Исследование «Загадки наград великого Суворова»
Оценка 4.8

Исследование «Загадки наград великого Суворова»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
история
9 кл
05.06.2019
Исследование «Загадки наград великого Суворова»
Публикация является частью публикации:
НАГРАДЫ СУВОРОВА изменённый реферат №1.docx

VI городская НПК школьников

«Ученик, учитель, город, наукоград!»

 

 

Научно-исследовательская работа

по теме:

«Загадки наград великого Суворова»

              

                                                                               

 

Подготовил: Русановский Глеб

ученик 9 «А» класса МБОУ СОШ №3

                                                           Руководитель: Толпекина Надежда Ивановна,

учитель истории МБОУ СОШ №3

 

г. Протвино

2016 год

Содержание:

 

 

 

 

Введение                                                                    3

Основная часть                                                         

1. Российские ордена А.В. Суворова                      5

2. Портрет Суворова живописца Н. Уткина          6

3. Ордена на иных портретах А.В. Суворова        9

4. Иностранные ордена А.В. Суворова                  12

5. «Царские подарки»                                               16

Заключение                                                               17

Список литературы                                                  19

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исследуя полководческий талант А. В. Суворова, с которым я выступал на городской конференции в прошлом учебном году, мое внимание привлекли многочисленные награды великого стратега.

Цель исследования: всесторонний анализ наград А В Суворова

Объектом исследования избраны награды А. В. Суворова.

Предметом исследования избраны тенденции и особенности вручения наград А. В. Суворову.

Цель, объект и предмет определили задачи исследования:

1.Проанализировать историю поощрения наградами А. В. Суворова;

2.Обосновать сравнительные характеристики наград Суворова на портретах;

3.Охарактеризовать место наград А.В. Суворова в российской военной истории;                                 4. Обосновать роль и значение наград А.В. Суворова в современных условиях.

  Гипотеза исследования заключается в том, что военно-педагогическое наследие А.В. Суворова нуждается в научном исследовании и обобщении в интересах сохранения и развития военно-педагогической мысли.

  Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой мы отнесли авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй мы отнесли научно-периодические материалы. И к третьей, мы отнесли официальные веб-сайты организаций и учреждений, проектов Рунета.

  При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы исследования:

ü  анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа)

ü  обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения)

ü  моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод научного моделирования).

Научная значимость работы состоит в обогащении существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.

Практическая значимость работы состоит в комплексном анализе наград А.В. Суворова.

За военную карьеру великого полководца Александра Васильевича Суворова награждали десятки раз: и российские государи, и европейские монархи. Он получал ордена, почетные титулы, высочайшие подарки. Но, сколько всего наград было у генералиссимуса Суворова? И какие? На этот счет имеется немало заблуждений. Так уже повелось, что его часто называют обладателем всех российских орденов. Но согласно орденским статутам российской империи Суворов таковым не являлся.

У великого русского полководца, командовавшего союзными объединенными армиями в Европе, было и немало иностранных орденов. По подсчетам их семь. Однако сегодня на многочисленных сайтах и форумах Александру Васильевичу приписываются иностранные награды, которых он никогда не получал! К тому же до сих пор в числе «французских королевских орденов», пожалованных полководцу, некорректно числятся два ордена. Но как удалось выяснить – это был один орденский знак. Какой?

Великий российский полководец Александр Васильевич Суворов, в своей жизни не проигравший ни одного сражения, имел слабость: любил и ценил награды. Но при этом, признавал только боевые. Ордена и подарки за плац-парады, маневры и светские рауты презирал и категорически их отвергал. Но за «ратное дело» мог и сам «испросить орденок».

Например, после сражения с турками при Туртукае в мае 1773 года, в котором сам Суворов был ранен, а его «чудо-богатыри» уничтожили свыше тысячи турок, захватили 14 орудий и 35 судов (потери русских войск составили всего 6 человек убитыми и 87 ранеными) он в письме к главнокомандующему фельдмаршалу Салтыкову просил: «Не оставьте, ваше сиятельство, моих любезных товарищей, да и меня, Бога ради, не забудьте, кажется, я вправду заслужил Георгиевский второй класс: грудь и поломанный бок очень у меня болят, голова как будто подраспухла».

Через месяц на имя Суворова пришел рескрипт Екатерины II.

«Произведенное вами храброе и мужественное дело… при атаке на Туртукай, учиняет вас достойными к получению отличной чести и Нашей Монаршей милости по узаконенному от нас статуту военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. А потому Мы вас во второй класс сего ордена всемилостивейше жалуем».

Об отношении Суворова к наградам достаточно откровенно говорит и его письмо от 8 ноября 1789 года к дочери, «любезной Наташе-Суворочке», как он ее называл. Александр Васильевич пишет, что счастлив от получения очередных наград, отмечая, что ему вручили «рескрипт на полулисте, будто Александру Македонскому. Знаки (бриллиантовые) Св. Андрея тысяч в пятьдесят, да выше всего, голубушка, первый класс Св. Георгия. Вот каков твой папенька. Чуть, право, от радости не умер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российские ордена А.В. Суворова

 

За военную карьеру полководца поощряли десятки раз: и российские государи, и европейские монархи, он получал ордена, почетные титулы, высочайшие подарки.

Но, сколько же всего наград было у Александра Васильевича? И какие? На этот счет имеется немало заблуждений. Так, уже в наше время, в 2008 году на телеканале «Россия» существовал популярный проект «Имя России». Россиянам предоставлялась возможность путем реального голосования выбрать самых ярких и значимых героев Отечественной истории. Среди них было и имя великого А.В. Суворова. Но, рассказывая о Суворове, закадровый голос на телеканале называл его «обладателем всех российских орденов»!

А это – заблуждение! Александр Васильевич согласно орденским статутам своего времени таковым не являлся. Правильно было бы сказать, что А.В. Суворов был обладателем всех ВЫСШИХ степеней российских орденов того времени. А это не одно и то же.

В империи действовало правило, согласно которому награждение орденами производилось строго по степеням, начиная от самой младшей к старшей. В целом положение о постепенном награждении соблюдалось неукоснительно. И наличие на мундире кавалера одной из старших степеней ордена означало, что он уже был ранее награжден младшей степенью. Однако бывали и исключения. Именно под них и «попал» великий полководец.

Например, в июле 1783 года «за присоединение разных кубанских народов к Российской Империи» А.В. Суворов был награжден орденом Св. Владимира 1-й степени. Но орден Св. Владимира, учрежденный 22 сентября 1782 года, имел четыре степени. Награждение Суворова сразу первой, высшей степенью этого ордена, безусловно, явилось признанием его заслуг и важности выполненной им миссии. Но факт остается фактом – в своей коллекции (в данном случае, виртуальной, т.к. при награждении более высокой степенью ордена, младшая обязательно снималась и сдавалась в Кавалерскую думу, а после 1798 года в учрежденный Павлом I Капитул Орденов) отсутствовали знаки ордена Св. Владимира младших степеней: 4-й, 3-й и 2-й.

