Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"
Оценка 5

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Оценка 5
Мероприятия
docx
физика
11 кл
10.11.2018
Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"
Конспект внеклассного мероприятия для учеников 11 класса или студентов 2 курса профессиональных образовательных учреждений, которое проводится после изучения темы "Механические колебания и волны". В мероприятии используются сведения из разных областей наук и звук рассматривается с точки зрения каждой из них.Конспект физического вечера из цикла «Физика и музыка» на тему «Звук вечности»
Звук вечности.docx
ГАПОУ ПО «Каменский техникум промышленных технологий и предпринимательмтва» Белинский филиал Конспект физического вечера из цикла «Физика и музыка»  на тему «Звук вечности» Преподаватель Котелкина С.Ю. Цель: формирование и умение понимать не только научные истины, но и   прекрасное;   пробудить   и   расширить   познавательный   интерес   к   науке   и искусству. Оборудование: 1. Видеофильм «Петр I». 2. Музыкальная запись: а) Вечерний звон; б) М. Мусоргский. Борис Годунов. Отрывок из сцены коронации; в) Ростовские колокола (звоны); г) романсы «Бубенцы», «Бубенчики»; д) А. Поперечный. Малиновый звон, е) компьютерная презентация. План 1. Назначение колокола. 2. Что такое колокол? 3. Исторические сведения. 4. Тайны колоколов и их звонов. 5. Строение колокола, форма колокола, из чего льют колокола. 6. Звуки колоколов. 7. Колокол ­ музыкальный инструмент. 8. «Дома», где живут колокола и рождаются звуки. 9. Влияние колокольных звонов на здоровье человека. 10. Колокол ­ душа народа. Ведущий   1.  В   последнее   время   много   говорят   об   интеграции естествознания, физики и астрономии. Но физику можно интегрировать и с литературой,   искусством. Многие скажут: разве эти области совместимы? Что общего между физикой и искусством? Отвечу. Наука и искусство – две ветви познания и отражения реального мира. У них общий объект познания — природа. Только физика как наука отражает в сознании человека разумом реальный мир, а искусство ­ эмоциями. Л.Д.Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное,шорох леса, краски заката, звон рифм… Любая замкнутость прежде   всего   ссвидетельствует   об   ограниченности.   не воспринимающий поэзии, искусства ­ плохой физик».   Физик, Р.н.п. «Вечерний звон» Ведущий 2. Колокол, его чарующий звон — это один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Ростовские колокола (звон) 1 часть Чтец: Чистый месяц в росы пал. Белый, стольный град Владимир Звон неведомый, родимый  Над землею рассыпал.  Первороден и силен,  Плыл он, ритмом покоряя, Плыл, как будто укоряя,  Из Владимирских времен.  И внимал я ­ внук славян ­  Чуду с гордостью и грустью,  Благовест летел над Русью,  Новый день благословлял. А. Пономарев Ведущий   1.  Колокольные   звоны   на   Руси   давно   стали   неотъемлемой частью национальной культуры, частью жизни. Они звучали и в будни и в дни торжеств, и в малые праздники. Люди слышат звоны Московского Кремля и Ростова Великого, многих населенных пунктов. Ведущий 2 (под звон Ростовских колоколов). Вслушайтесь в прошлое. Со сторожевых башен крепостей и замков, с колоколен соборов, церквей и монастырей доносится к людям колокольный звон. Его слышно в тишине даже за 30 км. Унылый и  монотонный ­ похоронный, веселый и «разноцветный» ­ праздничный,   грозный   и   тревожный   ­   вечевой,   предупреждающий   об опасности.  А вот источник этого звона ­ колокол. Учащийся от имени колокола. Появился я на Руси в Х в. Отлили меня из меди и олова, телом моим стал  сплав ­  звонкая оловянная бронза. Когда бронза застыла, меня освободили от формы, подняли на колокольню, и тогда я произнес свой первый звук. Голос мой поплыл над городом… И люди пришли поздравить   меня   с   рождением.   