Повторение правописания глаголов в 5-ом классе: правописание безударных личных окончаний глаголов; -тся, -ться в глаголах; слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. Урок построен с учётом ФГОС: субъектного способа обучения: обучающиеся сами открывают тему урока, формулируют его цели, задания для работыПрезентация к уроку "Правописание глаголов"
Правописание глаголов.doc
Тема «Правописание глаголов»
Класс: 5
Цели: повторить правописание безударных личных окончаний глаголов;
•
•
тся, ться в глаголах;
слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Добрый день, тебе сказали. Добрый день, ответил ты.
Нас две ниточки связали: Теплоты и доброты.
Итак, друзья, внимание: Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – сейчас начнём урок.
Слайд 1
Урок русского языка
Слайд 2 НАСТРОЙТЕСЬ НА РАБОТУ
Проверьте, всё ли готово к уроку
ТЕТРАДЬ
РУЧКА
КАРАНДАШ
ЛИНЕЙКА
УЧЕБНИК
Слайд 3 ДНЕВНИК
Слайд 4 Формула удачи на уроке
Улыбка – настроение,
вера в себя – результат
Слайд 5 СТАДИЯ ВЫЗОВА:
Какой раздел науки о языке мы изучаем на уроках?
О чём мы узнаём из данного раздела?
Слайд 6 Прочитайте стихотворение П. Чеснокова
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья. Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтобы сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
О какой части речи говорится в данном стихотворении?
Почему вы так считаете?
Слайд 7 Найдите среди данных слов глаголы
Бег, бегал, беглый
Рост, рослый, рос
Ходкий, ходики, ходит
Пишут, писчая, письмо
Дело, дельный, делать
Слайд 8 Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Слайд 9
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, играть – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
Эпиграф нашего урока слова Л.Н. Толстого:
“Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы значит, дать
движение фразе”.
Объясните смысл данного высказывания.
Русский язык чрезвычайно богат глаголами.
•
В нём 40 % слов существительные, 35 % глаголы.
Слайд 10 Сегодня на уроке мы отправимся в гости к глаголу.
Перед нами ТРИ ДОМИКА ГЛАГОЛА.
КТО В ЭТИХ ДОМИКАХ ЖИВЁТ, узнаем чуть позже.
А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
Составьте кластер: всё, что ВЫ знаете о глаголе.
ИТАК, что ВЫ знаете о глаголе?
Слайд 11 ПЛАН УРОКА Тест.
•
Работа с текстом.
•
• Игра «Четвертый лишний».
• Физкультминутка.
Графическое упражнение.
•
• Деловая игра «Я - учитель».
• Подведение итогов. Домашнее задание.
Слайд 12 А что, вовашему, самое трудное при изучении данной части речи?
Слайд 13 Сегодня мы и вспомним пишутся глаголы,
а также морфологические признаки, от которых зависит их правописание
Слайд 14 Запишите тему урока: Правописание глаголов
Слайд 15 Перед Вами варианты заданий. Выберите любое и правильно
выполните задание.
Варианты заданий:
1. Ве . т, кле . т, стел . шь, проход…т, суш…т, бор . тся, помога .т, прос…шь, срыва .
т, руб . т.
2. С тем не ужит?ся, кто любит бранит?ся. И мудрому человеку совет требует?ся.будете
друг за дружку держат?ся – можете (ни)чего (не) боят?ся.
3. Или: слитно или раздельно?
(Не)был, (не)годовать, (не)хотел, (не)бросит, (не)увидишь, (не)домогать, (не)волить.
Слайд 1617 Над какими орфограммами мы работаем, изучая ГЛАГОЛ?
• Правописание безударных личных окончаний глаголов
• Тся, ться в глаголах
• Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
Слайд 18 СТАДИЯ ВЫЗОВА
УСТНО Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы в слова.
Заунывный ветер гон…т
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стон…т,
Глухо шепч…т темный лес. (Н. А. Некрасов)
От чего зависит написание безударных личных окончаний глаголов?
(ОТ СПРЯЖЕНИЯ)
ВОТ в домик, где живут данные глаголы, мы и отправимся в первую очередь
Слайд 19 Что Вы знаете о спряжении глаголов? Слайд 20 Таблица спряжения глаголов
Для чего нужно знать спряжение глаголов?
Слайд 21 Таблица окончаний глаголов
Слайд 22 Цифровой диктант: Писать, слышать, терпеть, стелить, брить, ненавидеть,
гнать, обидеть, рисовать, лететь. Проверим, умеете ли ВЫ определять спряжение
глаголов.
КТО ЖЕЛАЕТ ПОЙТИ К ДОСКЕ И ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ?
2
3
2
II
3
II
4
4
I
5
5
I
6
7
8
6
II
7
II
8
II
9
9
I
10
10
I
1
1
I
А теперь пришёл черёд поработать самостоятельно. ДАННАЯ РАБОТА НЕОБЫЧНАЯ:
У ВАС на столах лежат карточки. Возьмите карточку № I, которая так и называется
Правописание безударных личных окончаний глаголов
а НЕОБЫЧНОСИТЬ ЕЁ СОСТОИТ В ТОМ, что вы должны выбрать, какое задание
будете выполнять. Они отличаются уровнем сложности.