Также в его коллекции отсутствовал и знак ордена Св. Георгия низшей, 4-й степени. Виной этому – опять же полководческий талант Суворова и императрица Екатерина II. По ее воле Александр Васильевич «перескочил» низшую степень ордена, так как был награжден сразу «третьим классом» «за победы над войсками конфидератов» в Польше в 1771 году.

Все российские ордена А.В. Суворова (в отличие от иностранных, о которых речь пойдет ниже) можно подтвердить документально. Среди них значатся: орден Св. Андрея Первозванного с бриллиантовыми знаками (одностепенный), орден Св. Анны 1-й степени с бриллиантами (он получил его в период, когда этот орден еще не был разделен на степени), знаки ордена Св. Георгия 1-й, 2-й и 3-й степени (по правилам того времени носилась только одна – высшая 1-я степень), орден Св. Александра Невского (одностепенный), знаки ордена Св. Владимира 1-й степени и большой крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден). Таким образом, Александр Васильевич был кавалером высших степеней шести из семи существовавших на тот момент российских орденов (кроме ордена Св. Екатерины, которым по статуту Суворов никак не мог быть награжден – он предназначался исключительно придворным дамам).

               Портрет Суворова живописца Н. Уткина.

 

Всем нам с детских лет хорошо известен портрет великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, выполненный в 1818 году замечательным русским гравером Н. И. Уткиным с оригинальной картины австрийского придворного живописца И. Шмидта, написанной в 1800 году. Исполненный через восемнадцать лет после смерти Суворова, он сразу же получил самое широкое распространение и стал как бы каноническим его изображением. Однако не секрет, что на гравюре Уткина наружность полководца дана в сильно преображенном, приукрашенном виде.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к свидетельствам современников. Гениальный военачальник на поле боя, "не воспитанный" чудак в высшем обществе, простой и сердечный в обращении с солдатами, враг роскоши и общепринятых условностей в своем быту, но одновременно и человек далеко не равнодушный ко всякого рода отличиям, почестям и орденам, - таков был Суворов. Все, кто видел его, единодушно отмечали "непредставительность" и даже "невзрачность" его наружности и в то же время необыкновенную живость, подвижность его лица, стремительную смену настроений, насмешливый, "полный огня взгляд". В последние годы жизни лицо его было изрезано морщинами, причем настолько выразительно, что "как бы говорило без помощи слов". Всего этого мы не увидим на уткинском портрете, показывающем генералиссимуса, по-видимому, именно в поздний период его жизни - в блеске славы, при орденах и с орденской лентой через плечо. 

Мундир полководца на портрете украшают семь орденских крестов и четыре звезды. Что это за ордена? За какие подвиги они получены?

Знаки этих орденов хорошо видны на портрете Суворова. Но нужно иметь в виду, что А. В. Суворов был одним из самых награжденных военачальников своего времени, и все его награды никак не могли бы уместиться на одном мундире! Поэтому художник разместил далеко не все знаки, как первых степеней российских орденов, каждому из которых полагалось – крест, звезда и лента, так и иностранных орденов.

На портрете хорошо видны знаки всех российских орденов Суворова: Св. Андрея Первозванного (верхняя восьмиконечная звезда на левой стороне груди и голубая лента через правое плечо), Св. Владимира (восьмиконечная звезда снизу на левой стороне груди), Св. Анны (большой крест на шее, украшенный бриллиантами), Св. Георгия (четырехконечная звезда на груди ниже звезды Св. Андрея) и большой крест ордена Иоанна Иерусалимского (самый нижний на груди). Но на портрете нет знаков российского ордена Св. Александра Невского! Ни креста, ни звезды, ни ленты? Загадка?

Ответ на вопрос, почему на портрете отсутствуют знаки ордена Св. Александра Невского, я нашел, покопавшись в регламентах российского Капитула Орденов. По правилам ношения орденов Российской империи в парадных случаях при Андреевской ленте (т.е. когда кавалер имел высший императорский орден) знаки одностепенного ордена Св. Александра Невского не надевались. Само собой, подразумевалось, что все награжденные высшим российским орденом Св. Андрея Первозванного уже должны были иметь «Невского» (хотя бывали случаи в истории, когда удостоенный «Андрея» не имел еще «Невского» – тогда при награждении ему вручались знаки сразу обоих орденов).

Но, изображенные на портрете ордена (включая не вошедший «Невский») – это далеко не все российские награды Суворова! Александр Васильевич одержал столько громких военных побед, что настал момент, когда российских орденов для его награждения просто не хватило! И даже императрица была вынуждена импровизировать. Так в конце 1779 года А. В. Суворова, который успешно проявил себя в Крыму в должности командира Крымского корпуса русских войск, вызвали в Петербург. Его приняла сама императрица Екатерина II. В конце аудиенции она решила поощрить отличившегося генерала, но сановники ей подсказали, что совсем недавно Суворов уже был награжден дорогим царским подарком – золотой табакеркой с портретом императрицы. Чем же облагодетельствовать отличившегося генерала? Екатерина нашла выход: сняла со своего платья звезду ордена Св. Александра Невского, украшенную бриллиантами и пожаловала ее Суворову. Эта звезда ордена (им полководец был награжден ранее), но «с монаршего платья» стала отдельной и престижной наградой полководцу.

На груди хорошо видны два наградных портрета - Павла I и австрийского императора.

Мундир полководца на портрете украшают семь орденских крестов и четыре звезды. Что это за ордена? За какие подвиги они получены? 

Лента через плечо, так же, как и верхняя восьмиконечная звезда, означают знаки высшего российского ордена - Андрея Первозванного, награду полководца за победу под Кинбурном в 1787 году.

Два года спустя, после победы под Фокшанами, Суворову были пожалованы бриллиантовые знаки этого ордена.

Самый большой шейный знак на портрете - крест ордена Анны, усыпанный бриллиантами. Суворов получил его в 1770 году, когда этот орден еще не имел степеней.

В 1771 году он был награжден орденом Александра Невского, мы знаем, что при Андреевской ленте он не надевался. 

Два этих ордена Суворов получил за победы, одержанные в войне против Барской конфедерации - союза польской шляхты, выступавшей за сохранение привилегий Католической церкви и шляхетских вольностей.

В этой же войне за победу под Ланцкороной 19 августа 1771 года Суворов получил Георгиевский крест 3-й степени. Его мы на портрете не видим, но легко узнаем ромбовидную Георгиевскую звезду. Генералиссимус был кавалером 3-й, 2-й и 1-й степеней военного ордена, и на портрете он изображен со знаками высшей степени. Лента через правое плечо не видна, так как она надета под мундиром и закрыта широкой Андреевской лентой. 