Нарекли   меня   колоколом,   что   значит   по­ латыни ­ созыв, по­гречески ­ зов, по­древнеиндийски ­ шум, беспорядочные крики. Первым моим назначением стало созывать народ. У меня, как у человека, имеются язык, губа, уши, плечо, и как у царя, ­ корона. Мне, как и моим братьям, люди, мечтающие о счастье, дали прозвище «Благовестник». Потом меня крестили и священник произнес надо мной такие слова:   «Господи!   Где   бы   ни   прозвучал   этот   колокол,   да   отступят   далеко смелость   умышляющих   козни,   мрак   привидений,  набег   несчастий,   удар молнии,  нападение   громов,   сокрушительная   сила   града…».   Это   наполнило меня силой. Теперь я силой своего звука часто могу противостоять врагам, наветам, природным стихиям, могу притягивать к добру, ограждать человека от вредных дел. Поэтому много веков люди верят в мою чудесную силу. Ведущий 2.  Звон колокола издревле был голосом Родины. Он воспевал ее силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал ­ это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покоренного города были   желанными   трофеями   для   победителей.   Их   срывали   с   колоколен   и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, чем лишение колокола, не было для опального города. Учащийся от имени колокола.  Я созывал людей в храмы ­ это была будничная работа. Я предсказывал войны, эпидемии ­ когда звонил сам собой. Звонил набатом, отпугивая  врага и созывая людей спасать город. Молчал, когда бунтовал. Своим торжественным звоном провожал и встречал высоких гостей, включая царя. И голос мой всегда был разный: медленный и тяжелый; громкий, торопливый, сбивчивый ­ при пожаре или наводнении, размеренно бухающий ­ в бурю или пургу, указывающий дорогу путникам Фрагмент из фильма «Петр I» (коронация царя) Ведущий 1. Что такое колокол? Историк   2.  Колокол  ­   это  самозвучащий   сигнальный   музыкальный инструмент ­ такое научное определение дает Энциклопедический словарь; «опрокинутая   чаша   с   малиновым   звоном»   ­   определение   второе, поэтическое; один из древнейших символов православной Руси, а ныне еще и примета ее возрождения ­ определение третье; металлическая   чаша,   перевернутая   вверх   дном,   внутри   которой   по центру   дна   подвешен   металлический   «язык»  (рис.   1);   при   их   взаимном перемещении (например, движении «языка» при помощи веревки) происходит удар   о   стенку   чаши,   и   та   издает   звук.   Это   ­   четвертое   определение, определение­описание. Некоторые исторические сведения г. • • О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто ­ на специальных сооружениях рядом с церковью ­ колокольнях (с XIX в.). • В Москве   до  революции  1917 г. насчитывалось  примерно 4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по 5 ­ 10 колоколов, иногда   и   больше;   для   разных   случаев   ­   праздник,   будни,  беда   ­ использовались разные колокола. • На   колокольне   Ивана   Великого   в   Кремле,   построенной   в 1505 ­1508 гг. и имеющей высоту 81 м, было 52 колокола (впоследствии ­  37). • Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др. • Колокола были большие и малые. Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550 г.) ­ 2200 пудов (36,08 т), Большого Успенского (1654 г.) ­ 8000 пудов (131,2 т). • Огромнейшим и единственным по своей величине во всем мире считается московский Царь­колокол (1735 г.); его масса свыше 12 000 пудов (196,8 т). Историк   1.  Многие   колокола   окружены   тайнами.   Так,   колокол   в маленьком испанском городе Велилья несколько раз принимался звонить сам и   каждый   раз   предсказывал   несчастья:   в   1527   г.   он   предсказал   войну   с Францией, потом смерть короля Карла V, затем ­ эпидемию чумы, смерть наследного принца.  