Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."
Оценка 4.7

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
13.01.2019
Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."
Конспект урока по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг." Урок отражает основные направления внешней политики России в начале XX века. Выявлены причины, характер Русско - японской войны 1904-1905 гг., основные события, а также итоги Русско - японской войны. В ходе урока были сделаны выводы о несостоятельности политики страны, в результате появления предпосылок для внутриполитического кризиса.
конспект урока.docx
Тема: Внешняя политика. Русско­японская война 1904 – 1905 гг. Тип урока: усвоения нового материала. Цель:  познакомить   с   основными   направлениями   внешней   политики России в начале 20 века. Формы работы: рассказ учителя, работа с документами. Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, документы, тесты. Ход урока: 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний учащихся по теме «Внутренняя политика в 1894­1904 гг.»  Проверка заполнения таблицы «политические деятели». 3. Изучение нового материала. План: 1. Направления внешней политики Росси. 2. Дальневосточная политика 3. Причины и характер Русско­японской войны 1904­1905 гг. 4. Ход военных действий. Оборона и падение Порт­Артура. 5. Итоги и последствия Русско­японской войны. «Чтобы   остановить   революцию.   Нам   нужна   маленькая   победоносная война», ­ незадолго до русско­японской войны сказал министр внутренних дел В. К. Плеве. В   течения   урока,   нам   необходимо   найти   ответ   на   вопрос:   «Почему русско­японская   война   не   стала   для   России   ни   «маленькой»,   ни «победоносной»?  Внешняя политика Николая II отличалась сочетанием 2х задач. В 1899 г. состоялась   международная   конференция   в   Гааге.   В   ней   учувствовало   26 стран. Было понятно, что военное столкновение неизбежно. Но была сделана попытка смягчить его характер.  Было принято:    не использовать удушливые газы; не применять снаряды, начинённые газом; не использовать разрывные пули. Был создан Гаагский международный суд для решения международных конфликтов. В   90­х   гг.   XIX   в.   внимание   всех   европейских   правительств   было привлечено событиями на Дальнем Востоке. У Николая II появляется идея выхода России к незамерзающим морям Тихого океана, т.е. переориентация внешнеполитических   интересов   ­   «большая   азиатская   программа». Усиливается   противостояние   между   Россией   и   Японией.   Внутри   страны борьба между двумя группировками ­  сторонников модернизации страны, выступавших за приоритет внутренней политики над внешней (С.Ю. Витте, П.А.   Столыпин   и   др.),   и сторонников   распространения   экспансии   на Восток и   приобретения   новых   территорий   (А.   М.   Безобразов,   А.П. Извольский и др.). Победила вторая группа. На   самом   деле   Миролюбивые   цели   Николая   II   были   связаны   с «азиатской программой» ­ усиления России в Восточной Азии. Главным   препятствием   на   пути   к   российскому   преобладанию   на Дальнем Востоке была Япония, которая стала активно претворять в жизнь программу   создания   «Великой   Японии»,   начав   захватнические   действия   в Китае и Корее. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско­Восточную железную дорогу (КВЖД) — из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию. Китайско­русское   сближение   подхлестнуло   к   захвату   китайских территорий другие державы. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао.   Россия   не   только   не   поддержала   Китай,   но   решила,   по   примеру Германии, приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские корабли вошли   в   Порт­Артур,   важный   стратегический   пункт   на   Ляодунском полуострове. В   мае   1898   г.  Китаю   был   навязан   договор   о   безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт­Артура с правом создания там российской военно­морской базы. Военное присутствие России в Китае вызвало   резкое   неприятие   со   стороны   Японии.   Тайную   поддержку   ей оказывали США и Англия, также не заинтересованные в усилении российских позиций   на   Дальнем   Востоке.   Они   предоставили   Японии   кредиты, организовали   поставки   металла,   нефти,   оружия,   военных   судов,   всячески подталкивая ее к войне с Россией. В   январе   1903   г. Николай   II   созвал   совещание   по   делам   Дальнего Востока.   Большинство   высших   чиновников   считали   необходимым   начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал С. Ю. Витте. В  1902 г. он   совершил   поездку   на   Дальний   Восток   и   вынес   из   нее твердое убеждение,  что   Россия   к   войне   не   готова.   Витте   предлагал   начать   широкое   особо   подчеркивая экономическое   освоение   Дальнего   Востока, нежелательность войны.  Вскоре Витте был отправлен в отставку. В   июле   1903   г. Япония   предложила   России   разграничить   сферы интересов   в   дальневосточном   регионе:   признать   Корею   японской   сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии ­ зоной российских   интересов.   И   хотя   русское   правительство   вынуждено   было согласиться на требования Японии, телеграмма была задержана на японском телеграфе. 24   января Япония   разорвала   дипломатические   отношения   с Россией, а 27 января 1904 г. началась война. Запись в тетради: 1904­1905 гг. русско­японская война. Соотношение сил и цели сторон в войне:  и Япония, и Россия вели борьбу   за   чужие   территории,   это   борьба   за   сферы   влияния.   