Знаки ордена Георгия 2-й степени А. В. Суворов получил за военные действия против турок при Туртукае в мае 1772 года. В этом сражении он принимал непосредственное участие, был в рукопашной схватке и получил ранения. Суворов гордился наградами за участие в этом бою, в котором сам действовал штыком и шпагой. В своем искреннем письме к главнокомандующему Салтыкову он писал через несколько дней после боя: "Не оставьте, ваше сиятельство, моих любезных товарищей, да и меня, Бога ради, не забудьте, кажется, что я вправду заслужил Георгиевский второй класс: сколько я к себе холоден, да и самому мне то кажется. Грудь и поломанный бок очень у меня болят, голова как будто подраспухла". 

Орденом Георгия 1-й степени А. В. Суворов был награжден за победу над турками при Рымнике в 1789 году. Вместе с этой наградой полководец получил титул графа Рымникского и украшенную алмазами шпагу. Победа при Рымнике была крупнейшим событием русско-турецкой войны 1787-1791 годов, однако солдаты никаких наград за нее не получили. А. В. Суворов, желая достойно вознаградить истинных победителей - свои храбрые войска, прибег к такой церемонии: построенным в каре солдатам были розданы лавровые ветви. Суворов обратился к ним с речью, в которой благодарил их за подвиг, страстно, доступным языком говорил о славе, победе, чести и лаврах. После этого солдаты, как это было условлено, увенчали друг друга лавровыми ветвями. 

Своим главным подвигом А. В. Суворов считал взятие Измаила.

"На подобный штурм можно решиться только однажды в жизни", - говорил он впоследствии. Но за эту выдающуюся победу Суворов был отмечен не ожидаемым и вполне заслуженным фельдмаршальским званием, а производством в подполковники гвардейского Преображенского полка, полковником которого числилась Екатерина II. Это считалось почетным, но таких подполковников - престарелых генералов - было уже десяток, а Суворов был один. Такая "почесть" выглядела прямым издевательством, "измайловский стыд" был для Александра Васильевича горьким воспоминанием до конца жизни. Причина же оскорбления крылась в неприязни к нему главнокомандующего Г. А. Потемкина, который не пожелал делить "высочайшие" милости со своим подчиненным. 

Тогда же, в 1791 году, появилась и необычная персональная медаль в честь победителя Измаила. Суворов изображен на ней с непокрытой головой, в наброшенной на плечи львиной шкуре, т. е. в виде Геркулеса. На оборотной стороне помещены четыре щита с надписями - Рымник, Измаил, Фокшаны, Кинбурн, сверху выбито: "победих", а внизу помещены даты этих сражений. Портрет Суворова на медали подчеркнуто лишен каких-либо прикрас, натуралистично переданы черты его старческого лица. В сочетании с "героическими" атрибутами в духе классицизма это придает медали известную гротескность. Подобная двусмысленная награда выражала отношение придворных кругов к "заносчивому" победителю. 

Нижняя восьмиконечная звезда на мундире А. В. Суворова, состоящая из золотой четырехугольной и наложенной на нее такой же серебряной звезды, говорит о награждении великого русского полководца орденом Владимира. Суворов получил 1-ю степень Владимира за присоединение "разных кубанских народов к Всероссийской империи" в 1783 году. 

На груди полководца, поверх Андреевской ленты, виден белый крест с раздвоенными концами, украшенный сверху короной и трофеем. Это большой крест ордена Иоанна Иерусалимского. Он был получен Суворовым 9 февраля 1799 года. Незадолго до этого опальный фельдмаршал был вызван Павлом I из Кончанского и назначен главнокомандующим союзными армиями в войне против Франции.

Впереди еще были Адда, Треббия, Нови, Сен-Готардский перевал, Чертов мост - и титул князя Италийского, звание генералиссимуса, иностранные ордена (которые украшают грудь Суворова на портрете), приготовление к торжественной встрече в Петербурге и новая опала, короткая, но уже до самой смерти...

 

 

 

 

Ордена на иных портретах А.В. Суворова

 

Обратимся к прижизненным портретам великого русского полководца, на которых по правилам того времени принято было изображать военачальника с орденскими знаками. Они могут немало рассказать о наградах полководца. Правда среди портретов и гравюр Александра Васильевича, созданных уже после его смерти, есть немало таких, к которым нужно относиться с большой осторожностью – многие написаны людьми, не разбирающимися в геральдике и российской орденской системе. Для идентификации иностранных орденов А. В. Суворова проведем сравнительный анализ имеющихся портретов великого полководца, а также обратится к архивным данным.

В этом смысле нас особенно интересует портрет Александра Васильевича кисти придворного австрийского живописца И. Шмидта. Он исключительно ценен потому, что картина И. Шмидта сделана в финальный год жизни Суворова с натуры в Праге в январе 1800 года, когда большинство наград полководцем было уже получено.

Как Суворов оказался в Праге? Напомню, что в 1798 году Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское и Сардинское королевства). Для похода в северную Италию, захваченную войсками Французской Директории, была создана объединенная русско-австрийская армия. Первоначально во главе армии планировалось поставить австрийского эрцгерцога Иосифа, но по настоянию Англии, Австрия обратилась с просьбой к российскому императору Павлу I назначить главнокомандующим А.В. Суворова. Именно по этой причине великий российский полководец и был возвращен из ссылки. Александр Васильевич прибыл в столицу австрийской империи Вену 14 марта 1798 года, а 4 апреля он уже возглавил объединенную армию в Вероне, а на следующий день перешел с войсками в Валеджо. Здесь Александр Васильевич в кротчайшие сроки провел сколачивание русских и австрийский полков, и уже 15-17 апреля в знаменитом трехдневном сражении на реке Адда войска под его командованием нанесли поражение французской армии генерала Ж. Моро. Затем Суворов стремительно двинулся вперед и в двух сражениях снова разбил противника: сначала 6-8 июня при Треббии армию генерала Ж. Макдональда и затем 4 августа при Нови армию под командованием генерала Б. Жубера. В результате суворовских побед над наполеоновскими генералами (сам Наполеон Бонапарт в это время завоевывал Египет) французские войска в северной Италии были разгромлены.

За победу при Адде Суворов был награжден бриллиантовым перстнем с портретом Павла I, а за Треббию – бриллиантовым портретом императора для ношения на груди. В Рескрипте, сопровождавшем вторую награду, Павел писал: «Портрет мой на груди вашей да изъявит всем и каждому признательность Государя к великим делам своего подданного, Слава Богу, слава вам!». За Нови Александр Васильевич получил небывалую доселе награду. К титулам Суворова добавился еще один – князя Италийского. Итальянский поход принес ему и иностранные награды: указом короля Сардинского Виктора-Эммануила Суворову были присланы знаки двух орденов Сардинского королевства (рыцарские) – орден Святого Благовещения (иначе известен еще как орден Аннунсиады) и орден Святых Маврикия и Лазаря (о них ниже).