Историк 2. Давным­давно во времена княжеских междоусобиц русский князь Александр Васильевич Суздальский покорил город Владимир и взял в плен соборный колокол. Привез колокол в Суздаль, подняли его на звонницу, а   он   молчит.   Как   ни   старались   звонари,   не   смогли   добиться   ни   звука. Испугался князь и вернул колокол во Владимир. Возвратившись на прежнее место, «пленник» зазвонил так же прекрасно, как и прежде. Историк 1. B 615 г. армия короля франков осадила бургундский город Сане. В городе уже кончались запасы продовольствия и воды. Силы защитни­ ков были на исходе. И тогда епископ по имени Лупус зазвонил в колокол. Звон был грозный, страшный. Атакующие испугались колокольного голоса и в ужасе бежали. Город был спасен.  Историк  2. Колокола, как правило, ценили. Но бывали случаи, когда уважительное отношение сменялось на гнев. И тогда колокол, наказывали, как людей.   Один   раз   набатный   колокол   Московского   Кремля   разбудил   царя Федора   Алексеевича   и   за   это   был   сослан   в   монастырь.   Другой  набатный колокол Кремля был снят с колокольни и лишен языка за то, что призывал народ к бунту. Колокол в городе Угличе звонил в 1591 г. по поводу того; что тайно был убит царевич Дмитрий, и за это был высечен и отправлен на 300 лет в сибирскую ссылку ­  в г. Тобольск. Историк  1.  Другая   подобного   рода   легенда   связана   с   новгородским вечевым   колоколом.   По   приказу   царя   Ивана  III  колокол   был   снят   с Софийской звонницы и отправлен, в Москву, чтобы не проповедовал вольницу и звучал согласно главным русским колоколам. Интересно, что до Москвы новгородский пленник не добрался на одном из склонов Валдайских гор сани, на   которых   везли   колокол,   резко   покатились   вниз,   испуганные   кони понеслись, колокол слетел с саней и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Но,   по   преданию,   какая­то   неведомая   сила   превратила   множество   мелких осколков в маленькие, чудесные колокольчики. Местные жители их собрали и стали отливать по их подобию свои, разнося весть о новгородской вольнице по всему свету. Песня «Вдоль по дороге троечка мчится» Историк  2.   Еще   один   любопытный   исторический,   эпизод.   Во   время войны со шведами в 1700 г. под Нарвой русские войска понесли большие потери артиллерии.  Чтобы возместить   утрату, царь Петр  I  издал  Указ, по которому   довольно   большой   процент   церковных;   колоколов   подлежал изъятию, переплаву и превращению в орудия. Мирные колокола должны были служить военным целям. Литератор.    В   русской   литературе   немало   говорится   о   колоколах. Первое упоминание о них мы находим в русской летописи за 1066 г., и связано это с Новгородом и святой Софией. О колоколах есть упоминание в древних киевских и новгородских былинах, например: И повели­то Илью да ко виселице, И сопровождают Илью да как Муромца Со всеми звонами­то церковными... В «Слове о полку Игореве» тоже говорится о колоколах: «Звон звенит, во Киеве, во стольном…» В старинной новгородской песне пелось: Звонили звонцы в Новгороде Звончей того во каменной Москве... Романс «Буцны» Ведущий 1. «Как устроен колокол»? Инженер. Отвечу (показывает схему разреза колокола ­ рис. 2). Русские колокола   имели   форму   усеченного   конуса,   наподобие   огромного   толстого колпака с расширенным раструбом и ушками для подвески. Имел колокол верхний   и   нижний   пояс,   сковороду,   под   которой   находилась   серьга   для подвеса языка ­ металлического стержня с утолщением в конце, называемым «яблоко», которым били по нижнему поясу колокола ­ звуковому кольцу. Мы   знаем:   какими   только   ни   делали   колокола   мастера!   И   совсем круглые;   и   граненые,   и   удлиненные,   и   коротышки.   