И   Россию,   и Японию   подталкивали   к   войне   европейские   державы,   но   накануне   войны Россия   оказалась   в   политической   изоляции.   Франция   заявила   о   своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам. ­ Насколько были готовы к войне Россия и Япония? Задание. Прочитайте   отрывки   из   воспоминаний,   сделайте   вывод   о соотношении сил.  В   внутри   России   обстановка   тоже   была   не   спокойной.   В.К.   Плеве   нам   нужна   маленькая сказал: «Чтобы   удержать   революцию, победоносная война…» Как вы понимаете слова Плева? Задание: выписать в тетрадь основные события. Ход военных действий: 27   января 1904 г. Японские корабли атаковали русскую эскадру. 2 броненосца и 1 крейсер   получили   серьезные   повреждения.   Превосходство Японии на море. Гибель крейсера «Варяга». Февраль 1904 г.  Главнокомандующий Тихоокеанским флотом стал вице­адмирал С.О. Макаров. Март 1904 г. Броненосец   «Петропавловск»   наскочил   на   мину.   Гибель   С.   О. Макарова, 29 офицера и 652 матроса. Апрель 1904 г. Высадка   десанта  2­ой   японской   армии.  Форсировали   р.  Ялу   и вступили в Манчжурию. Май   1904 г. Японцы высадились на Квантунском полуострове и приступили к осаде Порт­Артура. Август 1904 г. Многодневное   генеральное   сражение   под   Ляояном,   которое окончилось отступлением русской армии. Сентябрь ­ октябрь 1904 г. Генерал Куропаткин сделал попытку перейти в наступление, но в кровавой   битве   на   р.   Шахэ   русская   армия   была   остановлена японцами, понеся большие потери. Октябрь 1904 г. Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра (под командованием   адмирала   Рождественского),   направляясь   на Дальний Восток. Осада Порт­Артура.  Ноябрь   ­ декабрь 1904 г. 2   декабря 1904 г. Убит   генерал   Кондратенко,   бывший   душою   обороны   Порт­ Артура. 19 декабря 1904 г. Командующий   русскими   войсками   генерал   Стессель   сдал крепость   японцам,   вследствие   чего   японская   осадная   армия могла быть переброшена на Манчжурский фронт. Февраль 1905 г. В  многодневном   бою  под  Мукденом  русская   армия   потерпела поражение и вынуждена была отступить на север. Май   1905 г. Эскадра   генерала   Рождественского   пришла   в   воды   Желтого моря, направляясь во Владивосток, и в Цусимском проливе была уничтожена японским флотом. Май   1905 г. Президент США Т. Рузвельт предложил воюющим сторонам свое посредничество. Июль 1905 г. Портсмутская конференция 23 августа Портсмутский мирный договор. Работа   с   историческим   документом   «Мирный   договор   между Россией и Японией».  4. Закрепление изученного материала. ­ Назовите даты русско­японской войны? ­ Какими фактами можно потвердеть неготовность России к войне? ­ Самое крупное морское сражение в русско­японской войне? ­ Какое сражение имело самые большие потери и практически истощило обе стороны? ­ Каких героев русско­японской войны вы запомнили? ­ Какая крепость продержалась в блокаде практически целый год? ­ Каковы причины русско­японской войны? 5. Домашнее задание.  Прочитать параграф 4, выписать в тетрадь итоги войны 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожаев. Груз военных расходов оказался непосильным для   страны.   Необходимость   реформирования   государственного   устройства империи была осознана большей частью российского общества. Мирный договор между Россией и Японией Портсмут, 23 августа 1905 г. Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются: 1)   эвакуировать   совершенно   и   одновременно   Маньчжурию,   за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского Приложение полуострова, приложенной к сему договору, и   согласно   постановлениям,   дополнительной   I   статьи, 2) возвратить   в  исключительное управление  Китая вполне  и  во  всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками,   или   которые   находятся   под   их   надзором,   за   исключением вышеупомянутой территории... Статья V. Российское   императорское   правительство   уступает   императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт­ Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все   права,   I   [реимущества   и   концессии,   связанные   с   этой   арендой   или составляющие   ее   часть,   И   уступает   равным   образом   императорскому японскому   правительству   все   общественные   сооружения   и   имущества   на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда… Статья VI. Российское   императорское   правительство   обязуется   уступить императорскому  японскому правительству,  без вознаграждения,  с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан­чун (Куан­чен­цзы) и Порт­Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу... Статья IX. Российское   императорское   правительство   уступает   императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина   и   все   прилегающие   к   последней   острова,   равно   как   и   все общественные   сооружения   и   имущества,   там   находящиеся.   Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории... Вопросы:  Где   и   когда   произошло   подписание   мирного   договора   между Россией и Японией?   Чего лишилась Россия в результате этой войны? Итоги войны записать в тетрадь.

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Конспект урока по теме: "Русско-японская война 1904-1905 гг."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2019