В середине августа Александр Васильевич получил предписание от обоих императоров об отводе союзных войск в Швейцарию для соединения с находившимся там русским корпусом А. Римского-Корсакова. Начался новый этап в полководческой деятельности Суворова – знаменитый Швейцарский поход 1799 года. Швейцарский поход стал достойным венцом подвигов А. В. Суворова. Знаменитейший и талантливейший из его противников, французский генерал А. Массена, будущий маршал Франции, искренне признался, что «отдал бы все свои походы за одну лишь швейцарскую эпопею» русского полководца.

Итак, Суворов после Швейцарского похода оказался в Праге. И здесь был написан последний прижизненный портрет простуженного в Альпах военачальника, возвращающегося на Родину. Если мы посмотрим на оригинал картины, который ныне хранится в Национальном музее Лихтенштейна, то увидим, что художник Шмидт написал российского полководца А.В. Суворова в белом австрийском фельдмаршальском мундире. Загадка? Но этому есть логичное объяснение.

Обратимся к статье, напечатанной А. Бильдерлингом в № 261 газеты «Русский Инвалид» за 1898 год. «Когда после швейцарского похода, Суворов возвращался больной в Россию, в начале 1800 года, он дорогой остановился в Праге, где случайно встретился с известным в то время придворным художником-портретистом австрийского Императора, Шмидтом. Выйдя однажды в 7 часов утра к завтраку в рубашке и исподнем белье, Суворов заметил, что Шмидт собирается его рисовать: «что ты, братец, в таком виде меня рисуешь, – обратился он к художнику, – ведь я австрийский генерал и даже фельдмаршал»; и тут же приказал Прошке принести свой мундир и все регалии. Тогда Шмидтом был сделан с натуры небольшой, но прекрасно исполненный пастелью портрет Суворова в белом австрийском мундире, который он и отдал фельдмаршалу. Этот портрет послужил впоследствии оригиналом для известного нашего гравера Уткина; с его гравюры снято потом много других, не особенно удачных, копий, и на них Суворов уже изображен в русском мундире. Ровинский, упоминая в своем сборнике о портрете Шмидта, говорит, что он долго и тщетно отыскивал оригинал, который недавно найден А. В. Верещагиным в заброшенной усадьбе, принадлежавшей Суворову, в Новгородской губернии. Этот небольшой, но хорошо сохранившейся, в высшей степени ценный портрет, как сделанный с натуры, в 1897 году приобретен у Верещагина Государем Императором».

Но нас, прежде всего, интересуют ордена Суворова. Вспомните: «приказал Прошке принести свой мундир и все регалии», а значит, на портрете должны быть все его основные награды, которые военные бережно хранили и везли с собой! Но на картине Шмидта с точки зрения правил ношения российских наград присутствуют несколько откровенных ляпов. Об этом нельзя не сказать. Он изобразил Суворова с Андреевской и Аннинской лентами на левом плече под мундиром – что неправильно! Андреевская носилась через правое плечо и поверх мундира!

Вместе с тем на картине хорошо видны знаки орденов: Св. Андрея Первозванного (звезда), Св. Георгия (звезда), Св. Владимира (звезда), Св. Анны (крест на шее на красно-белой аннинской ленте), Св. Иоанна Иерусалимского (большой крест посередине груди), а также знак австрийского военного ордена Марии-Терезии 1-й степени (вышитая звезда в виде креста на левой стороне груди во втором ряду рядом со звездой ордена Св. Георгия), сардинский орден Святых Маврикия и Лазаря (на груди белый крест с короной справа от креста Св. Иоанна Иерусалимского), прусский орден Черного орла (голубой крест с концами типа «ласточкин хвост» слева от креста Св. Иоанна Иерусалимского), белый крест прусского ордена Красного орла (слева на шее).

Портрет Суворова Шмидт выполнил в Праге в январе 1800 года, он считался достаточно удачным и послужил образцом для подавляющего большинства посмертных живописных и гравированных портретов полководца. Граверы и художники меняли лишь детали – мундиры и знаки орденов, при этом, не слишком заботясь о правильности их расположения. Художник Уткин, делая свою гравюру с портрета Шмидта, переодел Суворова из белого австрийского в темный российский фельдмаршальский мундир, поверх него правильно(!) через правое плечо надел голубую Андреевскую ленту. Уткин также переписал и лицо Суворова: увеличил глаза, улыбку сделал более открытой, а также удлинил нос, лицо, сделал более высоким лоб, приподнял прищуренные брови, изменил очертания губ и складок у рта. Именно этот портрет А.В. Суворова хорошо нам известен теперь, хотя облик полководца вряд ли соответствовал ему в последний год своей жизни. В дальнейшем с этой картины было сделано немало списков, на которых мало разбиравшиеся в российской орденской системе разные художники, переписывали на свой манер ордена Суворова, в том числе даже заменили голубую Андреевскую ленту на Георгиевскую, что не соответствует правилам ношения орденских императорских знаков того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иностранные ордена А.В. Суворова

 

У великого русского полководца, командовавшего союзными объединенными армиями в Европе, было и немало иностранных орденов, многие их которых были получены именно за Итальянский и Швейцарский походы 1799-1800 гг. Но сколько? И какие? Здесь у специалистов – историков и фалеристов нет единого мнения. Более того, ему приписываются иностранные награды, которых он никогда не получал! Вопреки сведениям, публикуем в интернете, полководец не был награжден прусским военным орденом «Pour le merite» (За заслуги). Российскому генералиссимусу приписывают также ордена Белого Орла и Св. Станислава (в тот период он были польскими и были включены в состав орденов Российской империи только в 1831 г.). Но их у полководца, дважды в своей жизни выполнявшего миссии в Польше в 1769-1772 гг. «против конфидератов», и в 1794-1795 гг. по подавлению восстания под предводительством Т. Костюшко, также не было. Не имелось у него и часто приписываемого ему неаполитанского ордена Св. Януария. Нет никаких архивных свидетельств, что Суворов был кавалером баварского ордена Золотого льва.

Отчасти путаница с иностранными орденами А.В Суворова происходит от обилия портретов военачальника, на которых живописцы, как прошлого, так и настоящего времени, основное внимание уделяли собственно облику военачальника, не всегда точно прописывая детали мундира и его регалии. Например, внешне знак военного ордена «Pour le merite» – большой голубой крест – похож на крест прусского ордена Черного орла, котором А.В. Суворов был действительно награжден 7 декабря 1794 года. Видимо, от этого и путаница.

Как иллюстрация этого утверждения, интересен, на мой взгляд, предпоследний прижизненный портрет А.В. Суворова, написанный с грубыми ошибками в отношении его регалий. Это достаточно известная картина австрийского художника И. Крейцингера «Портрет А. В. Суворова. 1799 г.». Мы видим на нем Александра Васильевича, одетого в российский мундир гвардейского Преображенского полка. Обращает на себя внимание, тщательно выписанный художником-австрийцем нагрудный портрет австрийского императора в алмазном обрамлении на мундире – награда А.В Суворову от самодержца. Портретом австрийского императора Франца-Иосифа II, украшенным бриллиантами, он был награжден 25 декабря 1794 г.