Семьсот   лет   искали, пробовали наугад, думали, пока не нашли форму, которую повторяют и сего­ дня. Все   колокола   в   той   или   иной   мере   декорированы   узорами,   текстом, изображениями. В декоративном убранстве заметную роль играли надписи, или,   как   их   называли   прежде,   «летописи».   Выполненные   красивыми рельефными   буквами,  они   включались   обычно   в   орнамент,   находящийся   в верхней части колокола, располагались и внизу. Так, на колоколе «Лебедь» Московского   Кремля   написано   (привожу   фрагмент   текста):   «Сей   колокол вылит был при государе и великом князе Василие Иоановиче всея Руси и при его   сыне   князе   Иоанне   Васильевиче   в   7040   лето,   но   как   по   прошествии нескольких   лет   повредился,  то   ныне   при   благополучном   государствовании всепресветлейшие   державнейшие...   Екатерины   Вторые...   перелит   вновь мастером Семеном Гавриловым сыном Можжухиным от воплощения божия слова 1775 года в месяце в декабре. Весу 450 пуд.» (Дата 7040 соответствует 1532 г.) На декоре Успенского колокола был портрет императора Александра 1 и икона «Христос Вседержитель»; на других колоколах ­ иные изображения. Поражали колокола не только красотой, но и весом (рис. 3). Ведущий  1.  Колокола   отливали   во   многих   странах   мира.   Но,   нигде колокольное дело не достигло такого совершенства, как в России. Во "Второй половине XV в. и особенно в XVI в. русские мастера­литейщики создали мно­ жество колоколов. В одной Москве было их в это время около пяти тысяч. Литейщик. Создание колокола было большим событием для города, где его   делали.   Великими   мастерами   литья   колоколов   считаются   Филипп Андреев, Емельян Данилов, Флор Терентьев, отец и сын Моторины; Андрей Чохов, Семен Можжухин. Большой ли, малый ли колокол делал мастер, работа его шла путем, проторенным прадедами. Строили печи (одну или несколько). Около нее (них) вырывали   глубокую   яму.   В   яме   сначала   из   кирпича   выкладывали   конус, который обмазывали глиной. Специальным вращающимся шаблоном эту глину выравнивали, выглаживали чтобы придать ей форму, задуманной мастером внутренней поверхности будущего колокола, этот глиняный слой называли не очень   почтительно   ­   «болван».   Поверхность   «болвана»   красили   особой краской, составленной из просеянной золы, разведенной в мыльной воде, а сверху смазывали салом, чтобы последующий слой глины не прилипал к ней. Затем   поверх   «болвана»   слой   за   слоем   наносили   глиняную   «рубашку», создавая   модель   тела   колокола.   Ее   тоже   выравнивали   шаблоном   и   тоже красили специальной краской. Чтобы украсить поверхность колокола, мастер лепил в формочках, буквы, разные фигурки и прикреплял их к поверхности «рубашки».   Когда   «рубашка»   (глиняный   колокол)   была   готова,   делали верхнюю часть формы «кожух», который был по сути разборным слепком с глиняной части модели. Структуру формы поясняет рисунок 4. Потом по специальному желобу в форму выпускали из печи жидкий ме­ талл ­ «колокольную» бронзу, в которой была 1/5 часть олова, а остальное ­ медь. Позднее в сплав стали добавлять серебро, чтобы звон был звучнее. Ис­ пользовали также сплав стали и чугуна. Долгие часы, а иногда и дни, остывала отливка в яме, причем тем дольше, чем большим делали колокол. А в городе в это время было тихо и спокойно: люди понимали, что если вдруг хлопнет дверь,   раздастся   топот,   то   задрожит   земля,   в   которой   упрятана   форма   с колоколом, и это помешает колоколу обрести свой голос, понимая, терпеливо ждали. Когда отливка в яме остыла, ее вынимали, выбивали глину, металл, полировали, выглаживали поверхность ... Свои секреты колокольные мастера передавали сыновьям и ученикам; веками накапливалось их умение.  Акустики   не   могут   теоретически   точно   объяснить,   как   нужно изготавливать   корпус   колокола.   