Прочитаем инструкцию, как выполняются такие задания и как данная работа будет
оцениваться.
Слайд 25 Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.
• Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал –
выбирает задание 1.
• Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
• Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности –
выбирает задание 3
Слайд 26 Инструкция по оцениванию результатов работы разноуровневого
упражнения
•
•
•
1 уровень – «3» – «4» (базовый, задания, как правило, репродуктивного характера)
2 уровень – «4» – «5» (задания частичнопоискового характера)
3 уровень – «5» (задания творческого характера)
Ознакомьтесь внимательно с заданиями, ВЫБЕРИТЕ то, что ВАМ по силе.
Кто желает пойти к доске, чтобы выполнить задание уровня 1, 2, 3? Слайд 27 ПРОВЕРЬТЕ Выполнение своей работы
3 уровень: Крепкую дружбу топором не разрубишь (II спр.)
Не тот друг, кто медом мажет (Iспр.), а тот, кто правду скажет (I спр.). Скажешь (I
спр.) – не воротишь (II спр.), напишешь (I спр.) – не сотрёшь, отрубишь (II спр.) – не
приставишь (II спр.). Веника не переломишь (II спр.), а по прутику весь переломаешь
(I спр.).
2 уровень:
1 2 3
3. лелеет 1. пишет 1. полет
4. затеет 3. бреет 4. веет
5. колет 5. раскается
1. уровень:
I спряжение
РЕЕТ
ВЕЕТ
СТЕЛЕТ
БОРЕТСЯ
ПОМОГАЕТ
БРЕЕТ
СРЫВАЕТ
II спряжение
СТРОИМ
ЖАЛИТ
РУБИТ
КЛЕИШЬ
СЛЫШИТ
ЗАМЕТИШЬ
ДЕРЖИТ
Слайд 28 Чтобы перейти в следующий домик глагола, нужно преодолеть одно из
препятствий «Лесенку окончаний».
• Кто нас поведёт по ней?
•
Работа выполняется на доске.
улыба..тся
чита..т люб..т
вид..т мечта..т
зна..т реша..т
хоч..т слыш..т
Чем отличается глагол улыбается от остальных? (В нём ДВЕ орфограммы: безударная
гласная в окончании и –ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах)
Слайд 29 бросит ? ся
нравит ? ся
удивит ? ся
вернут ? ся
Что мы должны написать на месте пропусков?
От чего зависит написание ться и тся в глаголах?
Слайд 30
• Выбор написания ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах зависит от формы слова.
• Форму глагола устанавливаем по вопросу. Помни: вопрос – твой помощник!
Что делает? Что делать?
Что сделает? Что сделать?
бросится броситься
нравится нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться
Во втором домике живут глаголы ??? (НА ТСЯ, ТЬСЯ)
Слайд 31 Игра «КТО БЫСТРЕЕ»:
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ (УСТНО)
Объясните написание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах.
Запишите одну из понравившихся вам пословиц.
Объясните её смысл.
Выделите окончания в глаголах.
1). Кто умеет веселит_ся, (…) 1) тот должен много трудит_ся.
2). Не надо хвалит_ся, (…) 2) тому без дела (не) сидит_ся.
3). Кто любит трудит_ся, (…) 3) коли (не) знаешь, как рожь родит_ся.
4). Кто хочет от жизни толку добит_ся, (…) 4) того горе боит_ся.
ПРОВЕРКА: 1 – 4 2 – 3 3 – 2 4 – 1
Слайд 32 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
•
А сейчас пришло время отдохнуть, но отдыхать будем с пользой для нашего
организма. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения, которые
обозначают глаголы.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте, тихо посидите,
Всё в порядок приведите
И к работе приступите.
Слайд 33 34 А теперь снова за работу. Вернёмся к составленным ВАМИ
пословицам.
ЕЩЁ КАКАЯ ОРФОГРАММА находится в ГЛАГОЛАХ? (ПРАВОПИСАНИЕ не С
ГЛАГОЛАМИ)
Слайд 35 : Подберите глагол с НЕ, объясняющий смысл слов Слайд 36 1. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
а) не было, не радоваться
б) не хотел, ненавидел
в) не знал, нездоровится
г) не взлюбил, не умею
Слайд 38 Следующее задание – творческое
Деловая игра «Я учитель» (На выбор)
Можно работать в парах
1. Составьте словарный диктант по теме “Глагол” (1015 слов). Обозначьте орфограммы
пропуском букв или знаком вопроса.
2. Придумайте варианты слов для игры “Четвёртый лишний” (34 варианта).
3. Придумайте слова, на изученные орфограммы, по теме “Глагол” для буквенного
диктанта (1012 слов).
Работу выполняете в тетради Или на листочках
ПРОВЕРИМ (СПРАШИВАЮ ПО СЛАЙДАМ: ВАРИАНТЫ СЛОВ ДЛЯ ИГРЫ
«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Слайд 39 ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Слайд 40 Найдите слова, которые произносятся и пишутся одинаково.
К каким частям речи относятся эти слова?
Я коня водой пою,
Песню солнышку пою:
«Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило».
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
Как отличить глаголы от имён существительных?
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Конспект урока по теме "Правописание глаголов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.