На груди Суворова внешне мы видим вроде бы российские ордена, но это только внешне: не все их знаки изображены верно. Живописец точно показал лишь ленты через плечо – знаки орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия первой степени. Это голубая Андреевская поверх мундира и черно-оранжевая Георгиевская под ним. Но на месте Андреевской звезды, а она должна быть в первом верхнем ряду на груди, помещена Владимирская (знак ордена Св. Владимира 1-й степени), а Георгиевская вообще отсутствует. Вместо них на груди две невразумительные орденские звезды, одна из которых отдаленно похожа на Аннинскую (знак ордена Св. Анны 1-й степени). И крест ордена Св. Анны 1-й степени носился по правилам на шее, а не на груди как изобразил художник. Известно, что полководец, спеша из Вены в северную Италию к ожидающим его войскам, и, возможно, не смог долго позировать австрийскому придворному живописцу, чем и можно объяснить несуразицу в изображении орденов.

Кто-то скажет, да какая разница, что орденские звезды на портрете Суворова перепутаны или изображены неточно, а крест находится на мундире, а не на шее! Однако такие ошибки порождают искажение истории.

Вот вам вопиющий пример. В снятой в советское время и достаточно популярной кинокартине «Звезда пленительного счастья» мы видим российского императора Николая I в исполнении актера Василия Ливанова. Лента основана на реальных событиях и в ней действуют реальные исторические лица. В день восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Николай I красуется в военном мундире с Георгиевской звездой на груди и большим белым крестом на шее. А это знаки второй степени одного из самых уважаемых и почитаемых в России военных орденов – ордена Св. Георгия. Но Николай I никогда не был «георгиевским кавалером второго класса», а получил лишь Георгия 4-й степени, да и то спустя 13 лет, в 1838 году «по случаю истечения 25-летнего срока действительной его службы»! И носили знак ордена 4-й степени на груди, а не на шее и звезда к нему вовсе не полагалась. Налицо пренебрежение историческими реалиями, которое происходит от незнания или нежелания вникнуть в тонкости российской наградной системы и правильно атрибутировать портреты наших предков.

Это явное неуважение к нашему великому соотечественнику А.В. Суворову, который заслужил вторую степень ордена Св. Георгия в сражении с турками при Туртукае в мае 1773 года, где был ранен.

В Итальянском походе, как мы уже знаем, Суворов получил еще несколько иностранных орденов: 23 июня 1799 года военачальнику указом Сардинского короля Виктора-Эммануила II были присланы знаки двух орденов Сардинского королевства: орден Святого Благовещения (иначе известен еще как орден Аннунциаты) и орден Святых Маврикия и Лазаря. Это были рыцарские ордена, т.е. сообщества рыцарей-христиан, знаки которых к тому времени уже стали приобретать статус светских.

Что это за ордена? Высший орден Святого Благовещения или орден Аннунциаты (Ordine Supremo della Santissima Annunziata – итал.) был основан как рыцарский в 1362 году Амадеем VI, графом Савойским под названием ордена Цепи. Его членами были пятнадцать рыцарей. В 1518 году герцог Карл III Добрый дал ордену наименование ордена Благовещения (Аннунциаты). Число рыцарей, имеющих право носить знаки ордена, было увеличено до 20. До этого Амадей VIII утвердил вид орденских знаков. Они состояли из серебряной позолоченной цепи и подвески-знака, состоящей из трех «савойских узлов», символизирующих нерасторжимый союз, и не должны были иметь других составляющих. С 1721 года орден стал принадлежать Сардинскому королевству и существовал без изменений вплоть до 1840 года. В уставе ордена было установлено, что орденский знак – красно-белая роза может носиться на цепи или без нее, с шелковым бантом, в зависимости от ситуации. Такую розу на цепи и вручили А.В. Суворову.

Другой знак ордена, врученный Суворову – большой белый крест с короной, принадлежал ордену Святых Маврикия и Лазаря, который образовался в результате слияния ордена Св. Лазаря и ордена Св. Маврикия. Рыцари Святого Лазаря облачались в черные плащи (мантии) с белой каймой и зеленым крестом (принявшим со временем характерную «мальтийскую» форму с «ласточкиными хвостами» на концах креста) и потому нередко именовались в хрониках и документах «рыцарями Зеленого Креста». Хотя исторически рыцари ордена Святого Лазаря носили свои зеленые кресты на черном облачении, со временем, по мере эволюции геральдики (с принятием запрета накладывать металл на металл и эмаль на эмаль), на орденском гербе лазаритов зеленый крест стал изображаться не на черном, а на белом (серебряном) поле. Большинство рыцарей Св. Лазаря погибли в Палестине во время защиты Аккона в 1291 году, а оставшиеся покинули Палестину. Часть лазаритов обосновались в Италии, где под покровительством герцога Савойского орден Св. Лазаря был объединен с орденом Св. Маврикия.

Орден Св. Маврикия был основан Амадеем VIII Савойским в 1434 году. В 1572 г. решением Эммануила Фелиберта герцога Савойского, при поддержке папы Григория XIII, ордена Св. Маврикия и Св. Лазаря были объединены под эгидой герцога Савойского. К середине XVI в. окончательно оформился и сохраняется с тех пор без всяких изменений орденский знак – золотой, покрытый белой эмалью, «клеверный» геральдический крест Святого Маврикия, наложенный на золотой, покрытый зеленой эмалью, восьмиконечный (мальтийского типа) крест Святого Лазаря. Знак Ордена носится на изумрудно-зеленой (т.н. «яблочного цвета») муаровой шелковой ленте.

Изначально кавалерами нового ордена могли становиться только знатные особы, имеющие не менее четырех поколений знатных предков. Сардинский король Виктор-Эммануил II ввел разделение ордена на пять классов для мужчин и три класса для женщин. Суворов был награжден крестом кавалера первого класса с короной, который хорошо виден на груди Александра Васильевича на портрете художника И. Шмидта, а на картине Крейцингера, где полководец изображен в полуанфас, он едва заметен, и без короны, которая прячется за бортом мундира.