Математические   формулы,   объясняющие звучание этого «инструмента», лишь приближенны. Нельзя заранее рассчитать форму   колокола,   чтобы   после   отливки  он  издал   нужный   звук.   И   если   у лучших колокольных мастеров готовый колокол звучал так, как задумано, это объясняется не математическими расчетами, а опытом чутьем и искусством мастера.   В последнее время колокола научились изготавливать и из стекла (в Швеции),   глины   (в   Эфиопии),   фарфора   (в   Германии),   но   по­прежнему   их делают так, что они издают музыкальные звуки. Ведущий   2.  Колокольные   звоны   были   предметом   многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства ­ литературе, поэзии,   живописи,   музыке.   Отечественные   композиторы   часто   включали колокольные   звоны   в   свои   произведения:   вспомним   М.Мусоргского   и   его оперы «Хованщина», «Борис Годунов», а также М. Глинку с оперой «Жизнь за царя», А.Бородина с «Князем Игорем», Н.А. Римского­Корсакова и его оперы «Сказка   о   царе   Салтане»   и   «Псковитянка»   (для   постановки   последней Большой театр в начале XX в. приобрел колокол массой 170 пудов). М. Мусоргский «Борис Годунов» музыкальный отрывок из сцены коронации  Физик   1.  Попробуем   разобраться,   каким   образом   создается колокольный звук, как мелодия звона связана с размерами, формой колокола, а также остановимся на том, из какого материала изготавливают колокола, Несколько слов о «языке» колокола. «Язык» изготовляют из железа. Масса   его   обычно   составляет   1/25   от   массы   колокола   (для   больших колоколов   ­   это   отношение   меньше).   Форма   может   быть   различной:   она зависит от способа возбуждения звука ­ раскачивают ли язык или раскачивают колокол; первый способ ­ русский, второй ­ западноевропейский. В   начале   XX   в.   по   количеству,   качеству   и   величине   колоколов, гармонии даваемых им звуков Россия занимала в мире первое место. Обратим теперь внимание на явление резонанса. Мы уже говорили о том, что для составления «карты звучания» колокола применяют резонаторы Гельмгольца, в основе действия которых лежит резонанс. Однако есть более важное применение резонанса в колоколах, и состоит оно в следующем. Устройство колокола таково, что его звучание ­ это дуэт металла и столба   воздуха   в   нем,   который   приходит   в   колебательное   движение   с частотой,   равной   частоте   колебаний   стенок,   совершая   вынужденные колебания. Чтобы собственная частота колебаний столба воздуха совпадала с частотой   колебаний   стенок   колокола,   столб   должен   иметь   определенные параметры   и   ударять   по   нему   надо   в   определенные   моменты.   Благодаря резонансу возрастают амплитуда и энергия звуковой волны и, как следствие, ­ громкость звука. В звоне (звуке) колокола, т.е. в его звуковом спектре, присутствуют неслышимые звуки ­ ультразвук и инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек ­ биологическая система, и потому, так или иначе, отзывается на их   воздействие.   Не   потому   ли,   когда   бьют   колокола,   в   душе   возникает ощущение   торжественности,   причастности   к   чему­то   духовно­высокому   и светлому, ощущение неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его   историей   и   традициями;   или,   наоборот,   душой   овладевают   печальные, тревожные чувства, невыразимо щемящие сердце? д Ростовские колокола (звон) Чтец Колокол русский народный,  Колокол храма святой,  Чуден твой голос свободный,  Люб отголосок мне твой.  Чистые, чудные звуки  Любо душою ловить,  Или тревожные муки  В сердце больном хоронить... Физик  2.  Все   колокола   способны  издавать   инфразвуки,   т.е.   звуки   с частотой ниже 16 Гц. Эти неслышимые человеческим ухом звуки, являющиеся составляющими   колокольного   звона,   и   создают   впечатления   глобальности, силы, мощи, дополняющие обычную красочность. А   вообще   известно,   что   основной   тон   колокола   определяют геометрические размеры «инструмента»; частота звучания пропорциональна толщине колокола и обратно пропорциональна квадрату его диаметра. Музыковед.  Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инст­ рументом. Народ любил колокольный звон, любил и сам звонить в колокола (это   разрешалось   во   время   пасхальных   празднеств).   Существовал   обычай: допускать   в   пасхальную   неделю   на   колокольню   любого   желающего. Поговорка гласит: «В светлую седмицу, кто не звонарь». Русский колокол поражает своим звучанием. Он может взять не одну, а три ноты: основной тон ­ в месте удара, ниже на четыре тона ­ в середине, ниже   на   целую   октаву  ­   вверху.  Поэтому   голос   колокола  ­  это   сочетание нескольких звуков, которые гармонируют. Особенность звука колокола еще и в тембре: он не остается неизменным. Если в момент удара преобладает один тон, то  через 3 с самым  сильным становится другой, а первый постепенно затухает. Этой уникальной особенностью обладают только колокола. Играть   на   колоколе   не   просто.   Попробуйте   подергать   за   веревки, привязанные   к   тяжелым,   иногда   многопудовым,   языкам.   И   колокольные мастера   издавна   пытались   облегчить   работу   звонарей   путем совершенствования способа игры. Так появились карильоны ­ своеобразные инструменты­приставки   к   колоколам   (им   уже   несколько   столетий). Исполнитель   уже   не   дергает   веревки,   а   сидит   за   клавиатурой,   правда   не совсем   обычной:   клавиши   у   нее   длинные   и   широкие,   иногда   ножные;   от клавиатуры   к   колоколам   идет   система   тяг   и   рычагов.   Язык   у   колоколов обычно заменяет (в карильоне) молоток особой формы. Каждый молоток при нажатии   соответствующей   клавиши   ударяет   о   край   «своего»   колокола.   В России карильоны не прижились. Звонари считали, что при таком способе игры теряются музыкальные нюансы, и колокольная музыка получается менее выразительной.  Колокольный   звон   создается   по   определенным   правилам.   Колокола распределяют   по   голосам:   низкие,   средние,   высокие.   Колокола,   дающие низкие звуки, ­ самые  большие,  тяжелые и  «медленные»; они задают темп звона   (например,   42   удара   в   оба   края   в   минуту).   Низкие   звуки   создают ритмическую и гармоническую основу всего звучания. Ростовские колокола (звон) II часть рис. 6. Архитектор.  Колокола,   как   мы   уже   говорили,   размещают   на колокольнях ­  специальных  башнях  с  открытым   верхним  ярусом,  стоящих рядом с храмом, или на звонницах ­ особых надстройках с проемами на самом храме.   Колокольня   Ивана   Великого   в   московском   Кремле   (построенная   в 1505­1600 гг.) (рис. 6). В   их   устройстве   тоже   используется   явление   резонанса,   причем   с древних времен. Так, в верхней части колоколен и звонниц, их шатрах 1 (рис. 7) располагаются «слухи» 2 ­ отверстия (окошечки, убывающие по величине к вершине) для резонанса звука. Размеры отверстий делаются такими, чтобы частота   колебаний   столба   воздуха   в   них   совпадала   с   частотой   звучания колокола   («звона»)   3.   Кроме   того,   в   толщу   стен   барабанов  4  иногда встраивают пустые глиняные кувшины или горшки ­ «голосники», которые выполняют такую же роль, как и «слухи». В роли резонатора выступает также просторное и пустое пространство первого этажа звонницы, а в колокольне ­ весь внушительный по высоте (не в один десяток метров) столб воздуха в ней. На   звонницах   и   колокольнях   размешали   обычно   сразу   несколько колоколов, например, на звоннице Ростовской соборной церкви их было 13. Звон   каждого   дополняет   звучание   других,   создавая   согласие   и   гармонию звука, неповторимую мелодичность и выразительность. Такая музыкальность обеспечивается   еще   и   тем,   что   профили   колоколов  (их   форма)   несколько отличались друг от друга; как именно ­ это мастера обыкновенно держали в секрете. Русские   зодчие   умело   использовали   для   усиления   и   создания особенностей распространения звука окружающий ландшафт (вид местности). Обратимся например, к Ростовской звоннице, что находится в Ярославской обл.,   в   г.   