Конспект урока "Составление программ с массивами" (9 класс, информатика)
Оценка 4.8

Конспект урока "Составление программ с массивами" (9 класс, информатика)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл
23.03.2017
Конспект урока "Составление программ с массивами" (9 класс, информатика)
Конспект урока по информатике (раздел программирование) предназначен для проведения урока информатики в 9 классе, где разбираются задачи по подсчету суммы элементов массива и среднего арифметического. Программы составлены с помощью блок схем и на языке программирования Pascal. Также в разработке есть материал для самостоятельной по предыдущей теме.
Sostavlenie_programm_s_massivami.doc

г. Брянск

 

 

 

 

 

«Составление программ 
с массивами»Конспект урока по информатике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила :

Киреева Мария Альгимантасовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

Ø образовательные:

1.   овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива;

2.   овладение умениями и навыками нахождения суммы и среднего арифметического элементов массива;

Ø развивающие:

1.   развитие структурного мышления учащихся;

2.   развитие познавательного интереса.

 

Ø воспитательные:

1.   формирование умения применять на практике полученные знания;

2.   воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

3.   восприятие компьютера как инструмента обработки информации.

 

Формы организации учебной деятельности:  индивидуальная, коллективная.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, интерактивная доска.

Раздаточный материал: тексты заданий для самостоятельной работы.

 

                                               План урока:

1.     Оргмомент. (1 мин)

2.     Актуализация знаний. Самостоятельная работа (5 мин)

3.     Постановка проблемной задачи.  (2 мин)

4.     Построение блок схемы. Запись алгоритма на языке Паскаль. (15 мин)

5.     Практическая работа. (15 мин )

6.     Подведение итогов.  Домашнее задание (2 мин)

    

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.     Оргмомент. (1 мин)

2.     Актуализация знаний. Самостоятельная работа (5 мин)

-Здравствуйте ребята. Давайте вспомним, с чем мы познакомились на предыдущем уроке?

- Что нового мы узнали?

 

 

-Сейчас будет небольшая самостоятельная работа. (Учитель раздает карточки с самостоятельной работой (см. приложение 1))

- с массивами.

 

- Что такое массив, виды массивов, генератор случайных чисел и как описывать массивы в Паскале, как заполнять массив.  

3.                                                                                                   Постановка проблемной задачи.  (2 мин)

Помните раньше мы решали задачи по подсчету суммы  N элементов с  помощью циклов. Давайте попробуем решить задачу с помощью массивов:

«Мама попросила сходить в магазин за продуктами и дала список из 10 наименований. Составьте программу подсчета суммы всей покупки».

-Расскажите, как бы вы выполнили бы это задание в жизни» (слайд 1).

 

- Попробуем провести аналогию с программой (слайд 4):

 

 

В реальном мире

В программе

1.                 Взять тележку для продуктов.

2.                 Наполнить тележку для продуктов по списку.

3.                 Прийти на кассу и расплатится.

1.                  Описать массив

 

2.                  Заполнить массив с клавиатуры

 

3.                  Посчитать сумму элементов массива 

- Что из необходимых действий мы уже умеем делать?

- А как посчитать сумму? Вспомните как мы это делали раньше с помощью циклов.

-Также поступим и в этом случае.

- дети пытаются предложить решения задачи, приходят к выводу, что необходимо ввести  цены продуктов с клавиатуры и посчитать сумму.

 

 

 

 

- пришел в магазин, взял корзину для продуктов, заполнил корзину, на кассе расплатился, маме отдал чек и сдачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Описывать массив и заполнять его.

 

- мы в цикле поочередно складывали элементы и записывали в переменную

 

4.     Построение блок схемы. Запись алгоритма на языке Паскаль. (15 мин)

- Давайте попробуем построить блок-схему решения этой задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Теперь давайте попробуем написать программу.

 

 

 

 

 

 

 

 

- А как можно оптимизировать решение этой задачи? Можно сократить количество циклов?

 

 

 

 

 

 

 

-                     Обратите внимание на операторные скобки. Зачем они нам здесь необходимы?

 

-                     Молодцы. А если мы захотим посчитать среднее арифметическое элементов массива, что надо будет добавить в эту программу.

 

 

 

 

Один учащийся строит блок-схему в программе «Конструктор блок-схем», остальные в тетради. Пример итоговой блок-схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Var a:array [1..10] of integer; i, s: integer;

Begin

For i:= 1 to 10 do

Read (a[i]);

For i:= 1 to 10 do

s:=s+a[i];

write (s);

End.

 

Var a:array [1..10] of integer; i, s: integer;

Begin

For i:= 1 to 10 do

begin

Read (a[i]);

s:=s+a[i];

write (s);

end;

End.

- Потому что в цикле больше одного оператора.

 

-Надо будет добавить в раздел Var переменную sr типа real  и в конце программы написать строчку sr:= s/10;

5.     Практическая работа. (15 мин )

- Теперь садимся на компьютер и  в среде Pascal ABC пробуем написать программу подсчета суммы и среднего арифметического элементов массива.

Попробуйте усовершенствовать программу таким образом, чтобы:  

-                                                                                                       элементы массива заполнялись случайными числами из диапазона  [0;100].

 

6.     Подведение итогов и рефлексия.  Домашнее задание (2 мин)

Чему новому мы сегодня научились?

 

 

 

Учитель называет оценки за работу и раздает домашнее задание  (слайд 6):

Массив из 15 элементов заполнить случайными числами из диапазона [10;60]. Определить:

- сумму элементов;

- произведение элементов;

-сумму квадратов всех элементов.

- среднее арифметическое первых

 6 элементов.

 

- Мы научились считать сумму и среднее арифметическое элементов массива.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.                                                                                       Златопольский Д.М. Сборник  задачпо программированию- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007

2.                                                                                       Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 2е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.                                                                                       Программа «Конструктор алгоритмов»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fff3a9b4-5a73-445a-a617-624b63d4b8a6/9_14.exe

Приложение1:

ФИО ___________________________ Класс___________

1 вариант

1.      Опишите  массив целых чисел, состоящий  из 15 элементов

2.      Дан массив А=(1,5,-11,8,13,6,19,4). Определите чему равно:

A[1]=_____

A[2]+A[5]=_____

9*A[2]=_____

3*A[3]+A[8]=_____

3.      С помощью датчика случайных чисел задайте диапазон:

a.      [0;10]    __________________

b.     [-5;5]     __________________

c.      [10;20]  __________________

ФИО ___________________________ Класс___________

2 вариант

1.      Опишите  массив вещественных  чисел, состоящий  из 11 элементов

2.      Дан массив А=(0,8,17,-2,1,5,14). Определите чему равно:

A[6]=_____

A[3]+A[4]=_____

2*A[3]=_____

5*A[5]-A[2]=_____

3.      С помощью датчика случайных чисел задайте диапазон:

a.      [0;50]    __________________

b.     [-10;10]     __________________

c.      [30;40]  __________________


Скачано с www.znanio.ru

Брянск Конспект урока по информатике

Брянск Конспект урока по информатике

Цели урока: Ø образовательные: 1

Цели урока: Ø образовательные: 1

Ход урока Деятельность учителя

Ход урока Деятельность учителя

В реальном мире В программе 1

В реальном мире В программе 1

Теперь давайте попробуем написать программу

Теперь давайте попробуем написать программу

Практическая работа. (15 мин ) -

Практическая работа. (15 мин ) -

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017