Другого иностранного ордена Суворов был удостоен 12 октября 1799 года – это высший австрийский военный орден Марии-Терезии 1-й степени (класса). Знак этого австрийского ордена – звезда Марии-Терезии, украшенная бриллиантами и драгоценными камнями в виде креста, хорошо виден на многих, как прижизненных, так последующих портретах Суворова на левой стороне груди во втором ряду рядом со звездой ордена Св. Георгия. Военный орден Марии Терезии – высший австрийский военный орден был учрежден королевой Венгрии и Богемии Марией Терезией в 1757 году в ходе Семилетней войны в честь победы над пруссаками при Колине и предназначался для награждения исключительно военных. В дальнейшем орден стал наградой австрийской империи. Интересно, что Устав ордена не допускал его ношение рядом со знаками иностранных орденов и орденом не могли награждаться иностранцы! Но на практике это правило никогда не соблюдалось. Кроме А. В. Суворова кавалерами ордена впоследствии стали российский император Александр I, герой Бородинской битвы генерал П. Багратион, а также английский военачальник, сокрушивший Наполеона в Битве при Ватерлоо, герцог А. Веллингтон.

Знак ордена представляет собой золотой крест белой эмали. В центральном медальоне помещён австрийский эрцгерцогский герб – поле, разделенное по горизонтали на три части — красной, белой и красной эмали — и обрамлен кольцом белой эмали с надписью «FORTITUDINI». На реверсе ордена помещены литеры «М. Т.» и «F» (Мария-Терезия и Франц), обрамленный зеленым лавровым венком в золотом ободке. Знаки ордена могли украшаться бриллиантами. Нагрудная звезда ордена представляет собой серебряный леопольдовский крест с гильошированными концами. Между концами креста расположен лавровый венок зеленой эмали. Центральный медальон звезды повторяет центральный медальон знака. Именно такую звезду мы и видим на портретах А.В. Суворова.

Во многих справочниках и широко опубликованных в сети «биографиях» генералиссимуса А.В. Суворова, которые компилируют всё и все кому не лень, записано, что «13 февраля 1800 года он был награжден французскими королевскими орденами Богородицы Кармельской и Святого Лазаря». Из написанного можно сделать вывод, что это два отдельных ордена. Но справедливо ли это утверждение? И откуда в тот период в Европе взялись французские королевские награды, которые были вручены российскому полководцу? Во Франции произошла революция, была свергнута монархия, король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта казнены, а в стране в тот период правила Директория!

Обратимся к источнику, заслуживающему доверия. Это известный российский историк XIX века Дмитрий Бантыш-Каменский. В его исследовании «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов, изданном в Петербурге в 1840 г., записано, что 20 апреля 1800 года, когда больной А.В. Суворов прибыл в Санкт-Петербург, он «остановился в доме своего племянника графа Дмитрия Ивановича Хвостова, где от увеличившейся болезни слег в постель. На другой день явился к нему вице-канцлер граф Растопчин с собственноручным рескриптом Людовика ХVIII, при котором король французский препроводил к нему орден Св. Лазаря. Суворов лежал в совершенном расслаблении; долго не мог понять, зачем Растопчин приехал; наконец велел прочитать письмо, взял орден, заплакал, спросил о месте, из которого он прислан, и с иронической улыбкой сказал: «Так ли прочитали? Французский король должен быть в Париже, а не в Митаве».

В этом тексте нас интересуют два момента. Во-первых, прочему французский король Людовик ХVIII находился в Митаве? Во-вторых, речь идет только об одной, врученной Суворову королевской награде – ордене Св. Лазаря. А где же королевский французский орден Богородицы Кармельской? В чем тут дело? Без исторического экскурса тут не обойтись.

Под именем французского короля Людовика ХVIII скрывался граф Прованский, брат короля Людовика XVI, казненного в Париже. В 1791 году из-за революционных событий во Франции он бежал за границу. В 1795 году после смерти наследника престола, своего малолетнего племянника Людовика XVII, он провозгласил себя, как старшего в династии Бурбонов, королем Франции в изгнании под именем Людовика XVIII. В эмиграции жил то в Брюсселе, то в Кобленце, то в Вероне, то в Варшаве, изгоняемый по требованию французского правительства или принимаемый вследствие враждебных отношений с ним. С 1797 по 1801 год жил в эмиграции в России в столице Курляндии Митаве, оттуда и направил награду А.В. Суворову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               «Царские подарки».

 

Суворова часто поощряли «царскими подарками». Это действительно были дорогие, уникальные, вещи. Их статут часто превосходил иные ордена, поскольку они являлись особыми знаками монаршей милости и существовали в единственном числе. Их могли жаловать отдельно, так и вмести с орденами. Как уже было отмечено, за победы в русско-турецких войнах от Екатерины II полководец получил в награду уникальную золотую табакерку с портретом самодержицы, усыпанную бриллиантами (1778 г.), затем бриллиантовый эполет и перстень (1783 г.). За знаменитую победу у Кинбурна в 1787 году Александр Васильевич вместе с высшим орденом империи Св. Андрея Первозванного был удостоен и золотого плюмажа к шляпе (украшение на головном уборе из перьев, причем жесткий плюмаж имел и функцию защиты головы от рубящих ударов сверху) с бриллиантовой буквой «К». За разгром противника у Очакова (1788 г.), полководцу вручили бриллиантовое перо на шляпу. А за взятие Праги (предместья Варшавы, 1794 г.) он удостоился алмазного банта к шляпе. В царствование Павла I Суворов был награжден портретом императора в бриллиантовой оправе для ношения на груди – это был очень дорогой и престижный подарок того времени, недаром на многих портретах военачальник вместе с орденскими знаками изображен с такими «наградными портретами». Суворов был также награжден бриллиантовым перстнем с портретом Павла I за победу при Адде (Италия, 1798 г.).

Вместе с тем к наградам полководца ошибочно причисляют золотую табакерку с надписью: «Варшава своему избавителю, дня 4 ноября 1794», которую Варшавский магистрат 15 ноября 1794 года преподнес Суворову. Почему ошибочно? Нет, золотая табакерка, безусловно, была. Но ставить ее в один ряд с наградами полководца абсолютно неправомерно. Нужно четко разграничивать термины «награда» и «подарок». Награждать военачальника (да и любого чиновника) в Российской империи мог только самодержец (а также иностранные монархи с его позволения). А в данном случае табакерка – это частный подарок от варшавян, никакого отношения к высокому статусу награды не имеющий.

В качестве награды за полководческое искусство Александр Васильевич был возведен императрицей Екатериной II в графское (граф Рымникский, 1789 г.), потом Павлом I в княжеское достоинство (князь Италийский, 1799 г.) и, наконец, получил звание «генералиссимуса всех военных сил России» (1799 г.). Имел Александр Васильевич и уникальный драгоценный, украшенный бриллиантами фельдмаршальский жезл – знак высшей военной власти (за штурм Праги, предместья Варшавы в 1794 г., как раз тогда же Суворову подарили золотую табакерку от Варшавского магистрата – сравните эти два события).

Были у великого русского полководца А.В. Суворова и две золотые наградные шпаги: первая, украшенная алмазами от 29 июля 1775 года за достигнутый мир с турками с надписью: «Победителю верховного визиря». Вторая – с алмазами и изумрудами в виде лавровых венков – за победу на реке Рымник от 26 сентября 1789 г. (вручена вместе с первой степенью ордена Св. Георгия).

