный,   отрадный,   благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный. М.Ю.   Лермонтов   любил   вечер.   Как   вы   думаете,   почему   вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца) Какую композиционную роль выполняет строчка «Люблю я Кавказ»? (Она создает рефрен, связывающий различные темы главной, единой мыслью.) 6 ученик. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа» Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; мы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших   вершинах   творцу   помолился,   тот   жизнь   презирает,   хотя   в   то мгновение гордился он ею!.. Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одевались, они,   между   тем   как   внизу   все   темно,   возвещали   прохожему   утро.   и розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят   мужчину,   купаясь,   в   таком   уж   смущенье,   что   белой   одежды накинуть на грудь не успеют. Как   я   любил   твои   бури,   Кавказ!   те   пустынные   громкие   бури, которым   пещеры   как   стражи   ночей   отвечают!..   На   гладком   холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно Воздух там чист, как молитва ребенка…  Беседа.   Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и далекие льдины утесов, восходящее солнце.   Внизу – темнота, пещеры,   на   гладком   холме   –   одинокое   дерево,   виноградник,   шумящий   в ущелье, речка, неизвестный путь, неожиданный выстрел. Верх   и   низ  –  два   полюса.   Каково   отношение   поэта   к   этим пространственным полюсам? В чем оно выражается?  Определите   по   толковому   словарю   значение   слова   «престол». (Престол:   1)   То   же,   что   трон.   2)   Высокий   стол,   стоящий   по   середине церковного алтаря, за которым совершается богослужение.) Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»? Престолы природы – метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы а восприятии М.Ю. Лермонтова. Докажите, опираясь на  текст миниатюры, что поэт воспринимает горы Кавказа   небожителями,   но   вполне   доступными   земному   существу.   («…все мечтаю   о   вас   да   о   небе»,   «вы     носили   меня   на   своих   одичалых   хребтах, облаками меня одевали» 6 ученик. М.Ю. Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок сделано Лермонтовым во время его ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы. "Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем   его   отъезде   на   Кавказ..."   (Надпись   рукою   Ф.Одоевского   на оборотной стороне картины "Крестовая гора") (Слайд 6­7) 7   ученик.  В   январе   1838   года   Лермонтов   после   года   службы   на Кавказе возвращается в Петербург. В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал­лейтенанта А.В. Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой при реке Валерик. В "Журнале военных   действий"   отмечено:   "Тенгинского   пехотного   полка   поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение   наблюдать   за   действиями   передовой   штурмовой   колонны   и уведомлять   начальника   отряда   об   ее   успехах,   что   было   сопряжено   с величайшею   для  него  опасностью  от  неприятеля,  скрывавшегося   в лесу   за деревьями   и   кустами.   Но   офицер   этот,   несмотря   ни   на   какие   опасности, исполнял   возложенное   на   него   поручение   с   отменным   мужеством   и хладнокровием..."   В   стихотворении   "Я   к   вам   пишу   случайно;   право..." Лермонтов описал этот поход и бойца Валерика. (Слайд 8­9) …Что  нужды? здешние полки народ испытанный… «В штыки, Дружнее! – раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди… Верхом помчался на завалы кто не успел спрыгнуть с коня… «Ура!» ­ и смолкло. «Вон кинжалы,  В приклады» ­ и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть… (И зной и битвы утомили Меня), но мутная волна  была тепла, была красна. 8 ученик. В августе 1840 года Лермонтов совершил еще один поход, участвуя во множестве жестоких стычек с горцами. После краткого отдыха в Пятигорске он снова в отряде Галафеева, теперь в составе кавалерии. Как вспоминали   сослуживцы,   он   удивлял   удалью   даже   старых   кавказских джигитов.   10  октября   он   принял   команду   от   раненого   Р.И.   Дорохова   над группой   конных   "охотников"   (добровольцев),   в   которую   входили разжалованные   офицеры, казаки, кабардинцы ­ люди  отчаянной  храбрости. "Невозможно было сделать выбора удачнее, ­ писал сослуживец поэта, ­ всюду поручик   Лермонтов,   везде   первый   подвергался   выстрелам   хищников   и   во главе   отряда   оказывал   самоотвержение   выше   всякой   похвалы".   Галафеев представил Лермонтова к награде и направил командующему личную просьбу о его переводе в гвардию. Лермонтов не получил наград и не был переведен в гвардию.  В январе 1841 года Лермонтову был выдан отпускной билет на два месяца,   и   он   отправился   в   Петербург.   В   конце   апреля,   не   дождавшись отставки,  Лермонтов  покидает  столицу  и  едет  в Ставрополь.  В  дороге  он нагоняет   А.А.   Столыпина,   и   дальше   они   едут   вместе.   В   конце   мая   они приезжают в Пятигорск и снимают квартиру у В.И. Чилаева. Даже по местным пятигорским   условиям   квартира   оказалась   очень   скромной.   И   все   же   она понравилась   поэту.   Особенно   когда   он   вышел   на   небольшую   терраску,   с которой   виднелась   белоснежная   горная   цепь   с   возвышавшимся   над   ней двуглавым   Эльбрусом.   С   того   дня,   когда   Лермонтов   переступил   порог небольшого   домика   на   краю   города,   у   подножия   Машука,   прош 㾭 о   уже полтора   столетия.   С   тех   пор   в   ничем   не   примечательном,   небольшом, покрытом   камышовой   кровлей   домике   вместе   с   поэтом   поселилось бессмертие. (Слайд 10­11) Слово учителя.  15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей  литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его  прекрасные творения. Многие из них – гимн любви к Кавказу, его горам и  ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству. Я видел горные хребты,  Причудливые, как мечты,  Когда в час утренней зари  Курилися, как алтари,  Их выси в небе голубом,  И облачко за облачком,  Покинув тайный свой ночлег,  К востоку направляло бег­  Как будто белый караван  Залетных птиц из дальних стран!  Вдали я видел сквозь туман,  В снегах, горящих как алмаз,     Седой, незыблемый Кавказ...   «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец»,   «Ашик­Кериб»,   «Дары   Терека»,   «Казачья   колыбельная   песня», «Тамара»,   «Свиданье»,   «Кинжал»,   «Прощание»,   «Хаджи   Абрек»   ­   все   это стало   результатом   пребывания   М.Ю.   Лермонтова   на   Кавказе.   Вам   же предстоит познакомиться пока только с одним из названных произведений – поэмой «Мцыри». Домашнее задание: прочитать поэму «Мцыри»; написать сочинение­ миниатюру « Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Литература: 1. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Материалы для выставки в  школе и детской библиотеке/ Сост. и вступит. ст. В. В. Афанасьева;  Оформл. Г. Ордынского. – М.: Дет. лит., 1984.  2. В. И. Коровин. М. Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. – М.: «Русское  слово», 2002. 3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и  летописей до классики 19 века/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.:  Аванта+, 2002.

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).

Конспект урока по теме "Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова"( 8 класс, литература).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2018