Ростов   Великий;   построена   она   в   XVII   в.   Звук   ее   колоколов, усиленный   в   пространстве   первого   этажа,   беспрепятственно   устремляется наружу,   плавно   «переливается»   через   некрутой   склон,   на   котором возвышается вместе с Ростовским кремлем звонница, и сразу же оказывается в другом «резонаторе», еще более внушительном по размерам ­ пространстве над гладью озера Неро. Здесь звон колоколов становится особенно мягким и мелодичным. Ведущий 2. Из чего льют колокола? Физик 1.  Многовековой опыт русских мастеров показал, что из всех материалов наилучший для изготовления колоколов ­ бронза, состав которой: 4 части меди и 1 часть олова (80 и 20% соответственно). Этот сплав слабо рассеивает   механическую   энергию   за   период   колебания:   у   бронзы   доля рассеяния наименьшая ­ 0,005, в то время как у меди ­ 0,03, латуни ­ 0,015, стали ­ 0,035. 3,  ρ  = 8800 кг/м Другие физические характеристики бронзы таковы: плотность  модуль Юнга Е = 1,0∙10" Н/м2,  температура плавления tпл = 880°С,  твердость по Бринелю 7,5∙108 Н/м2. Медь и олово ­ оба мягких материала, но в сплаве делаются твердыми. Цвет сплава ­ серовато­стальной, вид ­ однородный. В сплаве присутствуют и примеси  (этого   просто   не  избежать):   небольшое   количество   свинца  (около 2%),   цинка   (1,2%),   железа   (1,2%);   но   это   вредные   примеси:   так,   наличие свинца снижает звонкость и твердость. При литье колоколов важно соблюдать процентное соотношение олова и меди в материале, поскольку избыток олова придает колоколу звонкость, но делает бронзу более хрупкой. Романс «Бубенчики» Учащийся от имени колокола.  Голос ­ это не один звук, а сочетание нескольких.  Чтобы   это   сочетание   было   красивым,  звуки   мои   должны   гар­ монировать. А гармония зависит от формы моей чаши и толшины ее стенок, а также от массы тела. Физик   2.  У   каждого   колокола   есть   основной   тон,   соответствующий высоте   его   звучания,   и   богатый,   характерный   только   для   него   набор добавочных тонов — более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона. Рассмотрим   физический   механизм   звучания.   При   ударе   языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает ее упругое дрожание, которое представляет собой сумму многих собственных колебаний звуковой частоты. Эти колебания можно сделать видимыми, если перевернуть чашу, залить ее водой, насыпать на поверхность воды равный слой легкого мелкого порошка, например ликоподия, и возбудить колебания. Звучащие участки стенок колокола и  линии  покоя можно обнаружить экспериментально   и   с   помощью   резонаторов   Гельмгольца   ­   прибора, представляющего собой сосуд, сообщающийся с внешней средой посредством небольшого отверстия или трубки и имеющий собственную частоту колебания fр; если его поместить в звуковое поле с частотой тоже fр, то в нем благодаря резонансу возникнут колебания, амплитуда которых во много раз превысит амплитуду   звуковых   колебаний   поля.   Можно   даже   составить   «карту» звучания колокола. Звучащие участки можно найти даже на ощупь, если размеры колокола велики и велика амплитуда колебаний. Литейщик. На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение   вопросов:  какими  должны   быть   пропорции   между   размерами   и массой, толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание, т.