 

 

 

Заключение

 

Где сегодня награды А.В. Суворова? Возможно ли отыскать их след?

Генералиссимус войск российских Александр Васильевич Суворов за свои подвиги был награжден практически всеми орденами Российской империи и многими орденами зарубежных государств.

Среди наград полководца: бриллиантовые знаки высшего российского ордена Св. Андрея Первозванного, полученные им за победу под Фокшанами; знак ордена Св. Анны - первый и самый любимый орден полководца, который он всегда носил; знаки ордена Св. Георгия I, II, III степени - высшей военной награды; знаки ордена Св. Александра Невского, знаки ордена Св. Владимира I степени и последняя награда Суворова - знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского большого креста.

Имел Александр Васильевич и драгоценный фельдмаршальский жезл - знак высшей командной власти в войсках, и другие награды.

Что же дошло до нашего времени из наград полководца? И где они хранятся?

По преданию, Суворов завещал часть своих наград и фельдмаршальский жезл вмонтировать в иконы: в одну - в храме села Кобрино, в другую - в храме в селе Ундол Владимирской губернии. Поиски этих икон-реликвариев ни в Кобрино, ни в Ундоле ничего не дали.

Что же есть реально сейчас?

В музее Суворова в Петербурге сохранилась только одна подлинная, относящаяся к числу самых ранних наград полководца шпага с надписью: "Виват, Екатерина Великая. Богу. Отечеству!". Ордена, экспонирующиеся там же, в музейной витрине "Награды А. Суворова", лишь копии наград Александра Суворова. Но сохранились ли подлинники его орденов? Пока известны два. Хранятся они в Государственном Историческом музее (ГИМ) в Москве. Это звезда и лента I класса ордена Св. Георгия Победоносца и лента, и крест ордена Св. Владимира I степени.

Звезда и лента генералиссимуса хранились ранее в Суворовском кадетском корпусе в Варшаве. В начале первой мировой войны они были эвакуированы в Москву. В 1945 году реликвии корпуса вместе с лентой и звездой Суворова передал преподаватель кадетского корпуса полковник Иван Коссинский в дар. С тех пор они находятся в ГИМе.

У второй награды - знака ордена Св. Владимира I степени - более интересная судьба. Он поступил в ГИМ из Военно-исторического музея в 1925 году в числе наград, принадлежавших баронам Бюлер. В описи к ордену Св. Владимира I степени есть приписка: "Суворов лично надел этот крест на А.Я.Бюлера".

Знак ордена Св. Владимира I степени относится к концу XVIII века. Возможно, крест действительно принадлежал самому Суворову, и он мог вручить его барону Бюлеру в качестве подарка.

Где остальные награды полководца, пока неизвестно. Может быть, случай или одна из реставраций Ундольского храма, его стен и подвалов приподнимут завесу над этой тайной.

            Суворов, бывший очень набожным человеком, по преданию завещал использовать бриллианты и алмазы и его наград, и фельдмаршальского жезла для украшения икон: в одной – в храме села Кобрино, в другой – в храме в селе Ундол Владимирской губернии. Бриллиантов в орденах и подарках Суворова было немало. Возможно, действительно какие-то бриллианты от царских подарков, и пошли на украшения икон. Но известно, что поиски этих дорогих икон-реликвий ни в Кобрино, ни в Ундоле ничего не дали.

Так же невозможно найти сегодня и орденские знаки российских и иностранных орденов А.В. Суворова. Почему? По правилам того времени эти знаки после смерти кавалера отсылались монархам (гроссмейстерам орденов), их приславшим.

А у российских императорских орденов,

- во-первых, не имелось нумерации, и определить, кому и когда был вручен тот или иной знак невозможно.

- во-вторых, у одного и того же знака ордена могло быть несколько владельцев. Дело в том, что в российской империи все ордена (знаки) являлись собственностью государства (в лице Кавалерских Дум, а с 1798 г. созданного императором Павлом I Орденского Капитула). Именно Павел I ввел неукоснительное правило, согласно которому после смерти награжденного, знаки орденов возвращались в Капитул. Этот регламент действовал в России с XVIII до первой половины XIX века.

Кроме того, в этот период, при награждении более высокой степенью ордена, младшая обязательно снималась и сдавалась в Капитул, чтобы быть заново выданной следующему награжденному. В собственности кавалера могли находиться только знаки какой-то одной степени ордена. Однако обязательной сдаче после смерти награжденного подлежали только золотые орденские кресты, а также золотая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, а другие знаки орденов: шитые звезды и ленты за малой ценностью не сдавались.

Поэтому «ордена», выставленные музее Суворова в Санкт-Петербурге, в витрине «Награды А. Суворова», лишь копии наград Александра Васильевича. Но сохранились ли подлинники его знаков орденов – те, что не подлежали обязательной сдаче в Орденский Капитул? Известны два таких знака. Хранятся они в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве. Это звезда и лента ордена Св. Георгия Победоносца I класса. Эти звезда и лента генералиссимуса хранились ранее в Суворовском кадетском корпусе в Варшаве, а в начале Первой мировой войны они были перевезены в Москву.

Есть там правда еще один орденский знак, который приписывается А.В. Суворову. Это крест ордена Св. Владимира I степени. Он поступил в ГИМ из Военно-исторического музея в 1925 году в числе наград, принадлежавших баронам Бюлер. В описи к ордену Св. Владимира I степени есть приписка: «Суворов лично надел этот крест на А.Я. Бюлера». Когда и где это произошло, неизвестно. Но знак ордена Св. Владимира I степени действительно относится к концу XVIII века. Некоторые источники утверждают, что, возможно, крест действительно принадлежал великому Суворову и он, якобы, мог вручить его барону Бюлеру в качестве подарка. Но доказательств этому нет.

В заключение стоит назвать полный список наград А.В. Суворова, взятый с сайта его Музея в Кобрине: http://www.inkobrin.org/page-id-1888.html.

 

 

 

 

 

 

 

                                 Список использованной литературы

 

1. А. Кузнецов. Награды. Москва, Современник, 1999, с. 80.

 

2. Дм. Бантыш-Каменский. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. СПб., 1840.

 

3. В. Дуров. «Звезду! Суворову Александру Васильевичу». Родина №4, 2000.

 

4. Сайт музея А.В. Суворова в Кобрино http://www.inkobrin.org/page-id-1888.html

 

5. Copyright © simvolika.org

 

6. Сергей Коломин «Награды А В Суворова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Полный список наград А.В. Суворова

 

Военные действия в Польше 1769-1772 гг.

 

30 сентября 1770 г. награжден орденом Св. Анны за победу при Орехове.

 

19 августа 1771 г. награжден орденом Св. Георгия 3-й степени за победу при Тынце, Ландскроне, Замостье.

 

20 декабря 1771 г. награжден орденом св. Александра Невского за победу при Столовичах.

