Русский язык
(система Л.В. Занкова)
4 «А» класс
Тема урока: Текст. Стиль, тип, тема.
Учитель: Сальникова
Елена Борисовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
г. Петровска Саратовской области
Фразеологизмы
Отвечать головой.
Вбить в голову.
Ходить на голове.
Иметь голову на
плечах.
Светлая голова.
Ветер в голове.
Дырявая голова.
Без царя в голове.
Сломя голову.
Прийти с повинной головой.
С головой погрузиться.
С головой погрузиться
– полностью, целиком отдаться чему-
либо, уйти в работу с головой.
Жить с хорошей головой,
что с богатой кладовой!
Выдающиеся личности
В. А. Серов
художник
М.В. Ломоносов
учёный
М.Ю. Лермонтов
А.В. Суворов
полководец
Какие качества присущи этим людям?
поэт
ТЕКСТ
микротема
целостность
тема
стиль
заголовок
тип
структурность
связанность
,
Тема урока:
Текст. Стиль,
тип, тема.
1.Выявление основных
признаков текста.
2.Определение стиля и
типа текста.
3.Составление текстов
разных типов.
Национальный герой
России, великий
русский
полководец.
Генералиссимус
российских
сухопутных и
морских сил,
кавалер всех
Александр Васильевич
Суворов
(24 ноября 1729—18
мая 1800)
российских орденов
своего времени,
вручавшихся
мужчинам, а также
многих иностранных
военных орденов.
А.В. Суворов
служил почти полвека,
начав службу в 18 лет
капралом и закончив
её генералиссимусом
русской армии – это
чин, который только в
исключительных
воинское
полководцам.
случаях присваивался
Генералии́ссимус (от лат. generalissimus —«самый главный») –
высшее
звание (воинская должность, почётный
военный титул во многих государствах.
Исторически данный термин использовали для обозначения
Главнокомандующего вооружёнными силами и командующего
армией
государства или нескольких государств,
находящихся в военном союзе (чаще только на период войны).
В настоящее время обладатели звания, титула и должности
«генералиссимус» отсутствуют.
ЦЕЛОСТНО
Основные признаки текста
СТЬ
Одна тема, одна главная
мысль для всех частей,
которая выражается в
заголовке
СТРУКТУРНО
СТЬ
Вступление, основная
часть, заключение
СВЯЗНОСТЬ
Предложения и части текста
связаны по смыслу и при
помощи
языка:
местоимений, повторов слов,
слов-синонимов,
особого
построения предложений и
др.
ЗАКОНЧЕННО
средств
СТЬ
Полнота изложения
основной мысли
Стили литературного языка
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
НАУЧНЫЙ
(НАУЧНО-
ПОПУЛЯРНЫЙ)
ДЕЛОВОЙ
РАЗГОВОРНЫЙ
Типы текстов
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
РАССУЖДЕНИЕ
Типы текстов
В тексте-повествовании рассказывается о
В
тексте-описании
каком-либо событии, последовательно
перечисляются действия героев: что было в
начале, что было потом и т.д.
К такому тексту можно поставить вопрос: что
произошло?
изображается
Части повествования: вступление, основная
(описывается), рисуется какой-либо предмет
часть, заключение.
(природа, люди, животные и т.д.).
К тексту-описанию можно поставить вопрос:
каков (какой) предмет высказывания?
Его обычные части: общее впечатление о
предмете,
его
общее
признаков,
впечатление, его оценка.
вопрос: почему?
Такой текст имеет три части: постановка
вопроса (проблемы), доказательство, вывод.
К тексту-рассуждению можно поставить
указание
отдельных
подтверждающих
Орфограммы
в корне слова в окончании слов сложные слова
Имён существительных
О, Е в сложных словах
Походов – 2 скл., Р., мн.ч.
Человеком – 2 скл., Т., ед.ч.
Боготворила,
полководца
Имён прилагательных
Феноменальной (выдающейся,небывалой,
исключительной) (памятью) –
по вопросу: Памятью какой?
Буква проверяемого
безударного гласного
Простых –
просто
Молодцами –
молоденький
Военных – воин
Водил – водит
Своего – свой
Несколько -
сколько
Буква непроверяемого
безударного гласного
Солдат, солдатскую.
Однажды.
В тексте-повествовании
рассказывается о каком-либо
событии, последовательно
перечисляются действия
героев:
что было в начале, что было
потом и т.д.
вступление,
основная часть,
К такому тексту можно
поставить вопрос: что
произошло?
Части повествования:
В
тексте-описании
изображается
(описывается),
рисуется какой-либо предмет
(природа, люди, животные и
т.д.).
К
тексту-описанию можно
предмет
поставить вопрос:
каков
высказывания?
(какой)
Его обычные части:
общее
предмете,
указание
признаков,
впечатление
о
отдельных
его
рассуждению можно
поставить вопрос:
почему?
Такой текст имеет три
К тексту-
части:
постановка вопроса
(проблемы),
доказательство,
вывод.
Карл Штейнбен
«А.В. Суворов»
Выдающиеся личности
В. А. Серов
художник
М.В. Ломоносов
учёный
М.Ю. Лермонтов
поэт
А.В. Суворов
полководец
Помогли ли эти качества А.В.
Суворову стать выдающимся
полководцем?
Военное наследие
Суворова сыграло
большую роль в
формировании
русского военного
искусства. Во
многом благодаря
его подвигам Россия
впервые прогремела
на весь мир как
великая
победоносная
держава, а А.В.
Суворов — как
гениальный русский
Среди
пышных
лежит
памятников
лежит плита,
на которой
высечена
простая
надпись:
«Здесь
Ваша формула успеха
знани
я
+
желан
ие
+
мечт
а
любознательн
ость
+
настойчиво
сть
=
успех