е. такое, при котором добавочные тоны   (обертоны)   гармонично   сочетаются   с   основным,   создавая   единое прекрасное   целое.   Все   практические   находки   тщательно   записывались, составлялись таблицы размеров, масс, состава металла. Эти сведения часто хранились в секрете. Основные таблицы были сделаны в XVI в. Но только в XVIII в. удалось найти такую «правильную» форму колокола, при которой он зазвучал   особенно   гармонично:   было   значительно   расширено   основание   и наращена   нижняя   часть,   ей   придан   вид   заостренной   массивной   «губы». Выработался тип русского колокола (рис. 5, а). В нем диаметр нижней части равен высоте колокола, а диаметр верхней части ­ половине диаметра нижней. (Отмстим для сравнения: китайский колокол более сжат внизу и даст глухой звук.) В это же время литейщики пришли к выводу, что при таком профиле колокол может давать, совмешая, три гармоничных тона (рис. 5, б), но при этом сила трезвучия поглощает добавочные тона. Физик   1.  Хочу   добавить.   Заставить   колокол   звучать   можно   двумя способами: первый: язык неподвижен, раскачивается чаша колокола, которая ударяется о язык (способ качающегося колокола); его используют на Западе, а на Руси применяли только в Пскове в XVI­XVII вв.; второй:   чаша   неподвижна,   а   с  помощью   шнура   движется   язык.  Этот способ   звона   российский.   Его   преимущества:   раскачивание   только   одного языка (а не всего объекта) не оказывает сильного воздействия на саму башню, где   помещается   колокол,   что   позволяет   использовать   колокола   огромных размеров;   при   таком   раскачивании   не   возникает   резонанс   с   колокольней, который мог бы ее разрушить. Ведущий   2.  Возрождение   звонов     не   только   дань   уважения   нашим талантливым предкам, но и серьезный вклад в духовное возрождение России, возрождение ее древней культуры. Ростовские колокола (звон) II часть Ведущий 1.  Влияютли колокольные звоны на здоровье человека? Так как есть предание, что звон угличского колокола имел целебные свойства, лечил больных детей. Биолог. Отвечаю. Группа исследователей под руководством кандидата биологических наук Ф.Шипунова изучала воздействие колокольных звонов на живые организмы. Она установила, что колокола работают и как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне; их излучения разрушают болезнетворные среды.   В   частности,   колокольный   звон   обезвреживает   вирусы   гриппа, желтухи; его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных ми­ кробов.   Если   в   комнате   поставить   даже   маленький   колокол,   то   при   его звучании в живых клетках свертывается белок. Ученые обнаружили также, что каждый вирус обезвреживается «своим» звуком, т.е. звуком определенной частоты. Так что недаром наши предки во время эпидемий били в колокола, дающие звуки определенного тембра и частоты, и так долго, пока не сгинет напасть (тифозная палочка гибнет от звона колокола довольно быстро). Ведущий   2.  Сегодня   мы   узнали   много   о   колоколах   и   колокольных звонах.   Колокол   –   это   частичка   истории   России,   произведение   литейного, мастерства и искусства, музыкальный инструмент, лекарь. Ведущий 1. Предлагаю послушать стихотворение С.Есенина (1914 г.): Чтец Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу  Сонная земля.  Понеслись удары  К синим небесам,  Звонко раздается  Голос по лесам. Скрылась за рекою  Белая луна,  Звонко побежала  Резвая волна.  Тихая долина Отгоняет сон, Где­то за дорогой Замирает звон. Ведущий 1.  Для  нас,  сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа. Звучит песня А. Поперечного «Малиновый звон»

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"

Конспект внеклассного мероприятия из цикла "Физика и музыка" на тему "Звук вечности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018