 

12 мая 1772 г. пожаловано 1000 червонцев, «a нa войско его – 10000 рублей» за взятие Краковского замка.

 

Первая русско-турецкая война 1773–1774 гг. и усмирение Пугачевского бунта 1774–1775 гг.

 

30 июля 1773 г. награжден орденом Св. Георгия 2-й степени за поиск 17 июня на Туртукай.

 

3 сентября 1774 г. пожаловано 2000 червонцев за быстрый приезд на усмирение пугачевского восстания.

 

29 июля 1775 г. награжден золотой шпагой с алмазами при праздновании мира с турками.

 

Командование войсками в Крыму, на Кубани и Астрахани 1776–1787 гг.

 

1778 г. награжден золотой табакеркой с портретом Екатерины II за вытеснение турецкой эскадры из Ахтиарской гавани.

 

24 декабря 1780 г. награжден бриллиантовой звездой ордена Св. Александра Невского «с собственной ее императорского величества одежды».

 

28 июля 1783 г. награжден орденом Св. Владимира 1-й степени за переселение христиан из Крыма.

 

5 ноября 1784 г. награжден золотой медалью на присоединение к России Крыма и Тамани.

 

Июнь 1787 г. награжден золотой табакеркой с бриллиантами с вензелем Екатерины II.

 

Вторая русско-турецкая война 1787-1791 гг.

 

9 ноября 1787 г. награжден орденом Св. Андрея Первозванного за победу при Кинбурне.

 

Февраль 1789 г. награжден алмазным пером к шляпе с литерою «К» (Кинбурн).

 

13 августа 1789 г. награжден золотой табакеркой с бриллиантами с вензелем императора Иосифа II.

 

25 сентября 1789 г. возведен в графское достоинство Священной Римской Империи Германской нации.

 

26 сентября 1789 г. награжден золотой шпагой с алмазами и с надписью: «Победителю визиря».

 

3 октября 1789 г. возведен в графское достоинство Российской империи с наименованием «граф Суворов-Рымникский».

 

18 октября 1789 г. награжден орденом Св. Георгия 1-й степени за победу при Рымнике.

 

3 ноября 1789 г. награжден бриллиантовыми знаками ордена св. Андрея Первозванного за победу при Фокшанах.

 

25 марта 1791 г. пожалован подполковником лейб-гвардии Преображенского полка за взятие крепости Измаил; решено выбить в его честь медаль; сенату повелено составить похвальную грамоту с перечислением его подвигов.

 

2 сентября 1793 г. пожалована похвальная грамота; в знак императорского доверия вверен орден Св. Георгия 3-й степени для возложения на достойнейшего по его выбору; пожалованы алмазные эполет и перстень за укрепление южных границ России.

 

Военные действия в Польше 1794-1795 гг.

 

26 октября 1794 г. пожалован алмазный бант к шляпе и 3 пушки из числа отбитых у повстанцев за победы при Крупчицах и Бресте.

 

15 ноября 1794 г. варшавский магистрат преподнес Суворову золотую табакерку с надписью: «Варшава своему избавителю, дня 4 ноября 1794 г. – не награда, а подарок!

 

7 декабря 1794 г. награжден королем Пруссии орденом Черного орла и орденом Красного орла.

 

25 декабря 1794 г. награжден портретом для ношения на груди австрийского императора Франца II, украшенным бриллиантами.

 

1 января 1795 г. высочайше повелено Сенату изготовить похвальную грамоту с изложением заслуг А.В. Суворова в польской кампании.

 

18 августа 1795 г. пожаловано императрицей имение «Ключ Кобринский».

 

Итальянский и Швейцарский походы 1799 г.

 

13 февраля 1799 г. награжден Большим крестом ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден).

 

14 мая 1799 г. награжден перстнем с портретом императора Павла I.

 

23 июня 1799 г. возведен королем Сардинии и Пьемонта Карлом-Эмануилом II в достоинство князя с титулом «кузен короля» и в великие маршалы войск пьемонтских; награжден орденом Св. Благовещения и орденом Святых Маврикия и Лазаря.

 

13 июля 1799 г. награжден портретом Павла I для ношения на груди.

 

8 августа 1799 г. возведен в княжеское достоинство Российской империи с титулом «князя Италийского».

 

24 августа 1799 г. приказ об отдании Суворову воинских почестей «подобно отдаваемым особе его Императорского Величества».

 

12 октября 1799 г. награжден австрийским орденом Марии-Терезии 1-й степени.

 

28 октября 1799 г. возведен в Генералиссимусы всех российских войск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

VI городская НПК школьников «Ученик, учитель, город, наукоград!»

VI городская НПК школьников «Ученик, учитель, город, наукоград!»

Содержание: Введение 3

Содержание: Введение 3

Введение Исследуя полководческий талант

Введение Исследуя полководческий талант

Но как удалось выяснить – это был один орденский знак

Но как удалось выяснить – это был один орденский знак

Российские ордена А.В. Суворова

Российские ордена А.В. Суворова

Портрет Суворова живописца Н. Уткина

Портрет Суворова живописца Н. Уткина

Но, изображенные на портрете ордена (включая не вошедший «Невский») – это далеко не все российские награды

Но, изображенные на портрете ордена (включая не вошедший «Невский») – это далеко не все российские награды

Рымникского и украшенную алмазами шпагу

Рымникского и украшенную алмазами шпагу

Ордена на иных портретах А.В. Суворова

Ордена на иных портретах А.В. Суворова

А. Римского-Корсакова. Начался новый этап в полководческой деятельности

А. Римского-Корсакова. Начался новый этап в полководческой деятельности

Св. Иоанна Иерусалимского), белый крест прусского ордена

Св. Иоанна Иерусалимского), белый крест прусского ордена

Иностранные ордена А.В. Суворова

Иностранные ордена А.В. Суворова

Кто-то скажет, да какая разница, что орденские звезды на портрете

Кто-то скажет, да какая разница, что орденские звезды на портрете

Большинство рыцарей Св. Лазаря погибли в

Большинство рыцарей Св. Лазаря погибли в

Центральный медальон звезды повторяет центральный медальон знака

Центральный медальон звезды повторяет центральный медальон знака

Царские подарки». Суворова часто поощряли «царскими подарками»

Царские подарки». Суворова часто поощряли «царскими подарками»

Заключение Где сегодня награды

Заключение Где сегодня награды

Возможно, действительно какие-то бриллианты от царских подарков, и пошли на украшения икон

Возможно, действительно какие-то бриллианты от царских подарков, и пошли на украшения икон

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Приложение Полный список наград

Приложение Полный список наград

Февраль 1789 г. награжден алмазным пером к шляпе с литерою «К» (Кинбурн)

Февраль 1789 г. награжден алмазным пером к шляпе с литерою «К» (Кинбурн)

Итальянский и Швейцарский походы 1799 г

Итальянский и Швейцарский походы 1799 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2019